Северо-Запад
Инкубаторный период
29 июля
Ровно год исполнился со дня открытия в Петрозаводске бизнес-инкубатора. Его задача – стимулировать интерес малого и среднего предпринимательства к новым технологиям. Недавно познакомиться с итогами работы этого учреждения приехала министр экономического раз-вития России Эльвира Набиуллина, сопровождавшая президента России Дмитрия Медведева во время его визита в Республику Карелия.
Передовая модель поддержки малого бизнеса министра заинтересовала не случайно: для России это все еще новое дело. Всего в стране действует 123 бизнес-инкубатора, тогда как только в маленькой Финляндии их около 80, а в США счет вообще идет на тысячи. Кстати, первый бизнес-инкубатор появился именно там, за океаном, в далеком 1956 году. Сейчас этот механизм поддержки малого бизнеса признан одним из самых эффективных. По данным российской статистики, в первые три года на рынке самостоятельно выживают 45 процентов малых предприятий. А среди тех, кто прошел бизнес-инкубаторы, таких почти вдвое больше.
Конечно, нельзя сказать, что в них для малого предпринимательства создаются оранжерейные условия, но помощь им оказывается ощутимая. На первом этапе предприниматель тратит массу усилий и средств на то, чтобы найти подходящее помещение, приобрести компьютеры и оргтехнику, организовать связь и доступ в интернет, получить квалифицированные консультации по маркетингу или привлечению финансирования. Бизнес-инкубатор оказывает малым предприятиям все эти услуги, причем за более чем доступную плату. Так, благодаря поддержке карельского правительства стоимость аренды одного квадратного метра площади здесь составляет 340 рублей, тогда как рыночные расценки на аренду офисных помещений в Петрозаводске значительно выше. Средства на создание бизнес-инкубатора республика получила в конце 2006 года по итогам конкурса, проводимого Министерством экономического развития РФ. Общий объем финансирования составил 17 миллионов рублей. Причем деньги были выделены поровну федеральным и республиканским бюджетами.
Разумеется, попасть в бизнес-инкубатор просто так, с улицы, невозможно. Предприятия проходят конкурсный отбор, который проводит министерство экономического развития Карелии. По условиям конкурса арендовать предоставляемые помещения могут только представители малого бизнеса, за исключением занятых в сферах розничной и оптовой торговли, строительства, игорного бизнеса, оказания бытовых и медицинских услуг.
На конкурсной же основе была выбрана управляющая бизнес-инкубатором компания – ООО «Карельская инвестиционная компания «РБК». Ее директор Денис Зубков отмечает, что идею бизнес-инкубатора многие предприниматели оценили не сразу, но сегодня она становится все популярнее.
– Начинать было непросто, – признается он. – Мне даже самому пришлось сниматься в рекламных роликах, чтобы убедить людей участвовать в конкурсе на право пользоваться нашими услугами. Не скрою, многих из тех, кто к нам пришел, поначалу привлекла низкая арендная плата за офисы. Но ситуация уже поменялась: сейчас в бизнес-инкубаторе размещается 28 компаний (год назад их было 9. – Прим. ред.), желающих еще больше. Теперь мы уже ожидаем конкуренции среди наших потенциальных клиентов и будем проводить более серьезный отбор.
Денис Зубков не отрицает: что касается направлений деятельности размещенных в бизнес-инкубаторе предприятий, то их структура его пока не очень устраивает. Конечно, издательский бизнес или оказание консалтинговых услуг – дело нужное и полезное, но к инновациям прямого отношения не имеющее. Впрочем, есть здесь и компании, занимающиеся новыми разработками в сфере информационных технологий, энергосбережения. Особое внимание обращает на себя предприятие, направление деятельности которого обозначено модным ныне словом «нанотехнологии». На основе уникального карельского минерала, шунгита, его сотрудники создали наполнитель, который можно применять в различных композиционных материалах. Например, добавление небольшого количества этого вещества в алюминий позволяет значительно повысить его прочность.
– Говорить о рыночном продукте, товаре как таковом, еще рано, – подчеркивает Денис Зубков. – Но мы убеждены, что в случае успеха разработанный в Карелии наполнитель будет колоссально востребован.
Хотелось бы верить, но продвигать на российском рынке уникальные разработки непросто.
– У нас в стране еще только создается инфраструктура, направленная на поддержку научных разработок. Одно из направлений – появление центров коллективного пользования оборудованием либо так называемых технопарков. В таких центрах малому бизнесу открывается широкий доступ к инфраструктуре, современной технике и возможности для научных исследований и испытаний, – поясняет Денис Зубков.
В Карелии идея организации подобного технопарка витает в воздухе. Есть и другие планы, в том числе по созданию регионального венчурного фонда. Ближайшие же перспективы развития бизнес-инкубатора связаны с расширением спектра предоставляемых услуг: к уже имеющимся прибавятся консультации по ведению бухгалтерского учета и юридическим вопросам, а также проведение обу-чающих семинаров и конференций.
Но главное – в бизнес-инкубаторах, подобных карельскому, складывается особая среда для общения. Это особенно отметила Эльвира Набиуллина:
– Очень хорошие впечатления. Есть идеи новых проектов, здесь находится диверсифицированный бизнес в сфере туризма, нанотехнологий, энергосбережений. Мне кажется, что это прекрасная площадка. Очень важно для малого бизнеса иметь комфортную среду общения, из которой возникают даже совместные проекты.
Примечательно, что министр призналась: во время встречи в бизнес-инкубаторе она пыталась спросить у представителей малого бизнеса, какие проблемы их волнуют. Однако предприниматели предпочли уйти от этих вопросов.
– Надеюсь, что проблем не так много. Видимо, они текущие, решаемые, – резюмировала министр.
Хотя, конечно, некоторые трудности текущими не назовешь. Например, проблему доступа к кредитным ресурсам. Вопреки призывам Дмитрия Медведева снять лишние барьеры для малого бизнеса и по сей день для того, чтобы получить в банке средства на развитие своего дела, предпринимателю требуется оформить кучу документов, не говоря уже о предоставлении залога. Впрочем, в Карелии уже делаются шаги, чтобы помочь малым предприятиям и в этом отношении: предполагается создание гарантийного фонда в размере 30 миллионов рублей, такую же сумму можно привлечь в республику дополнительно в виде субсидий из федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству.
Еще несколько лет назад понятие «инновации» в России применялось лишь тогда, когда речь шла о развитии крупных предприятий. Сегодня заговорили о том, что ставку надо делать в том числе и на малый бизнес. Однако небольшие предприятия пока что особой инновационной активности не проявляют: в России к этой сфере можно отнести всего только 1,5 процента малых предприятий. Остальные по традиции занимаются торговлей, общепитом, предоставлением бытовых услуг. В Карелии, по информации Министерства экономического развития республики, в 2007 году в структуре бизнеса 44 процента составляла торговля. Но уже к 2012 году долю торговых предприятий планируется снизить до 34 процентов. А доля малых предприятий в валовом региональном продукте Республики Карелия к тому времени увеличится до 50 процентов. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии
Передовая модель поддержки малого бизнеса министра заинтересовала не случайно: для России это все еще новое дело. Всего в стране действует 123 бизнес-инкубатора, тогда как только в маленькой Финляндии их около 80, а в США счет вообще идет на тысячи. Кстати, первый бизнес-инкубатор появился именно там, за океаном, в далеком 1956 году. Сейчас этот механизм поддержки малого бизнеса признан одним из самых эффективных. По данным российской статистики, в первые три года на рынке самостоятельно выживают 45 процентов малых предприятий. А среди тех, кто прошел бизнес-инкубаторы, таких почти вдвое больше.
Конечно, нельзя сказать, что в них для малого предпринимательства создаются оранжерейные условия, но помощь им оказывается ощутимая. На первом этапе предприниматель тратит массу усилий и средств на то, чтобы найти подходящее помещение, приобрести компьютеры и оргтехнику, организовать связь и доступ в интернет, получить квалифицированные консультации по маркетингу или привлечению финансирования. Бизнес-инкубатор оказывает малым предприятиям все эти услуги, причем за более чем доступную плату. Так, благодаря поддержке карельского правительства стоимость аренды одного квадратного метра площади здесь составляет 340 рублей, тогда как рыночные расценки на аренду офисных помещений в Петрозаводске значительно выше. Средства на создание бизнес-инкубатора республика получила в конце 2006 года по итогам конкурса, проводимого Министерством экономического развития РФ. Общий объем финансирования составил 17 миллионов рублей. Причем деньги были выделены поровну федеральным и республиканским бюджетами.
Разумеется, попасть в бизнес-инкубатор просто так, с улицы, невозможно. Предприятия проходят конкурсный отбор, который проводит министерство экономического развития Карелии. По условиям конкурса арендовать предоставляемые помещения могут только представители малого бизнеса, за исключением занятых в сферах розничной и оптовой торговли, строительства, игорного бизнеса, оказания бытовых и медицинских услуг.
На конкурсной же основе была выбрана управляющая бизнес-инкубатором компания – ООО «Карельская инвестиционная компания «РБК». Ее директор Денис Зубков отмечает, что идею бизнес-инкубатора многие предприниматели оценили не сразу, но сегодня она становится все популярнее.
– Начинать было непросто, – признается он. – Мне даже самому пришлось сниматься в рекламных роликах, чтобы убедить людей участвовать в конкурсе на право пользоваться нашими услугами. Не скрою, многих из тех, кто к нам пришел, поначалу привлекла низкая арендная плата за офисы. Но ситуация уже поменялась: сейчас в бизнес-инкубаторе размещается 28 компаний (год назад их было 9. – Прим. ред.), желающих еще больше. Теперь мы уже ожидаем конкуренции среди наших потенциальных клиентов и будем проводить более серьезный отбор.
Денис Зубков не отрицает: что касается направлений деятельности размещенных в бизнес-инкубаторе предприятий, то их структура его пока не очень устраивает. Конечно, издательский бизнес или оказание консалтинговых услуг – дело нужное и полезное, но к инновациям прямого отношения не имеющее. Впрочем, есть здесь и компании, занимающиеся новыми разработками в сфере информационных технологий, энергосбережения. Особое внимание обращает на себя предприятие, направление деятельности которого обозначено модным ныне словом «нанотехнологии». На основе уникального карельского минерала, шунгита, его сотрудники создали наполнитель, который можно применять в различных композиционных материалах. Например, добавление небольшого количества этого вещества в алюминий позволяет значительно повысить его прочность.
– Говорить о рыночном продукте, товаре как таковом, еще рано, – подчеркивает Денис Зубков. – Но мы убеждены, что в случае успеха разработанный в Карелии наполнитель будет колоссально востребован.
Хотелось бы верить, но продвигать на российском рынке уникальные разработки непросто.
– У нас в стране еще только создается инфраструктура, направленная на поддержку научных разработок. Одно из направлений – появление центров коллективного пользования оборудованием либо так называемых технопарков. В таких центрах малому бизнесу открывается широкий доступ к инфраструктуре, современной технике и возможности для научных исследований и испытаний, – поясняет Денис Зубков.
В Карелии идея организации подобного технопарка витает в воздухе. Есть и другие планы, в том числе по созданию регионального венчурного фонда. Ближайшие же перспективы развития бизнес-инкубатора связаны с расширением спектра предоставляемых услуг: к уже имеющимся прибавятся консультации по ведению бухгалтерского учета и юридическим вопросам, а также проведение обу-чающих семинаров и конференций.
Но главное – в бизнес-инкубаторах, подобных карельскому, складывается особая среда для общения. Это особенно отметила Эльвира Набиуллина:
– Очень хорошие впечатления. Есть идеи новых проектов, здесь находится диверсифицированный бизнес в сфере туризма, нанотехнологий, энергосбережений. Мне кажется, что это прекрасная площадка. Очень важно для малого бизнеса иметь комфортную среду общения, из которой возникают даже совместные проекты.
Примечательно, что министр призналась: во время встречи в бизнес-инкубаторе она пыталась спросить у представителей малого бизнеса, какие проблемы их волнуют. Однако предприниматели предпочли уйти от этих вопросов.
– Надеюсь, что проблем не так много. Видимо, они текущие, решаемые, – резюмировала министр.
Хотя, конечно, некоторые трудности текущими не назовешь. Например, проблему доступа к кредитным ресурсам. Вопреки призывам Дмитрия Медведева снять лишние барьеры для малого бизнеса и по сей день для того, чтобы получить в банке средства на развитие своего дела, предпринимателю требуется оформить кучу документов, не говоря уже о предоставлении залога. Впрочем, в Карелии уже делаются шаги, чтобы помочь малым предприятиям и в этом отношении: предполагается создание гарантийного фонда в размере 30 миллионов рублей, такую же сумму можно привлечь в республику дополнительно в виде субсидий из федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству.
Еще несколько лет назад понятие «инновации» в России применялось лишь тогда, когда речь шла о развитии крупных предприятий. Сегодня заговорили о том, что ставку надо делать в том числе и на малый бизнес. Однако небольшие предприятия пока что особой инновационной активности не проявляют: в России к этой сфере можно отнести всего только 1,5 процента малых предприятий. Остальные по традиции занимаются торговлей, общепитом, предоставлением бытовых услуг. В Карелии, по информации Министерства экономического развития республики, в 2007 году в структуре бизнеса 44 процента составляла торговля. Но уже к 2012 году долю торговых предприятий планируется снизить до 34 процентов. А доля малых предприятий в валовом региональном продукте Республики Карелия к тому времени увеличится до 50 процентов. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии