Экономика

«Инвестиции нельзя выбирать сердцем»

31 июля
О том, что ждет современную российскую банковскую систему и ее вкладчиков, может ли на нас перекинуться американский ипотечный кризис и есть ли решение проблемы возврата денег владельцам счетов в Сбербанке СССР, «НВ» рассказывает Дмитрий Ананьев – председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.

– Дмитрий Николаевич, есть извечная тема: «Народ и деньги». В России инфляция по потребительским ценам – около 15 процентов. Население очень страдает...
– Официальный показатель инфляции – 10,5 процента, и пока правительство и Банк России не намерены его корректировать. Правда, признаю, что по отдельным товарам, таким как хлеб и молоко, инфляция может быть существенно выше.

– В любом случае граждане не могут нормально сохранять заработанное, ведь в банках процент по депозитным вкладам ниже, чем скорость обесценивания денег.
– На самом деле – это типичная ситуация. Люди во всем мире держат деньги в наличности, а процент по краткосрочным депозитам – до года, полутора – не покрывает инфляцию. Зато депозит – это надежный инструмент для хранения временно свободных денег. Если у человека есть желание вложить деньги на длительный период, ему необходимо разработать свою персональную систему. Часть средств надо держать на депозите, чтоб застраховаться от внезапных потерь или на случай срочной нужды в деньгах, часть – разместить в акции, прежде всего самые ликвидные – «голубые фишки», часть – в ценные бумаги второго эшелона. Во всем мире именно вложения в лучшие ликвидные акции при длительном периоде инвестирования опережают инфляцию. Но гарантию успешности для таких вложений никто дать не может. Депозит хорош именно тем, что гарантирует возврат вклада, однако за это надо расплачиваться более низкой доходностью.

– В нашей стране ставка государственного Банка России ниже, чем процент инфляции. Это приводит к перекосу – процентный доход по вкладам населения больший, чем ставка госбанка, облагается подоходным налогом, причем по повышенной 35-процентной шкале. Слышал, что готовятся поправки к законодательству, чтобы исправить эту несправедливость?
– Мы в Совете Федерации в последний день весенней сессии успели принять соответствующие поправки. Закон уже вступил в силу, и теперь налоговая база будет определяться как превышение суммы процентов, начисленной по договору банковского вклада, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на 5 процентов. Это правильно и для людей, и для финансового рынка в целом.

– Среди банковских продуктов в России появились новые – индексируемые депозиты, доход по которым привязан к изменению стоимости базового товара, например нефти или золота.
– Прогнозирование цены на базовый актив – дело профессионального аналитика. Хотя в период интенсивного роста цен на товарных биржах подобного рода вклады показали хорошие результаты. В любом случае изменение ситуации на рынке, увеличение линейки продуктов – это признаки зрелости рынка. Количество вариантов доступных финансовых инструментов может достичь нескольких сотен. Значительная их часть так и останется экзотикой. Если цены на нефть и золото начнут падать, то взгляд на индексируемые депозиты у тех, кто открыл их для себя случайно, изменится. У нас в стране, судя по социологическим опросам, примерно треть граждан не верит в банковскую систему в принципе. Эти люди, их сбережения – вот резерв для развития финансовой системы. Часть их можно привлечь новыми видами вкладов. Хотя начинать в любом деле нужно с самых простых инструментов.

– За последний год наиболее эффективными оказались вложения в золото и серебро. Как вы расцениваете перспективы счетов для безналичной покупки драгоценных металлов?
– Банки стремятся снизить издержки инвесторов, законодатели идут им навстречу. Безналичный счет удобней, чем металл в слитках или монеты. С другой стороны, рекомендовать такого рода вид инвестиции как панацею я бы не рискнул. Надо смотреть на ситуацию в динамике. Вкладываться в тот или иной финансовый инструмент на разогретом рынке очень рискованно. Если, допустим, золото дало хороший доход держателям за прошлый год, это не значит, что оно будет показывать высокую доходность в дальнейшем. Инвестиции в металлические счета, игра на котировках разных видов металлов – это все для опытных инвесторов. Широкому кругу людей надо вначале повысить уровень финансовой грамотности, стать более квалифицированными инвесторами. Ведь способы вложения денег нельзя выбрать сердцем. Инвестиции надо делать, основываясь на компетенции, рациональном расчете.

– Сейчас система государственного страхования вкладов защищает депозиты до 400 тысяч рублей. Когда эта цифра будет увеличена и до какого уровня?
– У соответствующего законопроекта есть все шансы быть принятым в начале осенней сессии парламента. Положительное заключение на него от министерств и ведомств уже есть. Ожидается, что новый порог будет 600 тысяч рублей.

– По прогнозам финансовых аналитиков, в России через десять лет будет от 20 до 40 миллионов активных держателей акций. Не ждут ли Россию в дальнейшем потрясения в случае резкого падения фондовых индексов? Одно дело, когда это затрагивает только спекулянтов, другое – каждую вторую российскую семью?
– Сейчас, почти через двадцать лет после начала рыночных реформ в нашей стране, всего от одного до двух миллионов людей осознанно работают с финансовыми инструментами. Это очень-очень мало. Низкая вовлеченность населения в деятельность финансового рынка напрямую влияет на низкие показатели прибыли и капитализации отечественных банков, на низкую оценку акций предприятий. Если бы большая доля граждан вышла на фондовый рынок, это стало бы еще одним стимулом для развития экономики в целом. Привлечение граждан на фондовый рынок зависит в том числе и от законодателей: насколько простыми, понятными и удобными для людей станут биржевые условия.
Повышающийся объем финансового рынка и рост грамотности населения – это, безусловно, положительный фактор. Но инфраструктуру фондового рынка еще надо достроить. Можно сравнить Россию с Китаем, где, несмотря на низкую общую грамотность населения, около 10 процентов граждан вовлечены в операции на фондовом рынке. В Японии свыше 90 процентов жителей покупают и продают акции с личных счетов. И даже несмотря на потрясения и потери, которые периодически бывают, японцы и китайцы учатся, в том числе и на ошибках, и никаких социальных взрывов от падения рынков там нет.
Чем выше риск, тем выше доход. Это извечная формула, которая есть во всех учебниках по инвестированию. Она верна и если ее прочесть наоборот: за возможность получить больший доход надо расплачиваться большим риском. Наиболее яркий пример – акции банка ВТБ, которые разместили по 13,6 копейки, а теперь они стоят около 8 копеек. Я до сих пор считаю, что это правильные инвестиции. Да, рынок пошел вниз. Тот, кто купил бумаги год назад, а теперь вынужден продать их, терпит убытки. Но потенциал роста этих акций не исчерпан. Сильно переживать и драматизировать не стоит. Подавляющее большинство частных инвесторов способно переждать период убытка.

– Какие выводы должен сделать законодатель, чтобы у нас не повторилась ситуация, слу-чившаяся в Америке с ипотекой? В США один из самых развитых по инфраструктуре и самый большой по объему финансовый рынок, и ипотечный крах затронул там все общество.
– Беды пришли в Америку не потому, что там плохие законы, а потому, что подкачало их применение. Когда необеспеченным облигациям присваивались рейтинги самых надежных бумаг, конгресс бессилен. В России мы все – законодатели, профессиональные участники, регулятор рынка – должны сделать соответствующие выводы, построить систему оценки рисков, которая заблокирует кризис. Жизнь меняется, какого-то одного лекарства от потерь нет.

– Сколько бы лет ни прошло, но все время люди будут обращаться и в газеты, и в парламент, и к президенту: что будет с долгами перед вкладчиками Сбербанка СССР?
– Как законодатель, я считаю, что это должно быть политическое решение. И принять его имеют право только первые лица государства, а не политики или чиновники среднего звена. Обеспечить справедливость, когда трагедия потери вкладов произошла больше пятнадцати лет назад, все равно уже не удастся. Обсуждать это на разных уровнях, пытаясь обеспечить лично себе дивиденды в политических целях, – это вредно для всего общества, для экономики страны. Пример популистского подхода, который имел место на Украине в прошлом году, наглядно это показал.

Беседовал Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
80.89
0.027 (0.03%)
Курс Евро
90.11
2.032 (-2.25%)
Погода
Сегодня,
04 июля
пятница
+10
Ясно
05 июля
суббота
+12
Облачно
06 июля
воскресенье
+12
Слабый дождь