Северо-Запад
Матренин пост
15 августа
Вокруг порта Усть-Луга сохранились старые деревни, где еще довольно много местных жителей. Уже несколько лет, а последние месяцы особенно, они лишены ряда конституционных прав: на свободу передвижения, на благополучную среду обитания, на охрану здоровья. Все потому, что усть-лужские строители, к которым присоединились строители порта в Вистине, практически полностью уничтожили дороги общего пользования.
Деревни Ручьи и Вистино Кингисеппского района на побережье Усть-Лужской губы всегда считались неофициальными столицами народа ижоры. Сыро, прохладно, над заливом носятся рваные тучи. Перекресток двух дорог в деревне невольно возвращает в военное прошлое: на проезжей части и на обочине стоят «ежи» из толстых досок, куда щедро вбиты гвозди, рядом – валуны и куски асфальта, оставляющие свободными только узкую часть дороги, которая перекрыта массивным шлагбаумом. У шлагбаума стоит бывший торговый ларек, тоже как из зоны вооруженного конфликта: весь драный, продырявленный, перекошенный. Из ларька на шум подъезжающей машины выходит пожилая женщина в тапочках, но с крайне решительным выражением лица.
Нормальное положение шлагбаума – открытое. Так гласит табличка на любом железнодорожном переезде. Здесь нет железной дороги, но есть Матрена Григорьевна Бабейчик, местная жительница, которая опускает шлагбаум перед каждым грузовиком. Потом она идет в ларек и выносит оттуда список: это номера грузовиков, которым разрешен проезд в деревню Ручьи и далее в Вистино, потому что водители там живут. Но таких номеров мало. Основная часть машин дальше шлагбаума проникнуть не может.
Уговаривать Матрену Григорьевну бесполезно. Она стоит как скала: небольшого роста, в синем рабочем халате, со сдвинутыми бровями и гневно выставленным вперед указательным пальцем:
– Не пущу! Сказано – не пущу! Не имеете права! Видите, знак висит – грузовому транспорту сюда въезжать запрещается! Официальный дорожный знак!
Со стороны водителя реакция может быть разной, в зависимости от того, как давно он тут работает, насколько знаком с местной ситуацией и вообще от его воспитанности. Кто бывалый – тот махнет рукой и пойдет пешком в вистинский магазин. Кто новенький и наглый – пытается качать права: «Бабка, отойди, не мешай, сейчас я тебя в кусты закину, а шлагбаум твой деревенский о колено сломаю!»
Но шлагбаум сделан на совесть – и бревно толстое, и вкопан глубоко. А на угрозы Матрена Григорьевна хладнокровно отвечает, что сейчас вызовет милицию, гаишников, пограничников, местную власть и вообще кликнет соседей. Побранившись, шофер либо тоже топает пешком в магазин, либо разворачивается и уезжает туда, откуда приехал, – в порт Усть-Луга. А Матрена Григорьевна возвращается в ларек и ждет, когда ее сменит кто-то другой из немногочисленного, но очень решительного и крепкого «ижорского батальона» – инициативной группы местных жителей.
Осадное положение в Вистино и окрестностях длится с перерывами уже с марта этого года. Но деревенские говорят, что неприятности, связанные с новым портом, начались куда раньше. Толстую кипу писем в разные инстанции показывает глава администрации Вистинского сельского поселения Игорь Крысин:
– Здесь бумаги с 2005 года. Сначала их было немного, мы думали, что все как-то утрясется. Теперь их все больше и больше, но ситуация если и меняется, то в худшую сторону.
Дело в том, что строители порта Усть-Луга и порта в самом Вистино полностью уничтожили местные дороги. Не разбили немножко, а именно уничтожили. В результате жители всех окрестных деревень лишились автобуса до своего райцентра – кингисеппское автопредприятие отказалось пускать машины по этим дорогам. Теперь люди не могут попасть на прием к врачу, в районную администрацию, просто съездить за покупками, которые нельзя сделать в деревне. Недавно и вовсе дикий случай приключился: женщина рожала дома. Не потому, что врачей боится, а потому, что «скорая» отказалась к ней ехать. Конечно, это претензия и к «скорой», но по таким дорогам ни простая «газель», ни «буханка» районных медиков не могут пробраться – по этим чудовищным ямам и колдобинам.
Местные жители, устав писать письма в пустоту (на них практически не было ответа), начали собираться на митинги. Представители областной администрации и администрации порта Усть-Луга не посчитали нужным явиться народу. И тогда люди объявили вотум недоверия правительству Ленобласти.
– Мы им не доверяем, а они даже не реагируют! – возмущается Галина Смольникова, возглавляющая Вистинский совет ветеранов. – По телевизору даже осмелились сказать, что это не местные жители протестуют, а жалкая кучка дачников, которые «понаехали тут» и возмущаются строительством так нужного области и стране порта. Но протестуют именно местные. Вон у Матрены Бабейчик, и не у нее одной, дом разваливается, потому что по улице нескончаемым потоком шли груженные песком самосвалы, через каждые 10 минут проносились они на огромной скорости, кузова не были закрыты тентом, у нас все дворы, как в пустыне, песком засыпаны. Вы поймите, мы не против порта – мы против чудовищного обращения с местным населением, как со скотом безмолвным, бесправным! Нас, малый народ ижору, и так унижали, а теперь добивают окончательно!
Валерий Чугунов из деревни Югантово, соседней с Ручьями, рассказывает, что дежурить у шлагбаума решили круглосуточно:
– Я приезжаю только на выходные, потому что работаю, но стараюсь сменить женщин на ночь, чтобы они хоть отдохнули. Помню, как водители грузовиков, когда мы только закрыли дорогу, пытались драться с нашими жителями, ругались, оскорбляли нас. Мы на провокации не поддавались. Тогда они сказали: «А мы тогда весь песок, который привезли из карьера, высыплем вам тут на перекресток, тогда у вас никакой дороги не будет, даже такой!» Наши только посмеялись: «Да высыпайте, мы со всей деревни придем с ведрами, с носилками, все по дворам растащим, всем в хозяйстве песок нужен!»
В среду состоялось очередное совещание в комитете по дорожному хозяйству и транспорту, где его глава Михаил Козьминых предложил четверым перевозчикам, которые пользуются вистинскими дорогами, разделить поровну затраты на ремонт дороги – 14 миллионов рублей, – потому что таких денег у области нет. Перевозчики обещали думать. Вистинцы обещали стоять до конца у своего шлагбаума. Им отступать некуда. У них тут родина.
В свою очередь, наша газета обещает следить за развитием ситуации в Вистино и окрестностях, давая возможность высказаться всем сторонам конфликта.
Татьяна Хмельник
Деревни Ручьи и Вистино Кингисеппского района на побережье Усть-Лужской губы всегда считались неофициальными столицами народа ижоры. Сыро, прохладно, над заливом носятся рваные тучи. Перекресток двух дорог в деревне невольно возвращает в военное прошлое: на проезжей части и на обочине стоят «ежи» из толстых досок, куда щедро вбиты гвозди, рядом – валуны и куски асфальта, оставляющие свободными только узкую часть дороги, которая перекрыта массивным шлагбаумом. У шлагбаума стоит бывший торговый ларек, тоже как из зоны вооруженного конфликта: весь драный, продырявленный, перекошенный. Из ларька на шум подъезжающей машины выходит пожилая женщина в тапочках, но с крайне решительным выражением лица.
Нормальное положение шлагбаума – открытое. Так гласит табличка на любом железнодорожном переезде. Здесь нет железной дороги, но есть Матрена Григорьевна Бабейчик, местная жительница, которая опускает шлагбаум перед каждым грузовиком. Потом она идет в ларек и выносит оттуда список: это номера грузовиков, которым разрешен проезд в деревню Ручьи и далее в Вистино, потому что водители там живут. Но таких номеров мало. Основная часть машин дальше шлагбаума проникнуть не может.
Уговаривать Матрену Григорьевну бесполезно. Она стоит как скала: небольшого роста, в синем рабочем халате, со сдвинутыми бровями и гневно выставленным вперед указательным пальцем:
– Не пущу! Сказано – не пущу! Не имеете права! Видите, знак висит – грузовому транспорту сюда въезжать запрещается! Официальный дорожный знак!
Со стороны водителя реакция может быть разной, в зависимости от того, как давно он тут работает, насколько знаком с местной ситуацией и вообще от его воспитанности. Кто бывалый – тот махнет рукой и пойдет пешком в вистинский магазин. Кто новенький и наглый – пытается качать права: «Бабка, отойди, не мешай, сейчас я тебя в кусты закину, а шлагбаум твой деревенский о колено сломаю!»
Но шлагбаум сделан на совесть – и бревно толстое, и вкопан глубоко. А на угрозы Матрена Григорьевна хладнокровно отвечает, что сейчас вызовет милицию, гаишников, пограничников, местную власть и вообще кликнет соседей. Побранившись, шофер либо тоже топает пешком в магазин, либо разворачивается и уезжает туда, откуда приехал, – в порт Усть-Луга. А Матрена Григорьевна возвращается в ларек и ждет, когда ее сменит кто-то другой из немногочисленного, но очень решительного и крепкого «ижорского батальона» – инициативной группы местных жителей.
Осадное положение в Вистино и окрестностях длится с перерывами уже с марта этого года. Но деревенские говорят, что неприятности, связанные с новым портом, начались куда раньше. Толстую кипу писем в разные инстанции показывает глава администрации Вистинского сельского поселения Игорь Крысин:
– Здесь бумаги с 2005 года. Сначала их было немного, мы думали, что все как-то утрясется. Теперь их все больше и больше, но ситуация если и меняется, то в худшую сторону.
Дело в том, что строители порта Усть-Луга и порта в самом Вистино полностью уничтожили местные дороги. Не разбили немножко, а именно уничтожили. В результате жители всех окрестных деревень лишились автобуса до своего райцентра – кингисеппское автопредприятие отказалось пускать машины по этим дорогам. Теперь люди не могут попасть на прием к врачу, в районную администрацию, просто съездить за покупками, которые нельзя сделать в деревне. Недавно и вовсе дикий случай приключился: женщина рожала дома. Не потому, что врачей боится, а потому, что «скорая» отказалась к ней ехать. Конечно, это претензия и к «скорой», но по таким дорогам ни простая «газель», ни «буханка» районных медиков не могут пробраться – по этим чудовищным ямам и колдобинам.
Местные жители, устав писать письма в пустоту (на них практически не было ответа), начали собираться на митинги. Представители областной администрации и администрации порта Усть-Луга не посчитали нужным явиться народу. И тогда люди объявили вотум недоверия правительству Ленобласти.
– Мы им не доверяем, а они даже не реагируют! – возмущается Галина Смольникова, возглавляющая Вистинский совет ветеранов. – По телевизору даже осмелились сказать, что это не местные жители протестуют, а жалкая кучка дачников, которые «понаехали тут» и возмущаются строительством так нужного области и стране порта. Но протестуют именно местные. Вон у Матрены Бабейчик, и не у нее одной, дом разваливается, потому что по улице нескончаемым потоком шли груженные песком самосвалы, через каждые 10 минут проносились они на огромной скорости, кузова не были закрыты тентом, у нас все дворы, как в пустыне, песком засыпаны. Вы поймите, мы не против порта – мы против чудовищного обращения с местным населением, как со скотом безмолвным, бесправным! Нас, малый народ ижору, и так унижали, а теперь добивают окончательно!
Валерий Чугунов из деревни Югантово, соседней с Ручьями, рассказывает, что дежурить у шлагбаума решили круглосуточно:
– Я приезжаю только на выходные, потому что работаю, но стараюсь сменить женщин на ночь, чтобы они хоть отдохнули. Помню, как водители грузовиков, когда мы только закрыли дорогу, пытались драться с нашими жителями, ругались, оскорбляли нас. Мы на провокации не поддавались. Тогда они сказали: «А мы тогда весь песок, который привезли из карьера, высыплем вам тут на перекресток, тогда у вас никакой дороги не будет, даже такой!» Наши только посмеялись: «Да высыпайте, мы со всей деревни придем с ведрами, с носилками, все по дворам растащим, всем в хозяйстве песок нужен!»
В среду состоялось очередное совещание в комитете по дорожному хозяйству и транспорту, где его глава Михаил Козьминых предложил четверым перевозчикам, которые пользуются вистинскими дорогами, разделить поровну затраты на ремонт дороги – 14 миллионов рублей, – потому что таких денег у области нет. Перевозчики обещали думать. Вистинцы обещали стоять до конца у своего шлагбаума. Им отступать некуда. У них тут родина.
В свою очередь, наша газета обещает следить за развитием ситуации в Вистино и окрестностях, давая возможность высказаться всем сторонам конфликта.
Татьяна Хмельник