Северо-Запад
Анклав перестал быть «черной дырой»
19 августа
За последние три года Калининградская область коренным образом поменяла свой имидж. Из депрессивного региона янтарный край превращается в экономически перспективную территорию, привлекательную для серьезных инвесторов. Секретами такого преображения с корреспондентом «НВ» поделился губернатор Калининградской области Георгий Боос.
– Георгий Валентинович, практически за три года область кардинально поменяла свой имидж. Из так называемой черной дыры она стала динамично развивающимся регионом. Что поспособствовало таким метаморфозам? Грамотная информационная или грамотная экономическая политика?
– Прежде всего изменилось отношение к региону со стороны Москвы. Эти изменения область почувствовала еще в период президентства Владимира Путина, нынешний президент – Дмитрий Медведев – стал преемником этого курса. В чем это выражается? В более четко выраженной политике в отношении области и более нацеленной на ее развитие. Новая редакция закона об особой экономической зоне предусматривает более действенные механизмы стимулирования бизнеса и создания инвестиционной привлекательности. В частности, в новом законе акцент перемещен с таможенных преференций на налоговые. Инвестор-резидент полностью освобождается от налога на прибыль и имущество первые 6 лет, и на 50 % – последующие шесть. В самое ближайшее время ожидаем утверждения правительством РФ новой Федеральной целевой программы социально-экономического развития области до 2014 года, уже согласованы беспрецедентные по масштабам инвестиции – около 390 миллиардов рублей!
Еще один немаловажный фактор, который стал основой при формировании правительства Калининградской области – чистоплотность финансовая и человеческая каждого члена команды, – позволил претворить в жизнь принцип прозрачности власти. А это самое действенное средство борьбы с коррупцией. С такой командой можно добиться того, что на сегодняшний день мы считаем достижением нашей трехлетней работы. Это открытая процедура покупки-продажи земли через торги, а не путем «теневого» распределения; увеличение минимальной заработной платы до пяти тысяч рублей; легализация доходов граждан, а значит, увеличение их пенсионных накоплений. Мы строим школы, спортивные площадки. По итогам 2007 года наш регион является лидирующим на Северо-Западе по темпам жилищного строительства. Свыше 751 тысячи квадратных метров жилья построено за прошлый год, а в этом мы планируем построить 1 миллион квадратных метров! Это не просто экономическая политика – это политика, направленная на улучшение благосостояния и комфортности каждого жителя области.
– Какие проекты вы считаете локомотивами региональной экономики?
– Основой любой экономики являются развитая транспортная инфраструктура и гарантированное энергообеспечение, что для региона особенно актуально. В решении этих вопросов мы находим понимание и помощь федерального центра. Достигнуты договоренности о поставках газа в необходимых для региона объемах, в Федеральной целевой программе социально-экономического развития Калининградской области предусмотрено финансирование строительства крупного газохранилища.
Кроме того, потребность нашего края в электроэнергии постоянно возрастает и, по нашим оценкам, удвоится к 2014 году и утроится к 2020 году. Решить данную проблему можно путем ввода дополнительных генерирующих мощностей на территории области. Первые шаги уже предприняты – введен в эксплуатацию первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт, начато строительство второго.
Еще один немаловажный фактор, который я назвал бы основой для структурных сдвигов не только в экономике области, но и России в целом, – транспортная система, включающая и проходящие через территорию Калининградской области два европейских транспортных коридора – «Виа Ганзеатика» и «Виа Балтика». Последние имеют важное значение для грузовых перевозок в направлении Восток–Запад.
В этой связи интеграция экономики области в высокоскоростные магистрали и грузопотоки макрорегиона Балтики и Европы, становление Калининградского транспортно-логистического узла являются обязательным условием достижения эффективной конкурентоспособности для региона. Ключевая задача нашей стратегии развития – включить регион в систему международных транспортных коридоров. Для решения этой проблемы необходимо развитие пунктов пропуска через государственную границу (Мамоново-2 – Гжехотки, Чернышевское – Кибартай) и прилегающей к ним дорожной инфраструктуры. Кроме того, в рамках модернизации дорожной сети области и подключения ее к европейским скоростным магистралям ведется работа по завершению строительства южного обхода города Калининграда и обхода города Багратионовска; реконструкции автомобильной дороги Калининград – Мамоново-2 – граница Республики Польши и по нескольким другим направлениям.
Более того, для развития туристско-рекреационного комплекса и разгрузки городских транспортных артерий начато строительство современной скоростной магистрали, которая свяжет основные курорты на побережье Балтийского моря, областной центр и аэропорт. Кстати, модернизация аэропорта до уровня крупного международного хаба последние годы идет полным ходом.
– Сегодня в регионе не стихают страсти по поводу двух предстоящих строек: игорной зоны и АЭС. Насколько необходимы эти два проекта на Калининградской земле?
– Безусловно, необходимы. И от успеха реализации каждого из них зависит, какой будет Калининградская область в будущем.
Что касается игорной зоны, то ее появление стоит рассматривать как весомую часть туристической инфраструктуры. Туристам нужно предоставить максимум возможностей для отдыха, и игорная составляющая здесь – вопрос вторичный. Она будет следовать за развитием туристического направления. Возможность отвести душу в казино нужно рассматривать как дополнительный вид развлечений и отдыха. А то, что рано или поздно Калининградская область будет одним из туристических центров Европы, в этом я даже не сомневаюсь. Кстати, уже известен проектировщик планировки территории туристско-рекреационной зоны «Куршская коса». По итогам конкурса, объявленного в Москве 15 июня, им стала специализированная московская организация ЗАО «Курортпроект».
Теперь об АЭС. Нашему региону развитие подобного вида генерации жизненно необходимо. Так, только этот шаг позволит закрыть потребности в электроэнергии на 15–20 лет вперед, а также создать предпосылки для ее экспорта. Также очень важно, что работа АЭС позволит обеспечить людей дешевой электроэнергией. Кроме этого, область приобретет нового крупнейшего налогоплательщика, появится новый город с численностью населения, как минимум 30–35 тысяч человек. АЭС обеспечит рабочими местами до 3 тысяч жителей региона! Мы планируем, что все работы, в том числе лицензирование, экспертизы и общественные слушания, будут завершены к 2015 году.
Судя по заявлениям главы Росрыболовства Андрея Крайнего, презентованный в июле проект преображения Пионерского из рыбацкой бухты в яхтенную стоянку отменяется.
– Если так, где в регионе будет организована марина (статус пункта пропуска на водных границах)?
– Проект строительства марины в Пионерском я считаю одним из самых перспективных как раз в части развития туристической инфраструктуры, ведь она позволит размещать до 300 яхт! Реализация подобного рода проектов позволит нам преобразить ту часть побережья, которая до сих пор нуждалась в серьезных инвестициях. И этот проект не может быть отменен, тем более что Андрей Крайний говорил не об этом. Он поддержал этот проект. У рыболовецких судов останется возможность захода в Пионерский порт, одно другому никак не мешает.
– Какие задачи перед областью стоят в ближайшем будущем?
– Три года назад, вступая в должность, я озвучил задачу, которая, пожалуй, включает в себя все приоритетные направления деятельности правительства: к 2010 году уровень жизни в области должен выйти на показатели, сопоставимые с уровнем жизни сопредельных государств – Литвы и Польши. Если по истечении первого срока президент страны посчитает проделанную работу качественной и предложит мою кандидатуру на второй срок, мы будем стремиться к уровню жизни, сопоставимому с развитыми европейскими странами.
тем временем...
Правительство Калининградской области перечислит однодневный заработок пострадавшим жителям Южной Осетии
Об этом заявил губернатор Георгий Боос. Он сообщил, что в правительстве области создана специальная организационная группа, которая под руководством вице-премьера Елены Бабиновской занимается вопросами оказания гуманитарной помощи жителям Южной Осетии. «Разрабатывается целый комплекс предложений и мероприятий», – сказал губернатор, отметив, что группа будет работать в тесном контакте с руководством Южной Осетии.
В числе планируемых мероприятий – личные пожертвования членов регионального правительства. По словам Георгия Бооса, министры, руководители структурных подразделений и ведомств, а также другие сотрудники перечислят пострадавшим жителям Южной Осетии свой однодневный заработок. Рассматриваются также варианты помощи из областного бюджета и областных бюджетных учреждений. Речь идет о медикаментах, продуктах питания, различном оборудовании, инвентаре.
Правительство также открыло специальный банковский счет, на котором будут аккумулироваться благотворительные средства. Принять участие в акции помощи может каждый житель Калининградской области.
Беседовал Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининграде
– Георгий Валентинович, практически за три года область кардинально поменяла свой имидж. Из так называемой черной дыры она стала динамично развивающимся регионом. Что поспособствовало таким метаморфозам? Грамотная информационная или грамотная экономическая политика?
– Прежде всего изменилось отношение к региону со стороны Москвы. Эти изменения область почувствовала еще в период президентства Владимира Путина, нынешний президент – Дмитрий Медведев – стал преемником этого курса. В чем это выражается? В более четко выраженной политике в отношении области и более нацеленной на ее развитие. Новая редакция закона об особой экономической зоне предусматривает более действенные механизмы стимулирования бизнеса и создания инвестиционной привлекательности. В частности, в новом законе акцент перемещен с таможенных преференций на налоговые. Инвестор-резидент полностью освобождается от налога на прибыль и имущество первые 6 лет, и на 50 % – последующие шесть. В самое ближайшее время ожидаем утверждения правительством РФ новой Федеральной целевой программы социально-экономического развития области до 2014 года, уже согласованы беспрецедентные по масштабам инвестиции – около 390 миллиардов рублей!
Еще один немаловажный фактор, который стал основой при формировании правительства Калининградской области – чистоплотность финансовая и человеческая каждого члена команды, – позволил претворить в жизнь принцип прозрачности власти. А это самое действенное средство борьбы с коррупцией. С такой командой можно добиться того, что на сегодняшний день мы считаем достижением нашей трехлетней работы. Это открытая процедура покупки-продажи земли через торги, а не путем «теневого» распределения; увеличение минимальной заработной платы до пяти тысяч рублей; легализация доходов граждан, а значит, увеличение их пенсионных накоплений. Мы строим школы, спортивные площадки. По итогам 2007 года наш регион является лидирующим на Северо-Западе по темпам жилищного строительства. Свыше 751 тысячи квадратных метров жилья построено за прошлый год, а в этом мы планируем построить 1 миллион квадратных метров! Это не просто экономическая политика – это политика, направленная на улучшение благосостояния и комфортности каждого жителя области.
– Какие проекты вы считаете локомотивами региональной экономики?
– Основой любой экономики являются развитая транспортная инфраструктура и гарантированное энергообеспечение, что для региона особенно актуально. В решении этих вопросов мы находим понимание и помощь федерального центра. Достигнуты договоренности о поставках газа в необходимых для региона объемах, в Федеральной целевой программе социально-экономического развития Калининградской области предусмотрено финансирование строительства крупного газохранилища.
Кроме того, потребность нашего края в электроэнергии постоянно возрастает и, по нашим оценкам, удвоится к 2014 году и утроится к 2020 году. Решить данную проблему можно путем ввода дополнительных генерирующих мощностей на территории области. Первые шаги уже предприняты – введен в эксплуатацию первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт, начато строительство второго.
Еще один немаловажный фактор, который я назвал бы основой для структурных сдвигов не только в экономике области, но и России в целом, – транспортная система, включающая и проходящие через территорию Калининградской области два европейских транспортных коридора – «Виа Ганзеатика» и «Виа Балтика». Последние имеют важное значение для грузовых перевозок в направлении Восток–Запад.
В этой связи интеграция экономики области в высокоскоростные магистрали и грузопотоки макрорегиона Балтики и Европы, становление Калининградского транспортно-логистического узла являются обязательным условием достижения эффективной конкурентоспособности для региона. Ключевая задача нашей стратегии развития – включить регион в систему международных транспортных коридоров. Для решения этой проблемы необходимо развитие пунктов пропуска через государственную границу (Мамоново-2 – Гжехотки, Чернышевское – Кибартай) и прилегающей к ним дорожной инфраструктуры. Кроме того, в рамках модернизации дорожной сети области и подключения ее к европейским скоростным магистралям ведется работа по завершению строительства южного обхода города Калининграда и обхода города Багратионовска; реконструкции автомобильной дороги Калининград – Мамоново-2 – граница Республики Польши и по нескольким другим направлениям.
Более того, для развития туристско-рекреационного комплекса и разгрузки городских транспортных артерий начато строительство современной скоростной магистрали, которая свяжет основные курорты на побережье Балтийского моря, областной центр и аэропорт. Кстати, модернизация аэропорта до уровня крупного международного хаба последние годы идет полным ходом.
– Сегодня в регионе не стихают страсти по поводу двух предстоящих строек: игорной зоны и АЭС. Насколько необходимы эти два проекта на Калининградской земле?
– Безусловно, необходимы. И от успеха реализации каждого из них зависит, какой будет Калининградская область в будущем.
Что касается игорной зоны, то ее появление стоит рассматривать как весомую часть туристической инфраструктуры. Туристам нужно предоставить максимум возможностей для отдыха, и игорная составляющая здесь – вопрос вторичный. Она будет следовать за развитием туристического направления. Возможность отвести душу в казино нужно рассматривать как дополнительный вид развлечений и отдыха. А то, что рано или поздно Калининградская область будет одним из туристических центров Европы, в этом я даже не сомневаюсь. Кстати, уже известен проектировщик планировки территории туристско-рекреационной зоны «Куршская коса». По итогам конкурса, объявленного в Москве 15 июня, им стала специализированная московская организация ЗАО «Курортпроект».
Теперь об АЭС. Нашему региону развитие подобного вида генерации жизненно необходимо. Так, только этот шаг позволит закрыть потребности в электроэнергии на 15–20 лет вперед, а также создать предпосылки для ее экспорта. Также очень важно, что работа АЭС позволит обеспечить людей дешевой электроэнергией. Кроме этого, область приобретет нового крупнейшего налогоплательщика, появится новый город с численностью населения, как минимум 30–35 тысяч человек. АЭС обеспечит рабочими местами до 3 тысяч жителей региона! Мы планируем, что все работы, в том числе лицензирование, экспертизы и общественные слушания, будут завершены к 2015 году.
Судя по заявлениям главы Росрыболовства Андрея Крайнего, презентованный в июле проект преображения Пионерского из рыбацкой бухты в яхтенную стоянку отменяется.
– Если так, где в регионе будет организована марина (статус пункта пропуска на водных границах)?
– Проект строительства марины в Пионерском я считаю одним из самых перспективных как раз в части развития туристической инфраструктуры, ведь она позволит размещать до 300 яхт! Реализация подобного рода проектов позволит нам преобразить ту часть побережья, которая до сих пор нуждалась в серьезных инвестициях. И этот проект не может быть отменен, тем более что Андрей Крайний говорил не об этом. Он поддержал этот проект. У рыболовецких судов останется возможность захода в Пионерский порт, одно другому никак не мешает.
– Какие задачи перед областью стоят в ближайшем будущем?
– Три года назад, вступая в должность, я озвучил задачу, которая, пожалуй, включает в себя все приоритетные направления деятельности правительства: к 2010 году уровень жизни в области должен выйти на показатели, сопоставимые с уровнем жизни сопредельных государств – Литвы и Польши. Если по истечении первого срока президент страны посчитает проделанную работу качественной и предложит мою кандидатуру на второй срок, мы будем стремиться к уровню жизни, сопоставимому с развитыми европейскими странами.
тем временем...
Правительство Калининградской области перечислит однодневный заработок пострадавшим жителям Южной Осетии
Об этом заявил губернатор Георгий Боос. Он сообщил, что в правительстве области создана специальная организационная группа, которая под руководством вице-премьера Елены Бабиновской занимается вопросами оказания гуманитарной помощи жителям Южной Осетии. «Разрабатывается целый комплекс предложений и мероприятий», – сказал губернатор, отметив, что группа будет работать в тесном контакте с руководством Южной Осетии.
В числе планируемых мероприятий – личные пожертвования членов регионального правительства. По словам Георгия Бооса, министры, руководители структурных подразделений и ведомств, а также другие сотрудники перечислят пострадавшим жителям Южной Осетии свой однодневный заработок. Рассматриваются также варианты помощи из областного бюджета и областных бюджетных учреждений. Речь идет о медикаментах, продуктах питания, различном оборудовании, инвентаре.
Правительство также открыло специальный банковский счет, на котором будут аккумулироваться благотворительные средства. Принять участие в акции помощи может каждый житель Калининградской области.
Беседовал Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининграде