Северо-Запад

Заложники автобизнеса

20 августа
Среди калининградцев ходит поговорка, что каждый второй житель области если не моряк, то перегонщик автомобилей. А перегонщики теперь любят повторять, что чем больше узнаешь таможенников, тем больше любишь гаишников. Из-за сомнительных действий калининградской таможни над сотнями семей в области нависла угроза разорения.

Вначале была льгота
Идея сделать из Калининградской области «западный форпост» появилась сразу после распада СССР, когда анклав остался единственным владением России в Прибалтике. Но среди привилегий, ниспосланных в «особую зону» из Москвы, по-настоящему изменил жизнь в области только льготный ввоз автомобилей. В девяностые годы калининградские перегонщики наводнили подержанными авто из Европы полстраны вплоть до Урала, где их интересы сталкивались с дальневосточными перегонщиками, выводившими на рынок японские «бэушки». По сей день в Россию ежегодно только из Германии перегоняется около 300 тысяч автомобилей, большинство из которых ввозят через Калининград. Местные газеты забиты предложениями о покупке и многие объявления снабжены только здесь понятными пояснениями «на область», «серая растаможка».
– Лично я даже сейчас зарабатываю на каждой поездке от одной до двух тысяч евро, – говорит опытный перегонщик Владимир. – После отмены квот количество необязательных платежей резко возросло: таможенники, бандиты, гаишники – всех не перечислишь. Но это по-прежнему выгодно. В странах Евросоюза обеспеченные граждане избавляются от машин по истечении срока страховки. То есть на рынок подержанных автомобилей выкидывается огромное количество машин 3–5 лет. Для, например, немецкого авто, которое ездило по гладким немецким автобанам, это не срок.
Сегодня некоторые турфирмы организуют шоп-туры под названием «В Европу за автомобилем». В реальности это выражается в том, что у покупателя есть максимум день на западных авторынках, где хозяйничают турки или украинцы. И у непрофессионала есть огромный шанс нарваться: купить «утопленника» (машину, пострадавшую во время наводнения) или «убивца» (авто, отреставрированное после аварии). О скрученном спидометре можно и вовсе не говорить: по германским законам владелец машины может делать с ней что угодно, только при продаже он обязан сообщить, что пробег «скорректирован».
– Есть масса нюансов, – рассказывает Алексей. – Цена машины зависит от сезона. К тому же сейчас перестали выдавать ПТС, если экологический класс автомобиля оказывается ниже стандарта «Евро-3». Не всякий частник в состоянии самостоятельно разобраться что к чему. В соседнюю Литву лучше вообще не ездить – здесь работает целый конвейер по ремонту «утопленников» и «убивцев».

Война хижинам
Проблемы у перегонщиков начались с назначения в мае 2007 года на должность заместителя СЗТУ по Калининградской области полковника Владимира Кулешова. Новый начальник сразу напомнил, что Таможенный кодекс позволяет возвращаться к уже оформленным и перемещенным через границу товарам в течение года. Для перекупщиков, которые все ввозимые машины оформляют «для личных потребностей», это означало эффект бумеранга. Ведь если человек ввез десять авто лично для себя, а на следующий день все их продал, то говорить о личных потребностях смешно. И недоплаченная та-
моженная пошлина на всех перекупщиков составила, по оценкам таможенников, более миллиарда рублей.
Суды такую позицию поддержали, в первые же месяцы вынеся в пользу таможни 140 судебных решений. Всего коммерческую деятельность вчинили 900 калининградцам – тем, у кого набралось более пяти ввезенных автомобилей за год. Закон есть закон, но к небогатым перекупщикам, доходы которых и так сократились с отменой квот, стали приходить штрафы в несколько миллионов рублей на каждого. А чтобы они не относились к этому как к шутке, судебные приставы стали накладывать арест на имущество, а пограничники – запретили должникам выезд за границу. 
– Государство много лет спало, когда в калининградском автобизнесе творился откровенный криминал, теперь вдруг проснулось и взяло за горло простых работяг, – говорит менеджер автосалона Игорь, у брата которого власти пытались отобрать дом за долги по таможенным пошлинам. – На ввозимых автомобилях кормился весь город, а таможенники и милиция особенно. Посмотрите, какие машины припаркованы у здания УВД Калининграда, – «мерседесы», «БМВ», «ауди». Их сотрудникам не хватит зарплаты на дверную ручку от такой тачки!
Одна калининградская газета много писала о том, как растаможиваются и «перековываются» украденные в Европе машины.  Два года назад газета закрылась.

Таможня берет добром
Нынешним летом сотни перекупщиков пикетировали здание Калининградской таможни под плакатами «Таможня крутит лохотрон», «Не позорьте седину Верещагина». Ведь ни в одном законе не сказано, сколько автомобилей в год можно ввозить. Калининградские таможенники, оформлявшие ПТС на ввозимую машину, в графе таможенные ограничения пишут «не установлены». Так какие могут теперь вопросы?
– Если таможенные процедуры выполнены в полном объеме, по ним уплачен единый тамо-женный платеж, это значит, что машины выпущены в свободное обращение и владельцы могут делать с ними что хотят, – считает адвокат Николай Артамонов.
 Да, некоторые перекупщики ввозят до тысячи автомобилей в год, но среди них не видно людей, чьи яхты стоят в акватории реки Преголи. Зато там, по слухам, немало посудин, принадлежащих областным и федеральным чиновникам с официальной зарплатой в 15 тысяч рублей.
– Сами подумайте, перед глазами таможенников одни и те же лица возят машины трейлерами «для личных нужд» раз в неделю, – говорит Олег, один из митингующих. – Если вы таможенник, то все сразу понимаете. Но никаких мер вы не предпринимаете, потому что каждый такой собственник, подавая вам загранпаспорт, вкладывает в него 50–100 евро. Пусть власти разберутся, что мы должны платить: налоги или взятки. И то, и другое не получится!
В Калининграде плотность населения – как в Подмосковье, а рабочих мест – намного меньше. На автомобилях зарабатывали и отцы семейств, и бабульки, на которых оформляли доверенность, что позволяло им не помереть с голоду в небогатые для страны годы. Было время, когда калининградские перегонщики сами покупали машину за рубежом, перегоняли в Россию, растаможивали и продавали. Но сейчас этим бизнесом занимаются крупные фирмы, а многим «индивидуалам» приходится перегонять машины «под заказ». То есть ехать с чужими деньгами на готовую сделку, чтобы просто перегнать машину в Калининград за 200–300 долларов комиссионных. Или просто встречают машину на границе, чтобы оформить на себя, а потом перевести на настоящего заказчика – за это и вовсе платят сотню.
Константин Дорошок, один из таких оформителей, получил иски на 31 миллион рублей. Ему, как и многим другим «оформителям», вменили за все ввезенные ранее автомобили как для юридических (!) лиц – а там и ставки куда более лютые.
– Мне только за один автомобиль нужно 700 тысяч рублей доплатить, – возмущается Константин. – Хотя все автомобили, которые я ввозил, были соответствующим образом оформлены и за них уплачены таможенные платежи – от 5 до 15 тысяч евро за каждую машину. А сейчас попутно с разговорами о социальной справедливости нас делают пожизненными рабами.
Год семьи в Калининградской области сопровождается бумом разводов: крепкие некогда семьи рушатся, люди быстро переписывают имущество. В местных СМИ пишут, что для того чтобы насчитать побольше штрафов, таможенники идут на явный подлог, завышая цену ввезенных автомобилей. Делается это очень просто: в купчую к цене машины добавляют ноль. Таким образом, пожилые иномарки оказываются дороже, чем, например, в дорогом немецком каталоге «Супер Шваке». Зачем же тогда калининградцы покупали машины за такие баснословные деньги? Даже немецкая рациональность разводит руками перед такими чисто российскими вопросами.
Денис Терентьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2