Северо-Запад
Путь в Суоми лежит через Москву
21 августа
В последнее время водители и пассажиры, отправляющиеся из Карелии в Финляндию на микроавтобусах, не знают, доберутся ли они до места назначения. Небольшие маршрутки вместимостью до 8 человек попали у финских пограничников в черный список.
Уже были случаи, когда водителей штрафовали, а у пассажиров забирали паспорта и допрашивали по несколько часов. Камнем преткновения стал недавно принятый в Суоми закон, по которому от водителей микроавтобусов малой вместимости требуется лицензия на пассажирские перевозки.
Трасса Петрозаводск – Сортавала – одна из самых оживленных в Карелии. На пункте пропуска в Вяртсиля автомобильные пробки не редкость: по ту сторону границы постоянно живут и работают около 70 тысяч выходцев из России. А сколько еще ездят в гости к родственникам, в деловые командировки, летом – на сбор клубники, или, как говорят в Карелии, «на мансикку». Только в 2007 году российско-финляндскую границу, протяженность которой в Карелии составляет 800 километров, пересекло около 1 миллиона пассажиров. При этом лишь 7 процентов из них воспользовались регулярным автобусным сообщением.
Такси, или нерегулярные автобусные перевозки (так официально называется этот вид бизнеса) «от подъезда до подъезда» – один из самых популярных у жителей республики способ добраться до соседней страны: быстро, удобно, дешево. То, что многие фирмы используют именно небольшие автобусы, вполне объяснимо: согласно постановлению правительства России «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок», 8-местные маршрутки относятся к легковому транспорту, и лицензия на эту деятельность им не требуется. Когда было принято такое решение, предприниматели поначалу обрадовались: государство пошло им навстречу. Никто не предполагал, что придется столкнуться с другими барьерами, теперь уже международными.
Автомобильное сообщение между Россией и Финляндией регулируется специальным соглашением, подписанным правительствами обеих стран. Однако речь в нем идет только о перевозках автобусами, имеющими не меньше 8 мест для сидения пассажиров, не считая места водителя. Организацию пассажирских перевозок легковым автотранспортом данный документ не предусматривает. Несмотря на это, раньше особых проблем не возникало. Но в прошлом году в Суоми был принят закон о такси. И теперь от российских перевозчиков по ту сторону границы требуют получить финскую лицензию. Если ее нет – штрафуют водителей на сумму от 60 до 250 евро. А недавно заявлено, что их визы вообще будут аннулироваться.
Россияне пытаются действовать по традиционному для нашей страны принципу: если правила нельзя выполнить, надо их обойти. Подъезжая к пункту пропуска, водитель обычно просит пассажиров: мол, не говорите, что вас везут за деньги, скажите, что вы – знакомые или родственники. Но финские пограничники в подобные сказки верят нечасто. Микроавтобусы останавливают, пассажиров высаживают и допрашивают с пристрастием: кем приходитесь водителю, сколько платили за проезд. Некоторые такие беседы длятся по 4–5 часов.
– Пассажиры нервничают, волнуются. Если машину так и не пропустят в Финляндию, нам придется компенсировать им стоимость билета, а кто оплатит убытки нам? Ведь сейчас самый разгар туристического сезона, а мы в том числе осуществляем трансферты туристов до аэропортов и морских портов Финляндии, – сетует представитель одной из петрозаводских фирм-перевозчиков. – Сейчас на границе вроде бы спокойно, но ни один наш водитель не уверен, что очередной рейс не сорвется. Так что ситуация сложилась острая, и мы считаем ее несправедливой: ведь в нашей стране от финских водителей не требуют, чтобы они оформляли российские лицензии. На каком же основании Суоми предъявляет претензии к нашим водителям?
Карельские перевозчики обратились за помощью в правительство республики. Там на их просьбу отреагировали достаточно оперативно.
– Министерство экономического развития Карелии подготовило и направило обращение в Министерство транспорта и МИД России с анализом сложившейся ситуации и предложением о корректировке упомянутого постановления правительства России, а также о доработке действующего межправительственного соглашения, – рассказал начальник отдела международного приграничного сотрудничества и протокола МЭР РК Александр Павлов. – Обнадеживает, что вопрос о маломестных пассажирских автомобилях уже поднят в ходе переговорного процесса между министерствами транспорта России и Финляндии. Предполагается изучить требования сторон к осуществлению данного вида деятельности и рассмотреть возможность разработки соответствующего соглашения. Предметное рассмотрение ожидается до конца августа в рамках российско-финляндской рабочей группы экспертов.
На днях в Петрозаводске состоялась встреча премьер-министра республиканского правительства Павла Чернова с министром транспорта Финляндии Ану Вехвиляйненом. В ней также принял участие генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа. На встрече обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры на карельском участке российско-финляндской границы. Зашла речь и о том, чтобы облегчить пассажирам международные поездки, а именно: продлить часы работы пунктов пропуска, сократить время оформления документов, преобразовать ряд временных пунктов пропуска в постоянные. Примечательно, что эти предложения были высказаны финской стороной, да и сама встреча прошла по инициативе представителей Суоми. Очевидно, Финляндия не меньше Карелии заинтересована в прочных международных связях, в том числе в нормальном транспортном сообщении. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Петрозаводске
Уже были случаи, когда водителей штрафовали, а у пассажиров забирали паспорта и допрашивали по несколько часов. Камнем преткновения стал недавно принятый в Суоми закон, по которому от водителей микроавтобусов малой вместимости требуется лицензия на пассажирские перевозки.
Трасса Петрозаводск – Сортавала – одна из самых оживленных в Карелии. На пункте пропуска в Вяртсиля автомобильные пробки не редкость: по ту сторону границы постоянно живут и работают около 70 тысяч выходцев из России. А сколько еще ездят в гости к родственникам, в деловые командировки, летом – на сбор клубники, или, как говорят в Карелии, «на мансикку». Только в 2007 году российско-финляндскую границу, протяженность которой в Карелии составляет 800 километров, пересекло около 1 миллиона пассажиров. При этом лишь 7 процентов из них воспользовались регулярным автобусным сообщением.
Такси, или нерегулярные автобусные перевозки (так официально называется этот вид бизнеса) «от подъезда до подъезда» – один из самых популярных у жителей республики способ добраться до соседней страны: быстро, удобно, дешево. То, что многие фирмы используют именно небольшие автобусы, вполне объяснимо: согласно постановлению правительства России «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок», 8-местные маршрутки относятся к легковому транспорту, и лицензия на эту деятельность им не требуется. Когда было принято такое решение, предприниматели поначалу обрадовались: государство пошло им навстречу. Никто не предполагал, что придется столкнуться с другими барьерами, теперь уже международными.
Автомобильное сообщение между Россией и Финляндией регулируется специальным соглашением, подписанным правительствами обеих стран. Однако речь в нем идет только о перевозках автобусами, имеющими не меньше 8 мест для сидения пассажиров, не считая места водителя. Организацию пассажирских перевозок легковым автотранспортом данный документ не предусматривает. Несмотря на это, раньше особых проблем не возникало. Но в прошлом году в Суоми был принят закон о такси. И теперь от российских перевозчиков по ту сторону границы требуют получить финскую лицензию. Если ее нет – штрафуют водителей на сумму от 60 до 250 евро. А недавно заявлено, что их визы вообще будут аннулироваться.
Россияне пытаются действовать по традиционному для нашей страны принципу: если правила нельзя выполнить, надо их обойти. Подъезжая к пункту пропуска, водитель обычно просит пассажиров: мол, не говорите, что вас везут за деньги, скажите, что вы – знакомые или родственники. Но финские пограничники в подобные сказки верят нечасто. Микроавтобусы останавливают, пассажиров высаживают и допрашивают с пристрастием: кем приходитесь водителю, сколько платили за проезд. Некоторые такие беседы длятся по 4–5 часов.
– Пассажиры нервничают, волнуются. Если машину так и не пропустят в Финляндию, нам придется компенсировать им стоимость билета, а кто оплатит убытки нам? Ведь сейчас самый разгар туристического сезона, а мы в том числе осуществляем трансферты туристов до аэропортов и морских портов Финляндии, – сетует представитель одной из петрозаводских фирм-перевозчиков. – Сейчас на границе вроде бы спокойно, но ни один наш водитель не уверен, что очередной рейс не сорвется. Так что ситуация сложилась острая, и мы считаем ее несправедливой: ведь в нашей стране от финских водителей не требуют, чтобы они оформляли российские лицензии. На каком же основании Суоми предъявляет претензии к нашим водителям?
Карельские перевозчики обратились за помощью в правительство республики. Там на их просьбу отреагировали достаточно оперативно.
– Министерство экономического развития Карелии подготовило и направило обращение в Министерство транспорта и МИД России с анализом сложившейся ситуации и предложением о корректировке упомянутого постановления правительства России, а также о доработке действующего межправительственного соглашения, – рассказал начальник отдела международного приграничного сотрудничества и протокола МЭР РК Александр Павлов. – Обнадеживает, что вопрос о маломестных пассажирских автомобилях уже поднят в ходе переговорного процесса между министерствами транспорта России и Финляндии. Предполагается изучить требования сторон к осуществлению данного вида деятельности и рассмотреть возможность разработки соответствующего соглашения. Предметное рассмотрение ожидается до конца августа в рамках российско-финляндской рабочей группы экспертов.
На днях в Петрозаводске состоялась встреча премьер-министра республиканского правительства Павла Чернова с министром транспорта Финляндии Ану Вехвиляйненом. В ней также принял участие генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа. На встрече обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры на карельском участке российско-финляндской границы. Зашла речь и о том, чтобы облегчить пассажирам международные поездки, а именно: продлить часы работы пунктов пропуска, сократить время оформления документов, преобразовать ряд временных пунктов пропуска в постоянные. Примечательно, что эти предложения были высказаны финской стороной, да и сама встреча прошла по инициативе представителей Суоми. Очевидно, Финляндия не меньше Карелии заинтересована в прочных международных связях, в том числе в нормальном транспортном сообщении. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Петрозаводске