Культура

Фрейлина Екатерины прыгала в воду из грузовика

22 августа
Сидя в кинотеатре и восхищаясь сценами погони, где автомобили врезаются в стены домов и падают с мостов, мы редко задумываемся о том, как были сняты эти кадры. Кто-то махнет рукой: «А, компьютерная графика!» Но, к сожалению, даже в наше время еще не все можно нарисовать и смоделировать, и каскадеры по-прежнему рискуют своим здоровьем, работая на съемочной площадке.

–Каскадер, доживший до 60 лет, – плохой каскадер, – улыбается актер, постановщик трюков Анатолий Ходюшин.
И хотя для настоящих профессионалов трагические случаи на площадке – дело крайне редкое, неприятные ситуации случаются.
– Когда снимали фильм «Мамочка, я киллера люблю», – рассказывает каскадер Александр Пестов, – мне по сюжету требовалось врезаться на мотоцикле в «Жигули». А мотоцикл – бандура тяжелая, килограммов 400, наверное. В общем, первый дубль получился самым лучшим: я разогнался, врезался с перелетом через руль и… сломал палец. Но, как на грех, основная камера не взяла момент удара. Пришлось делать еще два дубля и, можно сказать, я рисковал здоровьем бесплатно. Но в итоге вышло достаточно красиво.
– Сегодня постановщики трюков используют уже наработанные технологии, а в 1970-х, когда, например, снимался фильм «Гонщики», все делалось по наитию, – вспоминает постановщик трюков Дмитрий Шулькин. – И, например, на кинокартине «Семь счастливых нот» дублер Ольги Вардашевой Элла Левицкая после неудачного приземления автомобиля, упавшего с помоста, сломала позвонки и долго лежала в больнице.
Животные в кадре – это тоже зачастую работа каскадера. Для съемок фильма «Мушкетеры Екатерины» потребовалось перегнать шестерку лошадей с каретой в Сестрорецк, да через весь город. «Проезжали Пулково, а спуск с высот оказался настолько крутым, что карета летела все быстрее и быстрее, лошади разогнались так, что стало страшно и за них, и за карету. В общем, остановились только у поста ГАИ, – рассказывает Анатолий Ходюшин. – У них у самих в глазах восторг был: раньше они никогда с такой скоростью не бегали. Ну а уж гаишники как удивились…»
Александр Пестов считает, что сегодня каскадеру приходится быть профессионалом сразу по нескольким направлениям. Сам он не раз в кадре и машины разбивал, и, пробыв много лет штатным дублером Михаила Боярского, из окна Инженерного замка горящим выпадал. Говорит, что при всей опасности профессии не суеверен и никаких особых ритуалов «на удачу» у него нет:
– Просто каждый раз отвечаешь самому себе на вопрос, готов ты или не готов. Например, у нас есть один уникальный человек, который падает с 25 метров. А я для себя уже давно решил, что я с высоты больше 15 метров упасть не могу. У меня психологический барьер. Он у каждого свой.
Профессия каскадера подразумевает не только превосходное владение своим телом, смелость, решительность, но еще и недюжинную смекалку и изобретательность.
– Вы не могли бы взять меня каскадером? Меня ни один милиционер догнать не может! – так аргументировал свою просьбу Дмитрию Шулькину один молодой человек.
Конечно, «умение быстро ездить» – в кино штука непринципиальная. Даже наоборот: оказывается, машина может «красиво» сложиться гармошкой и при ударе на скорости 50 километров в час. Особенно если ее правильно «подпилить», что и делается всякий раз перед подобными съемками.
– Подпиливать болгаркой все ребра жесткости нужно для того, чтобы на не очень большой скорости – километров 50–60 – создать эффект сильного удара, когда машина складывается гармошкой, – рассказал Александр Пестов, некогда профессиональный гонщик. – Вообще, процесс подготовки зависит от трюка. Необходимо откачать весь бензин, оставив пол-литра – только чтоб доехать. Потому что если при ударе возникнет искра или пробьет бензобак, полыхнет так, что ничего не останется, – а в машине же люди, да еще пристегнутые. Они просто не смогут убежать! Затем, если машина идет на переворот, нужно приоткрыть окна и прикрутить дверцы к стойкам. Было уже много эпизодов, когда машина шла на переворот, кузов перекашивался, распахивалась дверь и людей калечило. Можно пустить машину без человека – по рельсам, или так, чтобы машина ударилась правой стороной. В этом случае камера снимает только с одной стороны, чтобы был эффект, что машина смялась вся. Тогда, естественно, подпиливается только та часть автомобиля, где нет человека.
Но иногда каскадеры жалуются, что режиссеры просят их врезаться на машине в стену на скорости не менее 80 километров – им так кажется красивее.
– Они не понимают, что произойдет, – комментирует Дмитрий Шулькин. – Они считают, что чем выше скорость, тем больше будет разбитие машины, а это далеко не так. Машина и на 80 может эффектно не смяться, а человек может погибнуть. Это же все равно что упасть с шестого этажа на асфальт!
Сегодня выбрать подходящее место для съемок аварии в городе – по признанию постановщиков трюков, непростая задача. Нужно же не повредить дом, иначе жилконтора выставит такие счета, что фильм снимать будет уже не на что. Но профессионалы всегда найдут выход, и зачастую небанальный. Так, в одной из последних киноэпопей Дмитрий Шулькин врезался на машине… в забор хлебозавода. Это был едва не единственный объект, хозяева которого согласились предоставить его кинематографистам. И то волновались, «как бы чего не вышло». Но массивное бетонное заграждение выдержало, и теперь тысячи зрителей смогут увидеть его в кино.
Вообще, многие эпизоды на самом деле снимаются совершенно не там и не так, как потом кажется зрителям. Например, в тех же «Мушкетерах Екатерины» режиссер хотел, чтобы актриса на коне прыгнула в воду с шестиметрового обрыва. Но когда специалисты отправились проверять место на пригодность для подобного трюка, выяснилось, что глубина там – по пояс, и конь попросту разобьется. Тогда постановщик и его команда нашли другую «натуру» – мост, на семиметровой высоте нависающий над водой. На него было решено поставить грузовик, а уже в кузов этого грузовика поставить коня, чтобы он мог свободно прыгнуть, и при этом не пришлось демонтировать перила. Директор картины ужаснулся, сказал, что не хочет за это отвечать и не приедет на съемки. Но все обошлось и, после проведенной аквалангистами проверки дна и нескольких тренировок, опытного 17-летнего коня заставили прыгать в воду.
Со стороны происходящее на съемочной площадке у случайных прохожих часто вызывает ужас. Анатолий Ходюшин вспоминает беседу, которая случилась у него с одним местным жителем на Кавказе: «Так же можно позвоночник сломать!» – возмутился молодой человек. «Ну, мне хорошо платят», – пожал плечами каскадер и назвал примерную сумму. Тогда юноша задумался, что-то прикинул и сказал: «Не-ет, я на стрижке баранов больше зарабатываю».
В общем, шутки шутками, а кинематографисты скажут, что профессиональных каскадеров в России не хватает. Все-таки опасная это профессия. Алина Циопа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь