Докопаться до истины
Поиски Янтарной комнаты не дают покоя многим любителям исторических тайн. А на Вологодчине – своя тайна, не менее легендарная, да и возраст предполагаемого сокровища значительно более почтенный, нежели у царскосельского раритета. В Вологде опять ищут библиотеку Ивана Грозного.
На днях в самом центре города, на Соборной горке, вновь появились колоритные бородачи с металлоискателями в руках. Они же были замечены и у береговых откосов реки Вологды. На расспросы прохожих незнакомцы неохотно отвечают, что ищут медные монеты и предметы крестьянской утвари прошлых веков. Но можно не сомневаться, что главной целью поисков заезжих кладоискателей является легендарная «Либерия» – библиотека Ивана Грозного.
Считается, что «Либерия» попала в Россию в середине XV столетия в качестве приданого дочери византийского императора Фомы Палеолога – Софьи, вышедшей замуж за Ивана III. По словам историков, на 30 подводах, следовавших за царицей, были не только книги, но и сотни египетских папирусов, ассирийские глиняные таблички, пергаменные свитки. Унаследовавший «Либерию» Иван IV Грозный приумножил ее богатства, а за несколько лет до своей смерти распорядился надежно спрятать рукописные сокровища. С тех пор их никто не видел. Легендарную библиотеку стали искать еще при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче, продолжили поиски и его наследники. При этом Вологда (а именно ее Иван Грозный хотел сделать опричной столицей) называлась в числе четырех наиболее вероятных городов, где могла быть спрятана «Либерия». Последний масштабный всплеск интереса к «Либерии» датируется 1996–1997 годами, когда в преддверии 850-летия Москвы и Вологды активными поисками библиотеки занялся экс-глава разорившейся биржи «Алиса» Герман Стерлигов. Он несколько раз приезжал в Вологду и даже пытался организовать здесь нечто вроде филиала своего поискового штаба. Но потом решил, что «Либерию» предпочтительнее искать в бывшей Александровской слободе (ныне город Александров), и работы были свернуты.
Три года назад по стопам Стерлигова решили пойти специалисты из столичного клуба «Меркатор», специализирующегося на кладоискательстве. Они привезли с собой собственноручно сконструированные георадары – приборы, позволяющие на 10–15 метров «заглянуть» в глубь земли. Улавливая разницу температур между коренными породами и заполненными воздухом внутренними пустотами, эти приборы способны обнаружить пещеры и проемы в грунте. Была у москвичей и таинственная старинная карта, которую они никому не показывали. Но добиться разрешения на официальные раскопки «меркаторцам» не удалось (центральные районы древней Вологды давно объявлены исторической зоной). А их частные попытки докопаться – в прямом смысле слова! – до истины были пресечены музейными работниками и представителями общественности. Произошла потасовка, в ходе которой двум москвичам намяли бока, а один из георадаров утопили в реке. Посрамленные столичные кладоискатели были вынуждены покинуть Вологду.
Вряд ли окажется успешной и нынешняя попытка частным образом отыскать «Либерию». Особенно с учетом того, что большинство местных археологов и краеведов по-прежнему скептически относятся к «вологодской версии» нахождения библиотеки. Прежде всего вблизи города нет пещер – ни искусственных, ни естественных, – где можно было бы спрятать «Либерию». Более того, пока не обнаружено и никаких реальных подтверждений тому, что Соборную горку и Спасо-Прилуцкий монастырь действительно связывал подземный ход, на который так любят ссылаться заезжие поисковики и в ответвлении которого якобы и могли быть укрыты многочисленные сундуки. Хотя подземные ходы ведут себя странно не только на Вологодчине: есть множество примеров, когда реально существующий ход долго не могут найти.
Впрочем, даже без «Либерии» вологодская земля представляет огромный интерес для всех любителей отечественной истории. Официальная археология, не обремененная химерами поиска библиотеки самодержца, всегда находит себе занятие в этом городе. Проведенные в течение двух последних лет масштабные работы по реконструкции Кремлевской площади тщательно отслеживались археологами и помогли им сделать еще несколько интересных находок. В частности, при раскопках под руководством Л.С. Андриановой удалось выявить сразу семь горизонтов, маркирующих строительную деятельность вологжан в период с конца XV до XIX века. Среди строительного и бытового мусора обнаружено несколько любопытных артефактов: обломок деревянной щетки с датой 1770 год, круглый туес из тисненой бересты, резное хлебное блюдо с надписью, старинный безмен. Местные драгоценности представлены массивным золотым височным кольцом с фигурной лопастью и плетеным браслетом из золотистой бронзы.
И все же наибольший интерес представлял горизонт так называемой догрозненской эпохи (первая треть XVI века и ранее). Здесь удалось найти более 300 изделий из дерева и бересты: разнообразные хозяйственные орудия (целые и обломки), кухонную утварь, резное дерево, предметы, связанные с прядением и ткачеством. Знают теперь археологи, чем забавлялась вологодская ребятня примерно 500 лет тому назад. В числе находок – глиняная птичка-свистулька, деревянные фигурки зверей и лопатка для игры с деревянным шариком (шарик тоже удалось обнаружить). Возможно, уже тогда юные вологжане играли в смесь тенниса, бадминтона и лапты. Но документальных свидетельств о проведении каких-то официальных турниров по данному виду спорта пока обнаружить не удалось.