Северо-Запад
Форель по-министерски
26 августа
Через месяц после того, как в Карелии был принят закон о коррупции, в республике разразился очередной скандал. Сотрудники МВД провели обыск в Министерстве сельского, рыбного хозяйства и экологии. Оперативно-следственные мероприятия прошли в рамках возбужденного недавно уголовного дела по статье «ограничение конкуренции».
Обыску предшествовали странные события. Ночью 6 августа охранники министерства услышали шум на втором этаже. Поднявшись, обнаружили там группу людей в штатском, каким-то образом проникших в здание. Один из них вроде бы успел скрыться, остальные были задержаны до прибытия милиции. На следующий день в министерство наведались уже стражи порядка и провели выемку документов, относящихся к деятельности форелеводческих хозяйств республики. Министр Ванда Патенко в это время находилась в служебной командировке в Москве. Ее кабинет тоже обыскали, причем изъяли два ежедневника и записную книжку.
Вернувшись из Первопрестольной, Ванда Патенко сразу созвала пресс-конференцию и пролила свет на ситуацию. По ее словам, не так давно в Минсельхоз обратилась питерская фирма «РокФор», изъявившая желание заняться выращиванием форели на берегах Ладожского озера. Бизнесмены из северной столицы настаивали на том, чтобы им выделили площадку на 3 тысячи тонн рыбы. Масштабы этого коммерческого проекта весьма впечатляющие: в общей сложности все 47 работающих в республике форелеводческих хозяйств выращивают около 10 тысяч тонн форели в год. При этом мизерный размер уставного капитала «РокФора» вызывал серьезные сомнения в том, сможет ли данная организация потянуть столь солидное производство. В результате Минсельхоз дал добро на выделение площадки только на 600 тонн. После этого министерство обвинили в сговоре с двумя другими расположенными рядом с «РокФором» форелеводческими хозяйствами, дескать, им-то соответствующие разрешения были выданы.
Правда, этому предшествовало еще одно любопытное обстоятельство. Ванда Патенко рассказала, что в один прекрасный день ей неожиданно позвонили из Санкт-Петербурга и предложили отдать поставки кормов для форелеводческих хозяйств именно питерцам. В случае несогласия министра предупредили о возбуждении уголовного дела. При этом собеседник изъяснялся на весьма специфическом жаргоне, более подходящем для мест не столь отдаленных, и даже назвал фамилию «следака». Ванда Патенко отказалась выслушивать сомнительные предложения и сразу же обратилась с письменными заявлениями в силовые структуры, в том числе МВД и прокуратуру республики. Тем не менее угрозы загадочного собеседника начали осуществляться…
Сегодня Ванда Патенко уверена: карельский Минсельхоз пытаются скомпрометировать. Непосвященному человеку это может показаться малоубедительным: казалось бы, основное богатство Карелии – это лес и камень, а также земля в самых живописных уголках республики. Именно в этих доходных отраслях в последнее время развернулись настоящие войны, окончившиеся громкими уголовными делами.
Но, как выяснилось, форелеводство в последние годы также становится все более и более прибыльным бизнесом. До 70 процентов производимой в России садковой форели выращивается именно в Карелии. А тех же кормов рыбоводческие хозяйства республики закупают на астрономическую сумму почти в 100 миллионов евро ежегодно. Неудивительно, что эта отрасль начала привлекать внимание коммерсантов из-за пределов северного края.
Это с одной стороны. С другой – на том, что Минсельхоз нарушил антимононопольное законодательство, настаивает и Карельское управление федеральной антимонопольной службы. «С 2006 по 2007 годы в Минсельхоз по Республике Карелия обратилось свыше 50 фирм с просьбой согласовать размещение форелеводческих хозяйств на водных объектах республики, – пояснили в пресс-службе ведомства. – В ответ они получали письма с положительным либо отрицательным ответом. Несмотря на то что исполнительный орган власти не обладал соответствующими полномочиями, в исходящих документах не было и намека на то, что его письма носят рекомендательный характер. Вследствие этого хозяйствующие субъекты воспринимали ответы Министерства как заключения, в которых императивно разрешалось или запрещалось размещение форелеводческих хозяйств в определенной акватории».
По версии УФАС, одним фирмам Минсельхоз отказывал, мотивируя это тем, что в связи с экологическим обследованием северной части Ладоги выдача разрешений временно приостановлено. В то же время другие форелеводческие хозяйства такие разрешения без труда получали. В антимонопольной службе считают, что такие действия противоречат федеральному закону «О защите конкуренции». На днях с этим согласился Арбитражный суд России, оставив решение УФАС в силе.
Конечно, можно было бы предположить, что длинные руки желающих скомпрометировать Минсельхоз питерских коммерсантов дотянулись аж до федерального Арбитражного суда, но это кажется маловероятным. Тем более что формально антимонопольная служба права: в компетенцию министерства не входит ни выделение площадок под рыбоводство, ни даже согласование. В то же время именно ему было поручено координировать деятельность в этой отрасли. А какая может быть координация без попыток просчитать как экономическую, так и экологическую целесообразность размещения форелеводческих хозяйств?
В общем, налицо классическая «вилка» в законодательстве, открывающая простор для разного рода злоупотреблений как со стороны чиновников, так и со стороны желающих надавить на власть граждан. Разумеется, подобных противоречий немало и в других сферах экономики. В республике попытались хоть как-то исправить ситуацию, разработав закон о коррупции. Его принятия карельская прокуратура добивалась два года.
– Мне доводилось читать и слышать высказывания в ряде СМИ и даже некоторых коллег из правоохранительных органов, что этот закон всего лишь декларация, что необходимо было дождаться принятия соответствующего нормативно-правового акта на федеральном уровне. Но федеральный закон никак не могут принять уже в течение 5 лет, сколько можно ждать? Это не декларация, а большой шаг вперед. То, что Карелия пополнила число тех немногих субъектов Федерации, где есть подобный региональный закон, доказывает: власть видит и признает эту проблему. Я не назвал бы появление закона прорывом, но это кирпич в фундамент борьбы с коррупцией, – считает прокурор Карелии Олег Дупак.
По его словам, теперь каждый чиновник, внимательно изучивший закон, должен четко представлять, какие действия подпадают под понятие «коррупция».
– В случае задержания и привлечения к ответственности «дуру включить» уже не получится, извините за непарламентское выражение, – подчеркивает прокурор.
Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии
Обыску предшествовали странные события. Ночью 6 августа охранники министерства услышали шум на втором этаже. Поднявшись, обнаружили там группу людей в штатском, каким-то образом проникших в здание. Один из них вроде бы успел скрыться, остальные были задержаны до прибытия милиции. На следующий день в министерство наведались уже стражи порядка и провели выемку документов, относящихся к деятельности форелеводческих хозяйств республики. Министр Ванда Патенко в это время находилась в служебной командировке в Москве. Ее кабинет тоже обыскали, причем изъяли два ежедневника и записную книжку.
Вернувшись из Первопрестольной, Ванда Патенко сразу созвала пресс-конференцию и пролила свет на ситуацию. По ее словам, не так давно в Минсельхоз обратилась питерская фирма «РокФор», изъявившая желание заняться выращиванием форели на берегах Ладожского озера. Бизнесмены из северной столицы настаивали на том, чтобы им выделили площадку на 3 тысячи тонн рыбы. Масштабы этого коммерческого проекта весьма впечатляющие: в общей сложности все 47 работающих в республике форелеводческих хозяйств выращивают около 10 тысяч тонн форели в год. При этом мизерный размер уставного капитала «РокФора» вызывал серьезные сомнения в том, сможет ли данная организация потянуть столь солидное производство. В результате Минсельхоз дал добро на выделение площадки только на 600 тонн. После этого министерство обвинили в сговоре с двумя другими расположенными рядом с «РокФором» форелеводческими хозяйствами, дескать, им-то соответствующие разрешения были выданы.
Правда, этому предшествовало еще одно любопытное обстоятельство. Ванда Патенко рассказала, что в один прекрасный день ей неожиданно позвонили из Санкт-Петербурга и предложили отдать поставки кормов для форелеводческих хозяйств именно питерцам. В случае несогласия министра предупредили о возбуждении уголовного дела. При этом собеседник изъяснялся на весьма специфическом жаргоне, более подходящем для мест не столь отдаленных, и даже назвал фамилию «следака». Ванда Патенко отказалась выслушивать сомнительные предложения и сразу же обратилась с письменными заявлениями в силовые структуры, в том числе МВД и прокуратуру республики. Тем не менее угрозы загадочного собеседника начали осуществляться…
Сегодня Ванда Патенко уверена: карельский Минсельхоз пытаются скомпрометировать. Непосвященному человеку это может показаться малоубедительным: казалось бы, основное богатство Карелии – это лес и камень, а также земля в самых живописных уголках республики. Именно в этих доходных отраслях в последнее время развернулись настоящие войны, окончившиеся громкими уголовными делами.
Но, как выяснилось, форелеводство в последние годы также становится все более и более прибыльным бизнесом. До 70 процентов производимой в России садковой форели выращивается именно в Карелии. А тех же кормов рыбоводческие хозяйства республики закупают на астрономическую сумму почти в 100 миллионов евро ежегодно. Неудивительно, что эта отрасль начала привлекать внимание коммерсантов из-за пределов северного края.
Это с одной стороны. С другой – на том, что Минсельхоз нарушил антимононопольное законодательство, настаивает и Карельское управление федеральной антимонопольной службы. «С 2006 по 2007 годы в Минсельхоз по Республике Карелия обратилось свыше 50 фирм с просьбой согласовать размещение форелеводческих хозяйств на водных объектах республики, – пояснили в пресс-службе ведомства. – В ответ они получали письма с положительным либо отрицательным ответом. Несмотря на то что исполнительный орган власти не обладал соответствующими полномочиями, в исходящих документах не было и намека на то, что его письма носят рекомендательный характер. Вследствие этого хозяйствующие субъекты воспринимали ответы Министерства как заключения, в которых императивно разрешалось или запрещалось размещение форелеводческих хозяйств в определенной акватории».
По версии УФАС, одним фирмам Минсельхоз отказывал, мотивируя это тем, что в связи с экологическим обследованием северной части Ладоги выдача разрешений временно приостановлено. В то же время другие форелеводческие хозяйства такие разрешения без труда получали. В антимонопольной службе считают, что такие действия противоречат федеральному закону «О защите конкуренции». На днях с этим согласился Арбитражный суд России, оставив решение УФАС в силе.
Конечно, можно было бы предположить, что длинные руки желающих скомпрометировать Минсельхоз питерских коммерсантов дотянулись аж до федерального Арбитражного суда, но это кажется маловероятным. Тем более что формально антимонопольная служба права: в компетенцию министерства не входит ни выделение площадок под рыбоводство, ни даже согласование. В то же время именно ему было поручено координировать деятельность в этой отрасли. А какая может быть координация без попыток просчитать как экономическую, так и экологическую целесообразность размещения форелеводческих хозяйств?
В общем, налицо классическая «вилка» в законодательстве, открывающая простор для разного рода злоупотреблений как со стороны чиновников, так и со стороны желающих надавить на власть граждан. Разумеется, подобных противоречий немало и в других сферах экономики. В республике попытались хоть как-то исправить ситуацию, разработав закон о коррупции. Его принятия карельская прокуратура добивалась два года.
– Мне доводилось читать и слышать высказывания в ряде СМИ и даже некоторых коллег из правоохранительных органов, что этот закон всего лишь декларация, что необходимо было дождаться принятия соответствующего нормативно-правового акта на федеральном уровне. Но федеральный закон никак не могут принять уже в течение 5 лет, сколько можно ждать? Это не декларация, а большой шаг вперед. То, что Карелия пополнила число тех немногих субъектов Федерации, где есть подобный региональный закон, доказывает: власть видит и признает эту проблему. Я не назвал бы появление закона прорывом, но это кирпич в фундамент борьбы с коррупцией, – считает прокурор Карелии Олег Дупак.
По его словам, теперь каждый чиновник, внимательно изучивший закон, должен четко представлять, какие действия подпадают под понятие «коррупция».
– В случае задержания и привлечения к ответственности «дуру включить» уже не получится, извините за непарламентское выражение, – подчеркивает прокурор.
Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии