Общество

К разрушению готова

13 сентября
Площадь Восстания имела репутацию многострадального места, когда еще называлась Знаменской. В 1711 году здесь встретились строители Невской «прешпективы»: смоленские строители прокладывали ее со стороны Адмиралтейства, а монахи Александро-Невской лавры шли им навстречу. «Прешпектива» получилась кривой, за что Петр Великий приказал уложить монахов на месте образовавшегося излома и примерно высечь. Почти два века спустя здесь планировали установить памятник Николаю I как создателю первой железной дороги в стране. Но этот монумент переехал на Исаакиевскую площадь, а вместо него возникла нелепая статуя Александра III. Еще позже снесли стоявшую на площади Знаменскую церковь, старостой которой был лауреат Нобелевской премии физиолог Иван Павлов, и на ее месте воздвигли павильон станции метро «Площадь Восстания» в виде пошлого торта. А в 1985-м в центре площади установили обелиск, именуемый в народе «Отверткой». Теперь на подходе еще более страшная напасть – под площадью планируется построить многофункциональный подземный центр.

Грунты преткновения

Восемь лет назад, когда готовился проект второй сцены Мариинского театра, очень уважаемые в городе граждане рвали на себе рубахи: мол, суперпроект, все проверено, все согласовано, все «за». В угаре переустройства снесли целый квартал и огородили его территорию забором, за которым сейчас горы строительного мусора и печально шляются дворняжки. Те же уважаемые граждане сегодня разводят руками: кто бы мог подумать – грунты-с. «Распилено» несколько десятков миллионов долларов, ни одной сваи не вбито, сам проект был признан неудачным, а его автор Доминик Перро давно во Франции и, насколько известно, в полном шоколаде.
Из его опыта обещали извлечь полезные выводы. В прошлом году в ста метрах от неслучившейся пока второй сцены Мариинки снесли ряд строений в Новой Голландии. Там тоже замышлялся мегапроект, но в начале нынешней недели его инвесторы сообщили, что им потребуется на два года больше времени и чуть ли не вдвое больше денег. Почему? Грунты-с! Раньше об этом якобы никто не задумался. Потребовалось все снести, чтобы понять: почвы острова не вынесут некоторых из планировавшихся построек, нужны особые технологии.
Это вообще становится традицией в последнее время: продлевать сроки строительства, заявлять о его подорожании, ссылаясь на сложные питерские почвы. Тогда почему первые лица города продолжают уверять петербуржцев, что проект на площади Восстания все-таки будет реализован?
На недавно завершившемся форуме PROЕ-state-2008 представитель компании-инвестора Виталий Малых заявил, что окончательного решения о строительстве торгового комплекса под площадью Восстания пока не принято. Что геология места очень сложна и строительство может оказаться экономически нецелесообразным. Что в итоге может случиться убыток для инвестора, проще говоря. И это выяснилось, когда от общего оптимизма перешли к более близкому знакомству с геологическими расчетами. Тем не менее губернатор Валентина Матвиенко на том же форуме выразила уверенность в том, что торговый комплекс под площадью Восстания все же будет построен.

Паркинг для никого
О том, что площадь Восстания – геологически сложное место, эксперты в один голос говорили с самого начала. Напоминали, что здесь протекает давно загнанный под землю Лиговский канал и что при строительстве метро в советские годы попадали дома на улицах Пушкинской и Марата. Короче, рассуждать о возможности любого подземного строительства в Петербурге можно после, а никак не до всесторонних геологических изысканий.
Однако таковых провести еще не успели, а некоторые специалисты уже обратили внимание, что строительство скандально известного универмага «Стокманн» в нескольких метрах от площади Восстания идет неважными темпами. Там тоже ни одной сваи не вбито, и застройщик в нерешительности: грунты-с. Понятно, выяснилось это только после сноса нескольких исторических зданий на углу Невского и улицы Восстания. Казалось бы, какие еще нужны обстоятельства, чтобы изменить тон высказываний о перспективах подземного строительства в Петербурге?
Однако мы наблюдаем совсем обратное. Вначале нам говорили, что под площадью Восстания необходим огромный супермаркет, потому что центр Петербурга испытывает нехватку торговых площадей. Нужно погулять по пустым бутикам на Невском, по отделам Гостиного Двора, где днем можно кататься на велосипеде без боязни кого-либо задеть, по «Стокманну» у Казанского собора, где в 14 часов буднего дня я насчитал аж 11 посетителей, чтобы понять – нам в очередной раз говорят неправду. Когда же интерес инвестора к проекту на площади Восстания начал охладевать, в Смольном обновили аргументы: это может быть исключительно бюджетный проект. Программу развития площади доработали: число торговых мест резко сократилось, а число парковочных мест возросло до 1200. Предусмотрены также подземные пешеходные переходы, благодаря которым планируется оптимизировать транспортный режим снаружи. И те несколько недель, в которые возник доработанный проект, красноречиво свидетельствуют – теперь уж наверняка все предусмотрели. А если в ходе работ возникнут сложности, перед жителями в очередной раз разведут руками: грунты-с. Это значит, что если сейчас площадь Восстания планируют закрыть на два года, то со временем этот срок может растянуться на пять. А бюджетных денег потребуется в два раза больше против того полумиллиарда рублей, в который оценивается проект сегодня.
Если случится чудо и в результате строительства устоят окружающие дома, а под площадью Восстания действительно возникнет подземный город, что это реально даст петербуржцам? Кто будет пользоваться огромным паркингом? Вокруг ведь гостиница «Октябрьская», Московский вокзал и не такие уж многочисленные жилые кварталы. Вряд ли житель Владимирского проспекта будет ходить пешком на площадь Восстания парковать автомобиль, тем более что места там ожидаются совсем недешевые. Клерки, которые приезжают в центр на работу? Тоже вряд ли: они едут зарабатывать деньги, а не тратить их. Тем более угонов в центре в дневное время почти не бывает: спрятаться негде, а доедет угонщик только до ближайшей пробки. Вероятно, паркинг будет востребован у состоятельных командированных, которым удобно, съездив в Москву, выходить с вокзала и садиться в собственное авто. Или у клиентов гостиницы «Октябрьская», которые приезжают в Питер на своих машинах. Что же, весь сыр-бор ради них?
Если убрать под землю пешеходов с площади Восстания, автотолкучка вокруг стелы, вероятно, действительно станет меньше. Но вряд ли это поможет автомобилистам быстрее доехать до дома, потому что, проехав площадь, они тут же вляпаются в пробку на Лиговском, Невском или на Гончарной улице. А вот какие дорожные заторы ждут Петербург в течение нескольких лет реконструкции площади Восстания, трудно себе представить.
И как сочетается идея подземных паркингов в центре с другой инициативой Смольного – строительством перехваточных парковок? Насколько известно, никто из чиновников не заявлял об отказе от этой идеи. Если центр хотят разгрузить от пробок, пересадив жителей окраин на метро, то зачем нужны паркинги на несколько тысяч мест? Чьи машины там будут стоять?

Столичный лоск
Похоже, городские власти слишком плотно подсели на московские рецепты. Они много лет хотят свой подземный Охотный Ряд, что построен на Манежной площади столицы. Еще при губернаторе Яковлеве его планировали закопать под площадь Труда. Помешал тот же камень преткновения: грунты-с. Вместо многофункционального торгового комплекса сумели создать обычный подземный переход с несколькими лавками: цветы, шаверма, обувь из Белоруссии. Сегодняшние власти от этого опыта решили отвернуться и начать собственные эксперименты с одной из главных городских площадей.
И это должно настораживать в первую очередь. Петербург стоит на болоте, о чем знает любой первоклассник, и любое подземное строительство здесь может обернуться большой бедой. Но если все же есть вера в новейшие технологии, которую почему-то не разделяют ведущие городские ученые, то почему не проверить их на объекте поскромнее? Например, на площади Пролетарской Диктатуры напротив Смольного, где магазинов почти нет и где паркинг был бы более востребован, да и объехать ее можно вполне безболезненно во время ремонта. Нет интереса инвестора? Или есть опасения, что рухнут окружающие здания?
Московский опыт очень востребован в Петербурге в силу московского же менталитета хозяев Смольного. Лужков безжалостно снес старую Москву, построил на ее месте новую, и его избрали на четвертый срок при рекордной для городского головы поддержке населения. Вероятно, в Смольном думают, что и в Петербурге такое возможно. Что если реализовать несколько мегапроектов вроде площади Восстания, то никто и не вспомнит про разрушенные исторические здания и уродливые коробки «монбланов». И думают они так зря.
Денис Терентьев, спецкор «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь