Культура
Алексей Учитель: «Творческий экстрим – то, что мне нужно»
18 сентября
Только что в прокат вышел фильм «Пленный» известного кинорежиссера Алексея Учителя («Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие»). И тотчас же режиссер приступил к съемкам следующей картины – «Густав» – по оригинальному сценарию Александра Гоноровского.
– Алексей Ефимович, о чем «Густав»?
– Действие происходит в Сибири, летом и осенью 1945 года. Поселок, где разворачиваются события, называется Край. Незадолго до войны там тянут железную дорогу, а два немецких инженера руководят строительством моста. Когда перед войной мост ломается от ледохода, инженеров арестовывают. Дочери одного из них, 17-летней Эльзе, удается бежать, и она укрывается на острове рядом с тем самым разрушенным мостом. Там она абсолютной отшельницей в тяжелейших природных условиях живет всю войну. А собственно, картина начинается тогда, когда после Победы девушку находят и привозят в поселок. И лента о том, как ее воспринимают жители деревни Край.
В каком-то смысле эта картина – продолжение «Пленного». Она – о врагах. Для Игната враг – любой наш солдат, оказавшийся в плену у немцев. А немка Эльза – враг для всех. И тем не менее, казалось бы, враги все же находят нечто общее – вот это для меня было самое важное в сценарии Гоноровского.
– Вы будто бы намеренно обходите проблемы современного мегаполиса (исключение – «Прогулка»).
– Да нет, просто так складывается. Я любой сценарий рассматриваю лишь с точки зрения чувств и эмоций, независимо от того, когда происходит история, – в 30-е, 40-е или еще какие годы.
– Но каждое время обладает своим ароматом, своим мифотворчеством…
– Безусловно. Но у меня нет любимого времени. Правда, я трепетно отношусь к периоду Великой Отечественной войны. Мне кажется, это одна из немногих страниц в биографии нашей страны, которая достойна пристального внимания. Другой такой страницей считаю полет Гагарина, события, перевернувшего мозги многих наших людей.
– Космосу вы уже отдали дань…
– Надеюсь, что сниму и фильм о блокаде. Мои родители, прожившие ее, а отец и запечатлевший на пленке все 900 дней блокады (фильм «Ленинград в борьбе». – Прим. авт.), много рассказывали мне о том времени. А когда ты соприкасаешься практически вживую с событиями прошлого, это оставляет некий след. Поэтому всегда, еще работая в документальном кино, думал снять что-то связанное с блокадой.
А что касается современности, то, напротив, я все время ищу сценарий про наше время, но нет ничего подходящего. Во всяком случае, в тех, что попадают мне в руки, не хватает какой-то тайны в сюжете, в героях, в них нет нерва, нет перехода из обыденного, привычного во что-то нечто большее. Все на уровне банального изложения того, что видишь каждый день. А так, напротив, мне очень хотелось бы какого-то жанрового разнообразия.
Я бы с удовольствием, к примеру, снял триллер. «Густав» мне, в том числе, интересен еще и потому, что там будут даже паровозные гонки.
– В «Пленном» потрясающе передана дикая красота Кавказа. Снимать будет вновь оператор Юрий Клименко? Его можно назвать вашим «глазом».
– Да, это у нас будет уже пятая картина. Но мы очень разные, и мы очень противоречиво, особенно в начале съемок, относимся к тому, что хотим видеть на экране. Но как в спорах рождается истина, так в нашем столкновении рождается живая картинка. В идеале Клименко любое кино хочет снимать на черно-белую пленку. И это действительно наиболее выразительно и наиболее достоверно передает мир. Но сейчас время другое и ч/б кино – прерогатива арт-хауса. Альтернатива – приглушенность цвета. И в «Космосе как предчувствие», и в «Пленном» цвета не так много. И то же самое будет в «Густаве». Время 45-го года диктует моно-хромность и сдержанность цветовой гаммы.
– Кстати, это интересный феномен – восприятие того времени столь сдержанно по цвету. Ведь сериал «Ленинград» Буравского во многом не приняли из-за того, что он был «неправдоподобно» яркий, даже красочный.
– Да, где-то в подсознании возникает ощущение некой клюквы. Хотя это неверно. На нашей киностудии «РОК» мы сделали картину «Враги», где режиссер (она же автор сценария) Мария Можар, напротив, стремилась передать трагизм войны именно через буйство красок. Действие картины происходит в белорусской деревне, находящейся в оккупации. И эта деревня просто утопает в изобилии овощей, фруктов, летних красок. Но эта картина тоже вызвала странную реакцию. Стереотипы сильны.
– Настолько, что картину не взяли в прокат.
– Да, хотя ее показали по НТВ и она объехала очень много фестивалей, получила массу призов.
– Если не ошибаюсь, в «Густаве» вы впервые собрали целую звездную команду.
– Да, я пригласил Сергея Гармаша, Армена Джигарханяна, Ксению Раппопорт, Александра Баширова. А главную роль сыграет Владимир Машков.
– По какому принципу отбирали актеров?
– Если это звезда, то готов ли полностью он или она поменять свое амплуа или, во всяком случае, делать то, чего еще никогда не делал.
– Что вы такое увидели в Машкове?
– Машков играет главного героя Игната, машиниста, пришедшего с войны таким победителем. Он интересен тем, что он в хорошем смысле сумасшедший – помешан на скорости, на паровозах, на своей идее подняться и полететь в космос с помощью вот этого механизма. Такого Володя еще не играл, он мне это тоже сказал. Но я думаю, что выбор абсолютно правильный. Володя, я уверен, сумеет передать необходимое нам ощущение внутреннего кипения своего Игната.
Вторую главную мужскую роль сыграет Слава Крикунов, который дебютировал в «Пленном».
– На экране, кстати, он выглядит более брутально, нежели в жизни.
– Да, в жизни мимо него можно пройти и не заметить. Это, кстати, удивительное свойство многих больших актеров – Женя Миронов тому пример. Когда как будто бы «стертая» такая личность, из которой можно лепить очень много. Такой же, кстати, «стертой», неприметной внешностью обладает молодая немецкая актриса Аньорка Штрехель, которая играет главную женскую роль, немку Эльзу. Из «Пленного» «перекочевала» Юлия Пересильд, которая сыграет вторую женскую роль.
– Столь крупномасштабного фильма ведь еще не было в вашей биографии?
– Ну, почему. В «Космосе как предчувствие» были массовки по тысяче человек. Другое дело, что техники (я имею в виду поезда) в таком количестве действительно не было.
– Не страшно приступать к столь мощному проекту?
– Страшно. Во-первых, ведь это же очень большая ответственность. В картину вложены серьезные деньги, и это тоже действует – люди рискуют, верят в тебя. А прокатный успех в нашей стране предугадать невозможно. Не гарантирует ничего – ни известные актеры, ни история. Сколько тому примеров. Потому что на самом деле никто не знает, что сегодня волнует зрителя. Все находятся в поисках самих себя.
Ведь неважно, стреляют в кино, убивают или только целуются, и не важно, кто зритель – молодой, немолодой, – но все ищут на экране себя. Вот это «себя» мы зачастую не умеем угадывать. Нам, кинематографистам, кажется, что с помощью каких-то внешних вещей попадаем в зрителя на 100 процентов, а оказывается, что не угадываем внутреннюю болевую точку. И в этом смысле в поиске все – и продюсеры, и режиссеры, и зрители тоже.
– Однако возвратимся к «Густаву».
– Да. Так вот, профессионалу не важно – 10 человек у него в кадре или 500, много «железа» или мало, если есть организованная команда. Это только у нас считается, что если ты снимаешь арт-кино, то блокбастеры снять не можешь. Хотя, конечно, опыт важен. В «Космосе…», например, мы неожиданно столкнулись с одной бытовой проблемой. Представьте себе: зима, город Волхов, снимается тысячная массовка. Проходит час, два. И вдруг подходит ко мне второй режиссер: «У нас проблема – люди писать хотят». Да, это было бы смешно, если бы не было столь грустно. Вызвали спецкабинки, но и они не спасали. И съемка начала срываться – люди стали убегать. Мы путем нечеловеческих усилий, договоренностей с расположенным рядом Минзаводом вышли из ситуации.
– В лесах под Петербургом вам будет проще.
– Да уж. Вот такой опыт тоже необходим. Тем более что такой творческий экстрим – то, что мне нужно. Я постоянно должен что-то преодолевать. Вот как Елена Исинбаева (легкоатлетка, олимпийская чемпионка. – Прим. авт.) каждый месяц прыгает на сантиметр выше и выше, так же и я должен с каждой картиной брать новую высоту.
Беседовала Елена Боброва
– Алексей Ефимович, о чем «Густав»?
– Действие происходит в Сибири, летом и осенью 1945 года. Поселок, где разворачиваются события, называется Край. Незадолго до войны там тянут железную дорогу, а два немецких инженера руководят строительством моста. Когда перед войной мост ломается от ледохода, инженеров арестовывают. Дочери одного из них, 17-летней Эльзе, удается бежать, и она укрывается на острове рядом с тем самым разрушенным мостом. Там она абсолютной отшельницей в тяжелейших природных условиях живет всю войну. А собственно, картина начинается тогда, когда после Победы девушку находят и привозят в поселок. И лента о том, как ее воспринимают жители деревни Край.
В каком-то смысле эта картина – продолжение «Пленного». Она – о врагах. Для Игната враг – любой наш солдат, оказавшийся в плену у немцев. А немка Эльза – враг для всех. И тем не менее, казалось бы, враги все же находят нечто общее – вот это для меня было самое важное в сценарии Гоноровского.
– Вы будто бы намеренно обходите проблемы современного мегаполиса (исключение – «Прогулка»).
– Да нет, просто так складывается. Я любой сценарий рассматриваю лишь с точки зрения чувств и эмоций, независимо от того, когда происходит история, – в 30-е, 40-е или еще какие годы.
– Но каждое время обладает своим ароматом, своим мифотворчеством…
– Безусловно. Но у меня нет любимого времени. Правда, я трепетно отношусь к периоду Великой Отечественной войны. Мне кажется, это одна из немногих страниц в биографии нашей страны, которая достойна пристального внимания. Другой такой страницей считаю полет Гагарина, события, перевернувшего мозги многих наших людей.
– Космосу вы уже отдали дань…
– Надеюсь, что сниму и фильм о блокаде. Мои родители, прожившие ее, а отец и запечатлевший на пленке все 900 дней блокады (фильм «Ленинград в борьбе». – Прим. авт.), много рассказывали мне о том времени. А когда ты соприкасаешься практически вживую с событиями прошлого, это оставляет некий след. Поэтому всегда, еще работая в документальном кино, думал снять что-то связанное с блокадой.
А что касается современности, то, напротив, я все время ищу сценарий про наше время, но нет ничего подходящего. Во всяком случае, в тех, что попадают мне в руки, не хватает какой-то тайны в сюжете, в героях, в них нет нерва, нет перехода из обыденного, привычного во что-то нечто большее. Все на уровне банального изложения того, что видишь каждый день. А так, напротив, мне очень хотелось бы какого-то жанрового разнообразия.
Я бы с удовольствием, к примеру, снял триллер. «Густав» мне, в том числе, интересен еще и потому, что там будут даже паровозные гонки.
– В «Пленном» потрясающе передана дикая красота Кавказа. Снимать будет вновь оператор Юрий Клименко? Его можно назвать вашим «глазом».
– Да, это у нас будет уже пятая картина. Но мы очень разные, и мы очень противоречиво, особенно в начале съемок, относимся к тому, что хотим видеть на экране. Но как в спорах рождается истина, так в нашем столкновении рождается живая картинка. В идеале Клименко любое кино хочет снимать на черно-белую пленку. И это действительно наиболее выразительно и наиболее достоверно передает мир. Но сейчас время другое и ч/б кино – прерогатива арт-хауса. Альтернатива – приглушенность цвета. И в «Космосе как предчувствие», и в «Пленном» цвета не так много. И то же самое будет в «Густаве». Время 45-го года диктует моно-хромность и сдержанность цветовой гаммы.
– Кстати, это интересный феномен – восприятие того времени столь сдержанно по цвету. Ведь сериал «Ленинград» Буравского во многом не приняли из-за того, что он был «неправдоподобно» яркий, даже красочный.
– Да, где-то в подсознании возникает ощущение некой клюквы. Хотя это неверно. На нашей киностудии «РОК» мы сделали картину «Враги», где режиссер (она же автор сценария) Мария Можар, напротив, стремилась передать трагизм войны именно через буйство красок. Действие картины происходит в белорусской деревне, находящейся в оккупации. И эта деревня просто утопает в изобилии овощей, фруктов, летних красок. Но эта картина тоже вызвала странную реакцию. Стереотипы сильны.
– Настолько, что картину не взяли в прокат.
– Да, хотя ее показали по НТВ и она объехала очень много фестивалей, получила массу призов.
– Если не ошибаюсь, в «Густаве» вы впервые собрали целую звездную команду.
– Да, я пригласил Сергея Гармаша, Армена Джигарханяна, Ксению Раппопорт, Александра Баширова. А главную роль сыграет Владимир Машков.
– По какому принципу отбирали актеров?
– Если это звезда, то готов ли полностью он или она поменять свое амплуа или, во всяком случае, делать то, чего еще никогда не делал.
– Что вы такое увидели в Машкове?
– Машков играет главного героя Игната, машиниста, пришедшего с войны таким победителем. Он интересен тем, что он в хорошем смысле сумасшедший – помешан на скорости, на паровозах, на своей идее подняться и полететь в космос с помощью вот этого механизма. Такого Володя еще не играл, он мне это тоже сказал. Но я думаю, что выбор абсолютно правильный. Володя, я уверен, сумеет передать необходимое нам ощущение внутреннего кипения своего Игната.
Вторую главную мужскую роль сыграет Слава Крикунов, который дебютировал в «Пленном».
– На экране, кстати, он выглядит более брутально, нежели в жизни.
– Да, в жизни мимо него можно пройти и не заметить. Это, кстати, удивительное свойство многих больших актеров – Женя Миронов тому пример. Когда как будто бы «стертая» такая личность, из которой можно лепить очень много. Такой же, кстати, «стертой», неприметной внешностью обладает молодая немецкая актриса Аньорка Штрехель, которая играет главную женскую роль, немку Эльзу. Из «Пленного» «перекочевала» Юлия Пересильд, которая сыграет вторую женскую роль.
– Столь крупномасштабного фильма ведь еще не было в вашей биографии?
– Ну, почему. В «Космосе как предчувствие» были массовки по тысяче человек. Другое дело, что техники (я имею в виду поезда) в таком количестве действительно не было.
– Не страшно приступать к столь мощному проекту?
– Страшно. Во-первых, ведь это же очень большая ответственность. В картину вложены серьезные деньги, и это тоже действует – люди рискуют, верят в тебя. А прокатный успех в нашей стране предугадать невозможно. Не гарантирует ничего – ни известные актеры, ни история. Сколько тому примеров. Потому что на самом деле никто не знает, что сегодня волнует зрителя. Все находятся в поисках самих себя.
Ведь неважно, стреляют в кино, убивают или только целуются, и не важно, кто зритель – молодой, немолодой, – но все ищут на экране себя. Вот это «себя» мы зачастую не умеем угадывать. Нам, кинематографистам, кажется, что с помощью каких-то внешних вещей попадаем в зрителя на 100 процентов, а оказывается, что не угадываем внутреннюю болевую точку. И в этом смысле в поиске все – и продюсеры, и режиссеры, и зрители тоже.
– Однако возвратимся к «Густаву».
– Да. Так вот, профессионалу не важно – 10 человек у него в кадре или 500, много «железа» или мало, если есть организованная команда. Это только у нас считается, что если ты снимаешь арт-кино, то блокбастеры снять не можешь. Хотя, конечно, опыт важен. В «Космосе…», например, мы неожиданно столкнулись с одной бытовой проблемой. Представьте себе: зима, город Волхов, снимается тысячная массовка. Проходит час, два. И вдруг подходит ко мне второй режиссер: «У нас проблема – люди писать хотят». Да, это было бы смешно, если бы не было столь грустно. Вызвали спецкабинки, но и они не спасали. И съемка начала срываться – люди стали убегать. Мы путем нечеловеческих усилий, договоренностей с расположенным рядом Минзаводом вышли из ситуации.
– В лесах под Петербургом вам будет проще.
– Да уж. Вот такой опыт тоже необходим. Тем более что такой творческий экстрим – то, что мне нужно. Я постоянно должен что-то преодолевать. Вот как Елена Исинбаева (легкоатлетка, олимпийская чемпионка. – Прим. авт.) каждый месяц прыгает на сантиметр выше и выше, так же и я должен с каждой картиной брать новую высоту.
Беседовала Елена Боброва