Экономика

Плюсы и минусы дешевой нефти

23 сентября
Цены на нефть – сегодня они волнуют даже людей, далеких от нефтяной промышленности. Примерно так в девяностые годы всегда актуальной новостью был курс доллара. Правда, в этом интересе есть нечто иррациональное: в девяностые зарплаты либо выплачивались не только по-черному, но и в «зеленых», а сейчас никто не индексирует, скажем, квартплату в баррелях.

Но народ волнуется не зря. Все уже усвоили: нефтедоллары – это товары в магазинах, пенсии и даже золотовалютные резервы. Гадать, какой будет цена, мы не будем. Это дело безнадежное, одни и те же эксперты (и даже руководители нефтегазовых компаний) пророчат то 50, то 250 долларов за баррель.  
А вот порассуждать о том, так ли уж плоха для России дешевая нефть, попробуем. Плюсы нефти дорогой очевидны: пока она есть, страна может жить как рантье (но это сценарий плохой – ибо ведет в тупик). На вырученные от экспорта деньги можно профинансировать модернизацию.
Зато нефть дешевая шоком вылечит Русь от «голландской болезни» – когда сырьевой сектор, как пылесос, забирает инвестиции (в самой Голландии эта экономическая проблема была описана после открытия месторождений Северного моря). Тогда высокоразвитое государство чуть не стало третьим миром. А может быть, у нас произойдет с точностью до наоборот?
По крайней мере, одно из следствий высоких цен на нефть – дорогие бензин, солярка  и авиакеросин – не радует ни народ, ни промышленников. Их подорожание – маховик для инфляции. Может быть, если черное золото станет менее золотым, жизнь наладится?    
 Алексей Кудрин в этом году уже говорил, что для России была бы лучше более высокая цена на нефть. Но при этом ею необходимо «умело воспользоваться». Если цена на нефть будет расти и полученные от нее средства будут резко потрачены, произойдет сильное укрепление курса рубля.
Российский бюджет сможет на протяжении более трех лет не ощущать воздействия колебаний цены на нефть, даже если она упадет до отметки 40–50 долларов за баррель. Такое мнение высказал, выступая в Госдуме в минувшую пятницу, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Это и понятно – у страны есть резервный фонд.
Как заверил глава Минфина, в настоящее время сбалансированность бюджета достигается при уровне цены на нефть от 60 до 70 долларов за баррель.
Напомним, что сейчас цена на российскую нефть колеблется в районе 90–100 долларов. Проект федерального бюджета на 2009–2011 годы исходит из прогноза, что среднегодовая цена на нефть составит в 2009 году
95 долларов за баррель, в 2010 году – 90 долларов за баррель и в 2011 году – 88 долларов за баррель. Инфляция в ближайшие три года прогнозируется на уровне 7,5–8,5  процента в 2009 году, 5,5–7,0 процентов в 2010 году и в 2011 году – 5–6,8 процента.
«В этом году мы ожидаем пик доходов от нефтегазового сектора (11,2 процента ВВП – доходы нефтегазового сектора). В этом году это составит 50 процентов доходов федерального бюджета», – сказал Кудрин в пятницу в Госдуме.
Фонд экономических исследований «Центр развития» весной этого года выпустил сценарные экономические прогнозы российской экономики на 2008–2011 годы. Надо сказать, что «Центр развития» – одна из самых авторитетных аналитических групп в России. С 2003 года выполняет работы по заказу Банка России и Счетной палаты, с 2004 года – Министерства экономического развития и торговли, с 2005 года – Министерства промышленности и энергетики, с 2006 года – Министерства образования и науки.
 «Сейчас мы готовим актуальную версию прогнозов», – пояснил «НВ» главный экономист «Центра развития» Валерий Миронов. Идет пересчет цифр (с середины лета, когда баррель подходил вплотную к 150 долларам, многое изменилась), но базовые положения, вероятно, останутся.
Например, такие: «Высокий уровень цен на базовые товары (нефть и продовольствие) в условиях ожидаемого снижения темпов роста потребительского спроса может существенно сократить прибыль производителей, что повлечет за собой более глубокую и продолжительную рецессию мировой экономики».
Исполнительный директор центра Наталья Акиндинова считает, что при годовой цене нефти в 70 долларов за баррель нефтегазовые доходы бюджета превысят их запланированное расходование на 900 миллиардов рублей. По мнению экспертов центра, «нулевым» для казны является уровень цены в 50 долларов за баррель.    
Валерий Миронов, отвечая на вопросы нашей газеты, пояснил: «По моим ощущениям, если тенденции последних двух месяцев останутся в силе, то по российской экономике в четвертом квартале 2008 года мы получим снижение инвестиций на треть – до 6 процентов (по отношению к лету этого года). Основная причина – не будет чистого притока иностранного капитала. Влияние ухода иностранных денег уже ощущается. Темпы роста инвестиций в российскую экономику в первом полугодии текущего года были 14 процентов, в августе – 7,9 процента, в четвертом квартале они прогнозируются на уровне 6 процентов. Уровень роста инвестиций на следующий год также ожидается в 6 процентов. Из-за снижения инвестиций темп роста промышленного производства в следующем году упадет в два раза, с 6 до 3 процентов. Из-за этого, в свою очередь, сократится и рост ВВП. Опять-таки, по моим ощущениям, речь идет о снижении на 2 процента. Соответственно, в следующем году он составит не 8,1 а около 6 процентов.
В России приток нефтяных денег отражается в первую очередь на государственных фондах – резервном, будущих поколений – и еще на валютном курсе. Для реальной экономики важней ситуация с точки зрения инвестиций, кредитов, доступности капитала. То, что нефть дешевеет, приводит к снижению притока капитала. При значительном удешевлении нефти пришлось бы прибегнуть к помощи Стабфонда. Его объема хватит на финансирование бюджета в течение трех лет, если ситуация на нефтяных биржах за это время не развернется, то дальше Стабфонд кончится, придется снижать расходы бюджета.
Однако в современную экономическую эпоху мировые финансовые кризисы длятся не более полутора лет. Причем тенденция такова, что они становятся все короче. Последняя рецессия, которая началась в конце 2001 года и закончилась в начале 2003 года, вполне соответствовала этому эмпирическому правилу. Если считать, что нынешняя захватит вторую половину этого года, то до роста осталось продержаться чуть больше года, а вот весь 2009 год будет тяжелым».       
А вот что говорит Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН):
– Как повлияют мировые цены на нефть на крупные проекты в Петербурге?
Подешевеет ли жилье из-за уменьшения притока нефтедолларов? На мой взгляд, снижение цен на нефть не так значительно. Цены на нефть, заложенные во все бюджеты и прогнозы, существенно ниже той, которая сейчас существует. Поэтому  не стоит наводить панику. А с учетом нестабильности финансового рынка недвижимость, в том числе жилая, может стать предметом инвестирования свободных средств, как это было ранее.
В период нестабильности финансового рынка наиболее уязвимы те проекты, которые обладают относительно низкой доходностью. Это, к примеру, проекты гостиничной, офисной и торговой недвижимости. Особенно с развлекательной составляющей. Так, на рынке гостиничной недвижимости кризис может сказаться прежде всего в связи с увеличением ставки по кредитам, которая увеличилась с начала года в среднем на 2–3 процента и сейчас составляет порядка 18 процентов, что в принципе сопоставимо с доходностью гостиничных проектов и даже немного ее превышает. Поэтому некоторые замыслы могут быть приостановлены. В основном это касается тех планов, которые находятся на стадии проектирования. Те же, которые уже начали строить, скорее всего, завершатся, поскольку их не имеет смысла замораживать.
В пресс-службе ОАО «Силовые машины» нас заверили, что цена на
нефть для предприятия – далеко не ключевой фактор. «Для нас главное – как меняется цена на металл. Конечно, когда растет нефть, то затем повышается в цене и бензин. Дорожают наши автоперевозки. Но в стоимости продукции их доля – копеечная. Хотя котировки нефти на биржах мы отслеживаем просто потому, что живем в мире, где все взаимосвязано», – ответили там.
Сдержанный оптимизм демонстрировали и в пресс-службе «Агротехмаша»:
– Мы производим трактора для сельского хозяйства. Теоретически можно предположить, что если котировки нефти на мировых биржах снизятся, то и стоимость дизельного топлива в нашей стране упадет. Значит, у крестьян будет оставаться больше денег. Просто потому себестоимость их производства снизится. А если у аграриев увеличится прибыль, то они пустят ее в бизнес, какая-то часть дополнительной прибыли обязательно пойдет на закупку сельхозтехники. Так что устойчивое снижение нефтяных котировок для нашего предприятия – это плюс.
Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-2
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
Облачно
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь