Северо-Запад
Архангельск тянут в болото
26 сентября
К концу 2008 года у Архангельска наконец появится новый генеральный план. Документ, работа над которым еще не закончена, определит направления развития городской инфраструктуры и застройки до 2025 года. К слову, действие предыдущего генплана закончилось в 2001 году, и с тех пор Архангельск развивается без всякой системы.
Поскольку последние восемь лет столица Поморья застраивается хаотично, общественность время от времени поднимает вопросы, в частности, правомерности тех или иных новостроек в историческом центре города. Вопросы эти, как правило, остаются без ответа – нет официально утвержденных градостроительных норм, нет и проблемы.
Два года назад к разработке нового градостроительного документа в Архангельске все же приступили. Процесс этот совпал с завершением создания стратегии развития столицы Поморья до 2020 года. Новый генплан для городской казны стоил порядка 7 миллионов рублей. 18 сентября проект нового генерального плана был представлен разработчиками в мэрии Архангельска в присутствии первых лиц города и представителей широкой общественности.
Слушания получили весьма широкий общественный резонанс – далеко не все услышали на них ответы на интересующие вопросы. По словам одного из создателей нового документа, Владимира Парфенова, объем жилья к окончанию срока действия документа должен возрасти с нынешних 7,6 до более чем 9 миллионов квадратных метров в год. До максимума будет сокращен процент ветхого жилого фонда. При этом основную массу нового жилья построят в восточной части города, где соответствующая инфраструктура пока отсутствует полностью.
Предполагается, что нынешнее Окружное шоссе станет внутригородской магистралью. А его функции объездной трассы будет исполнять новая дорога, которая соединит юг города с глубоководным морским портом в дельте Двины. Строительство которого, кстати, сегодня очень активно обсуждается в связи с активизацией проекта Белкомур. Сюда же будет проведена новая железнодорожная ветка от станции Исакогорка и построены два крупных железнодорожно-автомобильных моста. Новый генплан предполагает и возвращение на улицы Архангельска электротранспорта, полностью исчезнувшего несколько лет назад. Также предусмотрено строительство масштабной рекреационной зоны, которая расположится на острове Краснофлотском, что в южной части города. Этот проект более чем назрел – парков в нормальном смысле этого слова в Архангельске практически нет.
Один из принципов развития Архангельска согласно новому плану – «рост на восток» – стал причиной ожесточенных споров. С одной стороны, это направление – традиционное для города (Архангельск строился от реки в глубь болот, не случайно один из районов города назывался Мхами). Развитие 6-го микрорайона подразумевает, что город будет двигаться к объездной автомобильной и железнодорожной магистрали, а также застраиваться за ними. Именно здесь, согласно проекту, планируется, например, возвести новый университетский центр. Однако противники этого направления утверждают, что желающих жить в новых районах будет немного – хотя бы по той причине, что в этой же стороне находится городская свалка, вопрос переноса которой до сих пор остается открытым.
Еще один принцип – развитие столицы Поморья в прежних границах – исключает процесс формирования мегаполиса Архангельск – Северодвинск – Новодвинск, который предсказывали некоторые футурологи. Действительно, между тремя крупнейшими городами области – не более трех десятков километров, и их слияние в обозримом будущем рисовало весьма радужные перспективы. Так, по мнению присутствовавшего на слушаниях исполнительного директора Архангельского объединения риэлторов Михаила Бахарева, более перспективно было бы расширение границ Архангельска и застройка на левом берегу Северной Двины – то есть в направлении городов-спутников. Именно этот район, по оценке специалистов, наиболее перспективен с точки зрения индивидуальной застройки, а также является привлекательным с экологической точки зрения.
Другие минусы проекта существующего – отсутствие в нем перспектив развития островных территорий, которые являются сегодня немалой частью площади Архангельска, а также речного транспорта, который связывает центр города с некоторыми его округами.
Главный же вопрос, который прозвучал, но так и остался без ответа на слушаниях: каков источник финансирования всех амбициозных мегапроектов, закладываемых в новый генплан. Даже неспециалисту ясно, что городская казна Архангельска неспособна обеспечить выполнение большей части задуманных мероприятий. Видимо, надежда в данном случае лишь на помощь федерального центра. Иначе новый план не достигнет даже показателей генплана предыдущего. Тот, по оценке специалистов, был выполнен лишь на 77 процентов. Впрочем, это уже головная боль не разработчиков, а заказчиков.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске
Поскольку последние восемь лет столица Поморья застраивается хаотично, общественность время от времени поднимает вопросы, в частности, правомерности тех или иных новостроек в историческом центре города. Вопросы эти, как правило, остаются без ответа – нет официально утвержденных градостроительных норм, нет и проблемы.
Два года назад к разработке нового градостроительного документа в Архангельске все же приступили. Процесс этот совпал с завершением создания стратегии развития столицы Поморья до 2020 года. Новый генплан для городской казны стоил порядка 7 миллионов рублей. 18 сентября проект нового генерального плана был представлен разработчиками в мэрии Архангельска в присутствии первых лиц города и представителей широкой общественности.
Слушания получили весьма широкий общественный резонанс – далеко не все услышали на них ответы на интересующие вопросы. По словам одного из создателей нового документа, Владимира Парфенова, объем жилья к окончанию срока действия документа должен возрасти с нынешних 7,6 до более чем 9 миллионов квадратных метров в год. До максимума будет сокращен процент ветхого жилого фонда. При этом основную массу нового жилья построят в восточной части города, где соответствующая инфраструктура пока отсутствует полностью.
Предполагается, что нынешнее Окружное шоссе станет внутригородской магистралью. А его функции объездной трассы будет исполнять новая дорога, которая соединит юг города с глубоководным морским портом в дельте Двины. Строительство которого, кстати, сегодня очень активно обсуждается в связи с активизацией проекта Белкомур. Сюда же будет проведена новая железнодорожная ветка от станции Исакогорка и построены два крупных железнодорожно-автомобильных моста. Новый генплан предполагает и возвращение на улицы Архангельска электротранспорта, полностью исчезнувшего несколько лет назад. Также предусмотрено строительство масштабной рекреационной зоны, которая расположится на острове Краснофлотском, что в южной части города. Этот проект более чем назрел – парков в нормальном смысле этого слова в Архангельске практически нет.
Один из принципов развития Архангельска согласно новому плану – «рост на восток» – стал причиной ожесточенных споров. С одной стороны, это направление – традиционное для города (Архангельск строился от реки в глубь болот, не случайно один из районов города назывался Мхами). Развитие 6-го микрорайона подразумевает, что город будет двигаться к объездной автомобильной и железнодорожной магистрали, а также застраиваться за ними. Именно здесь, согласно проекту, планируется, например, возвести новый университетский центр. Однако противники этого направления утверждают, что желающих жить в новых районах будет немного – хотя бы по той причине, что в этой же стороне находится городская свалка, вопрос переноса которой до сих пор остается открытым.
Еще один принцип – развитие столицы Поморья в прежних границах – исключает процесс формирования мегаполиса Архангельск – Северодвинск – Новодвинск, который предсказывали некоторые футурологи. Действительно, между тремя крупнейшими городами области – не более трех десятков километров, и их слияние в обозримом будущем рисовало весьма радужные перспективы. Так, по мнению присутствовавшего на слушаниях исполнительного директора Архангельского объединения риэлторов Михаила Бахарева, более перспективно было бы расширение границ Архангельска и застройка на левом берегу Северной Двины – то есть в направлении городов-спутников. Именно этот район, по оценке специалистов, наиболее перспективен с точки зрения индивидуальной застройки, а также является привлекательным с экологической точки зрения.
Другие минусы проекта существующего – отсутствие в нем перспектив развития островных территорий, которые являются сегодня немалой частью площади Архангельска, а также речного транспорта, который связывает центр города с некоторыми его округами.
Главный же вопрос, который прозвучал, но так и остался без ответа на слушаниях: каков источник финансирования всех амбициозных мегапроектов, закладываемых в новый генплан. Даже неспециалисту ясно, что городская казна Архангельска неспособна обеспечить выполнение большей части задуманных мероприятий. Видимо, надежда в данном случае лишь на помощь федерального центра. Иначе новый план не достигнет даже показателей генплана предыдущего. Тот, по оценке специалистов, был выполнен лишь на 77 процентов. Впрочем, это уже головная боль не разработчиков, а заказчиков.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске