Экономика

Нам сверху видно все

26 сентября
На прошедшей неделе Россия запустила в космическое пространство дополнительные 67 миллиардов рублей. Премьер Владимир Путин подписал распоряжение об увеличении на такую сумму программы финансирования отечественной системы космической навигации и позиционирования ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система).
Часть средств уйдет в Роскосмос, который выведет на орбиту уже в этом году 6 новых спутников (три из них уже были выведены на орбиту вчера вечером). Они «заштопают» прорехи в орбитальной группировке, обслуживающей систему. Другая часть осядет в недрах Министерства промышленности и торговли. Именно оно должно наладить наконец производство и внедрение в широкие народные массы наземной аппаратуры. Ну а на третью часть Роскартография должна привести в порядок системы электронных карт, без которых навигатор становится бесполезен.
Гигантской суммы (без малого три миллиарда долларов) должно, по расчетам, хватить, чтобы ГЛОНАСС – любимое, но инфантильное детище отечественного оборонно-промышленного комплекса, не просто вышло на работу, но и вступило в конкуренцию с куда более успешной американской системой GPS и еще не существующей европейской системой «Галилео», а также с теми, что намерены создавать Индия и Китай.
Траты на проекты, которые не обеспечивают немедленной отдачи, не любит не только общественность, но и само правительство. Именно поэтому ГЛОНАСС строят еще с 1975 года и до сих пор не могут достроить. Ее финансирование всегда велось по остаточному принципу. Но сейчас тянуть больше некуда. В первую очередь ГЛОНАСС нужен военным. Сегодня воевать, не имея системы спутникового позиционирования, все равно что в прошлом веке вести боевые действия, не имея карт местности и полагаясь на рассказы местных жителей. А в том, что американцы при необходимости могут отсечь российских пользователей от своей спутниковой системы, сомневаться не приходится.
А раз все равно систему придется создавать, почему бы не использовать ее и в мирных целях, для нужд российских моряков, автомобилистов, железнодорожников и прочих? Это большие деньги для авторов ГЛОНАСС (выручка от продажи приборов и электронных карт), толчок для развития отечественной радиоэлектроники и общеэкономический эффект. Возможность в режиме реального времени отслеживать положение любого грузового контейнера, автомобиля, вагона – это огромная экономия на транспортных издержках и логистике.
Что планируется сделать? Если судить по многочисленным оптимистичным заявлениям российских чиновников, навигаторы на базе ГЛОНАСС должны были стать доступными для рядовых граждан и поступить в продажу чуть ли не «вчера». Хотя на самом деле лишь сейчас государство начало реально переводить систему с сугубо военных рельс на гражданское направление. В 2006 году тогдашний министр обороны Сергей Иванов заявил о возможности ее гражданского использования, а указ о свободном и бесплатном доступе к услугам ГЛОНАСС Владимир Путин подписал чуть более года назад – в мае 2007 года. За столь короткий срок создать и внедрить конкурентоспособную систему массового пользования попросту невозможно. На прошлый и этот годы была запланирована массовая замена старых космических аппаратов с истекающим сроком годности на новые, модернизированные. Они-то как раз и должны работать как для военных, так и для гражданских целей.
По планам в этом году будут запущены 6 спутников, что позволит ГЛОНАСС почти полностью покрыть территорию России (для этого нужно 18 аппаратов), а к 2012 году и весь шар земной (24 спутника). Правда, в середине года выяснилось, что Роскосмос попросту не успевает запускать спутники. Чтобы немного «подстегнуть» космическое ведомство, ему были выделены средства на запуск глонассовских спутников, а также накинуто еще 45 миллиардов на реализацию других программ. В частности, на строительство нового космодрома в Амурской области (точнее – переделку военного космодрома Свободный в полутора сотнях километров от Благовещенска). Это логично, ведь стартовые площадки со всей их наработанной инфраструктурой из Байконура, находящегося на территории другого государства – суверенного Казахстана, не перенесешь. Сегодня у Москвы с Астаной отношения хорошие, а что если ухудшатся?
На земле у ГЛОНАСС тоже пока не все складывается. Навигаторы уже стали привычным инструментом во многих областях и популярными в массах в силу дешевизны, но почти все они ориентированы на систему GPS, которая на рынке этого вида услуг уже более 10 лет. Приборы для ГЛОНАСС тоже есть. Их выпускают три фирмы, но пока отечественные навигаторы, как признался один из разработчиков, «золотые»: их стоимость не ниже 30 тысяч рублей (аналогичные GPS – около 10 тысяч). Так что особых стимулов у предпринимателей вкладываться именно в отечественную систему нет, а выпускать приборы, работающие с обеими системами, очень дорого: они используют разные виды обработки сигналов.
Поэтому правительство пойдет старым, проверенным путем. Уже выбран концерн, в который входит вся технологическая цепочка разработки радиоэлектронного оборудования: от прикладного научно-исследовательского института до заводов по ее изготовлению. Концерну выдается задание (с финансированием) по изготовлению наземной аппаратуры системы ГЛОНАСС для государственных нужд. А затем правительство сформирует спрос. Например, заставит всех чиновников в обязательном порядке устанавливать систему на свои автомобили. Путь развития технологий массового применения через госзаказ – не лучший, но сейчас он единственно возможный.
Опасность может представить только желание нашего правительства возродить всю технологическую цепочку, включая даже те сферы, в которых мы отстали «навсегда», например микроэлектронику. Так, находясь уже в ранге вице-премьера, все тот же Сергей Иванов, комментируя глонассовскую программу, заявил, что надо создавать производство микрочипов на отечественных предприятиях. Но догнать Корею или Китай по этим технологиям – это утопия. Нужно согласиться со сложившимся международным разделением труда и не тратить средства на заведомо недостижимые цели. Иначе деньги уйдут, а успех так и не придет.
После принятого решения система ГЛОНАСС имеет все шансы стать действительно конкурентоспособной. В том, что Россия справится с формированием спутниковой орбитальной группировки, сомневаться не приходится – здесь у нас опыт большой. С картографической отраслью тоже проблем быть не должно – здесь просто нужно навести нормальный порядок. Самое сложное – создание наземной навигационной аппаратуры. И очень важно, чтобы правительство не подхватило традиционную для нашей страны болезнь «шапкозакидательства», а заразилось более безопасным вирусом – «прагматизмом».

По состоянию на конец 2007 года вся численность российской орбитальной группировки составляла около 102–103 аппаратов. Из них 40–41 – спутники оборонного назначения, 21–22 – двойного назначения и 39 – космические аппараты научного и социально-экономического назначения. Это лишь менее одной четверти от всей группировки Соединенных Штатов (415 космических аппаратов).
Андрей Давлицаров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-2
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
Облачно
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь