Общество
Где брать руки для автопрома?
01 октября
Открытие первых шести автосборочных заводов (два уже работают – это «Форд» и «Тойота») к 2010 году, по идее, должно воодушевлять население Петербурга и области появлением не только дешевых иномарок, но и рабочих мест. Так думали на «Форде» и «Тойоте», но с трудом набирали необходимые 600 человек на производство. Глава Ленинградской области Валерий Сердюков уверен, что трудового потенциала региона хватит для обеспечения кадрами как действующих, так и новых промышленных предприятий. Однако с ним не согласятся ни руководители новых производств, ни поставщики дефицитных кадров – профессиональные техникумы.
Казалось бы, учебных заведений, которые могли бы побороться с кадровым голодом в автопроме, в городе достаточно. Это несколько техникумов, проф-
училищ и факультеты в Политехническом университете. Однако если судить по качеству образования, направлениям подготовки и возможностям трудоустройства, то готовых специалистов выходит не так уж много. По словам директора Невского машиностроительного техникума Владимира Слепцова, после ПТУ, которые готовят рабочих, а не операторов сложных станков, чаще всего идут зарабатывать в автосервисы. На заводы же нужны рабочие только с дипломами техникумов и колледжей. Но многие из них просто не могут позволить себе обучать специалистов на необходимом оборудовании – каждый сложный станок стоит около 250 тысяч евро.
Крупнейший в Петербурге колледж, победитель нацпроекта «Образование» – Автотранспортный и электромеханический колледж. Ежегодно он выпускает тысячу молодых специалистов, которые сразу же попадают на предприятия, не заглядывая на биржу труда. Директор колледжа Сергей Корабельников корни проблемы дефицита кадров видит в системе образования вообще. Когда все нацелены на окончание 11 классов и престижного вуза, никто не хочет брать в руки гаечный ключ. Решение этой проблемы Сергей Кимович видит в историческом опыте: во времена Григория Романова в городе был поднят престиж профессионального образования, а также самих рабочих. Сегодня же не только с моральными, но и с материальными поощрениями работников труда туго.
– Здесь ситуация такая же, как и с педагогическими кадрами. В городе восемь педучилищ и 10 медучилищ, но никто из выпускников не идет работать по специальности, потому что очень низкие зарплаты.
В автомобильной промышленности зарплаты, конечно, выше. В среднем рабочий получает 20-30 тысяч рублей, но и работать для этого приходится немало. На конвейере (а это место работы именно дефицитных кадров) чисто физически возможно работать только до 40 лет. В связи с тем, что автомобильная промышленность в Петербурге только нарождается, то, естественно, еще нет и ротации кадров. Пока что заводы попросту переманивают работников друг у друга, повышая зарплаты.
О сотрудничестве же с учебными заведениями мало кто задумывается. Например, GM и Nissan уже подписали договоры о сотрудничестве с Автотранспортным и электромеханическим колледжем (а это и стажировка во время учебы, и возможность трудоустройства, и поездки на зарубежные заводы), остальные же работодатели пока считают, что государство само обучит нужные кадры и выставит их на рынок. Единовременно подготовить для рынка тысячу человек – это не проблема. Дело в том, считает Сергей Корабельников, что трудовых ресурсов не хватает в принципе. В том числе из-за демографического кризиса. Если раньше в колледже был конкурс 5–6 человек на место, то в этом году он упал до трех человек. Скоро просто некому будет учиться и работать.
С ним согласен и Владимир Слепцов, из техникума которого ежегодно выпускается в среднем 100–120 человек. Чаще всего работу они ищут сами и легко ее находят, но автомобильных заводов среди них немного.
– Предприятия должны вести целевую поддержку образовательных учреждений, чтобы иметь подготовленные на нужном оборудовании кадры. Более того, периодически нужно отправлять опытные кадры на переподготовку в те же техникумы. Нужно, как в советские времена, развивать систему общежитий и, возможно, привлекать в рабочие специальности девушек. А главное – переориентировать всю сферу образования со сферы услуг на наукоемкие специальности.
Например, Всеволожский завод «Форд» кадры для производства готовит сам, на базе местного колледжа, который выделил классы для целенаправленной подготовки специалистов. Владимир Слепцов советует гигантам автопрома либо вступать в договорные отношения с учреждениями СПО и рекламировать их под своим именем, либо создавать собственные учебные классы. Конечно, этот путь для работодателя выглядит малопривлекательным. Подписывая соглашения с автомобильными концернами, городские власти также, по идее, должны подумать о поддержке учебных заведений. Однако даже при таком желании поддержать удастся не всех, поскольку часть из них, как, например, Невский машиностроительный колледж, находится на федеральном балансе.
И совершенно понятно, что в таких условиях работодатели задумываются об иностранной рабочей силе. Обучить их будет несложно, но возникнет проблема со средой обитания, в город хлынет миграционный поток.
Кадровые агентства по подбору персонала поддерживают автомобильные заводы в желании привлечь рабочую силу из других стран СНГ, которая не будет устраивать забастовки и требовать повышения зарплаты на 20 процентов. Например, электронная биржа труда jobsmarket.ru открыто советует: переезжайте на работу в Петербург, здесь 20 000 свободных вакансий, которые ждут трудовых мигрантов. Только для запуска первых очередей автосборочных предприятий в Петербурге пяти автоконцернам в совокупности понадобятся как минимум около семи тысяч человек. При этом кадровые обновления на каждом предприятии достигают 30 процентов ежегодно (по сравнению с 5–10 процентами на подобных заводах в советское время).
Камилла Нигматуллина
Казалось бы, учебных заведений, которые могли бы побороться с кадровым голодом в автопроме, в городе достаточно. Это несколько техникумов, проф-
училищ и факультеты в Политехническом университете. Однако если судить по качеству образования, направлениям подготовки и возможностям трудоустройства, то готовых специалистов выходит не так уж много. По словам директора Невского машиностроительного техникума Владимира Слепцова, после ПТУ, которые готовят рабочих, а не операторов сложных станков, чаще всего идут зарабатывать в автосервисы. На заводы же нужны рабочие только с дипломами техникумов и колледжей. Но многие из них просто не могут позволить себе обучать специалистов на необходимом оборудовании – каждый сложный станок стоит около 250 тысяч евро.
Крупнейший в Петербурге колледж, победитель нацпроекта «Образование» – Автотранспортный и электромеханический колледж. Ежегодно он выпускает тысячу молодых специалистов, которые сразу же попадают на предприятия, не заглядывая на биржу труда. Директор колледжа Сергей Корабельников корни проблемы дефицита кадров видит в системе образования вообще. Когда все нацелены на окончание 11 классов и престижного вуза, никто не хочет брать в руки гаечный ключ. Решение этой проблемы Сергей Кимович видит в историческом опыте: во времена Григория Романова в городе был поднят престиж профессионального образования, а также самих рабочих. Сегодня же не только с моральными, но и с материальными поощрениями работников труда туго.
– Здесь ситуация такая же, как и с педагогическими кадрами. В городе восемь педучилищ и 10 медучилищ, но никто из выпускников не идет работать по специальности, потому что очень низкие зарплаты.
В автомобильной промышленности зарплаты, конечно, выше. В среднем рабочий получает 20-30 тысяч рублей, но и работать для этого приходится немало. На конвейере (а это место работы именно дефицитных кадров) чисто физически возможно работать только до 40 лет. В связи с тем, что автомобильная промышленность в Петербурге только нарождается, то, естественно, еще нет и ротации кадров. Пока что заводы попросту переманивают работников друг у друга, повышая зарплаты.
О сотрудничестве же с учебными заведениями мало кто задумывается. Например, GM и Nissan уже подписали договоры о сотрудничестве с Автотранспортным и электромеханическим колледжем (а это и стажировка во время учебы, и возможность трудоустройства, и поездки на зарубежные заводы), остальные же работодатели пока считают, что государство само обучит нужные кадры и выставит их на рынок. Единовременно подготовить для рынка тысячу человек – это не проблема. Дело в том, считает Сергей Корабельников, что трудовых ресурсов не хватает в принципе. В том числе из-за демографического кризиса. Если раньше в колледже был конкурс 5–6 человек на место, то в этом году он упал до трех человек. Скоро просто некому будет учиться и работать.
С ним согласен и Владимир Слепцов, из техникума которого ежегодно выпускается в среднем 100–120 человек. Чаще всего работу они ищут сами и легко ее находят, но автомобильных заводов среди них немного.
– Предприятия должны вести целевую поддержку образовательных учреждений, чтобы иметь подготовленные на нужном оборудовании кадры. Более того, периодически нужно отправлять опытные кадры на переподготовку в те же техникумы. Нужно, как в советские времена, развивать систему общежитий и, возможно, привлекать в рабочие специальности девушек. А главное – переориентировать всю сферу образования со сферы услуг на наукоемкие специальности.
Например, Всеволожский завод «Форд» кадры для производства готовит сам, на базе местного колледжа, который выделил классы для целенаправленной подготовки специалистов. Владимир Слепцов советует гигантам автопрома либо вступать в договорные отношения с учреждениями СПО и рекламировать их под своим именем, либо создавать собственные учебные классы. Конечно, этот путь для работодателя выглядит малопривлекательным. Подписывая соглашения с автомобильными концернами, городские власти также, по идее, должны подумать о поддержке учебных заведений. Однако даже при таком желании поддержать удастся не всех, поскольку часть из них, как, например, Невский машиностроительный колледж, находится на федеральном балансе.
И совершенно понятно, что в таких условиях работодатели задумываются об иностранной рабочей силе. Обучить их будет несложно, но возникнет проблема со средой обитания, в город хлынет миграционный поток.
Кадровые агентства по подбору персонала поддерживают автомобильные заводы в желании привлечь рабочую силу из других стран СНГ, которая не будет устраивать забастовки и требовать повышения зарплаты на 20 процентов. Например, электронная биржа труда jobsmarket.ru открыто советует: переезжайте на работу в Петербург, здесь 20 000 свободных вакансий, которые ждут трудовых мигрантов. Только для запуска первых очередей автосборочных предприятий в Петербурге пяти автоконцернам в совокупности понадобятся как минимум около семи тысяч человек. При этом кадровые обновления на каждом предприятии достигают 30 процентов ежегодно (по сравнению с 5–10 процентами на подобных заводах в советское время).
Камилла Нигматуллина