Общество
Оружие – СМИ. Цель – общество
31 октября
В минувший вторник на телеканале ВВС вышла передача, позволившая британцам по-новому взглянуть на августовские события на Кавказе, – корреспондент Тим Хьюэлл, совершивший поездку в Южную Осетию, привез живые интервью – доказательства агрессии грузинских военных по отношению к мирным жителям. Скандальный репортаж уже вызвал реакцию Саакашвили – конечно, грузинский лидер все отрицает. Впрочем, появилась надежда, что маховик давно запущенной против России информационной войны на этот раз даст сбой.
Во время и после военного конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии часто звучала фраза «информационное противостояние». Однако, как показывают шумные народные дебаты в интернете, значительная доля россиян не верят в существование какого бы то ни было информационного воздействия со стороны Запада и приравнивают само явление «информационных войн» к конспирологической теории тайных заговоров.
Между тем информационное противостояние Запада с нашей державой началось несколько веков назад. Как и на любой войне, в засекреченных штабах все это время заседали полководцы, разрабатывающие планы очередных кампаний. В XX веке американские политологи даже вывели особый термин для таких кампаний – спин-войны. Орудия в таких войнах – СМИ. А цель, по которой бьют новостные орудия, – обычные граждане и пресловутое общественное мнение. К сожалению, возникнув на Западе, методы ведения этих войн до сих пор более эффективны в руках западных политтехнологов.
…А все начиналось в Джорджии в 1861 году. Шла война Севера и Юга. В представлении многих южане до сих пор являются презренными рабовладельцами, жестоко угнетавшими чернокожий люд, тогда как северяне – людьми крайне благородными, питавшими праведный гнев к рабству, а потому решившими освободить невольников. На самом деле истинной целью той войны была свойственная человеку экспансия. Однако спин-операция, провернутая северянами, создала легенду, которую не вытравить даже современными исследованиями. Бомбой послужили образы зверообразных рабовладельцев, созданные американской писательницей Гарриет Бичер-Стоу в книге «Хижина дядюшки Тома». С ней за пазухой и шли освобождать негров пораженные жалостью к ним северяне. Исключая тех, кто довольствовался оплатой по контракту без всяких возвышенных идей. А таких было большинство.
Но на поражении Юга спин-война не завершилась. Еще одна кампания была предпринята с целью настроить негров против своих бывших хозяев. Тогда по Югу стали колесить якобы очевидцы массовых погромов и насилия чернокожих над бедными вдовами конфедератов. Итог известен – создание Ку-клукс-клана и политика расовой сегрегации, процветавшая в США до 60-х годов прошлого века.
Словом, в 1861 году южане проиграли спин-войну в своей Джорджии. Россия же в августе этого года проиграла в некогда тоже своей Джорджии. Если учесть, что не очень образованные американцы часто путают Грузию и Джорджию из-за одинакового написания – Georgia, – совпадение это представляется знаменательным. Как известно, информационные войны не отражают реальность, они ее создают…
тем временем…
Всё продолжится в интернете
28 октября заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Джеймс Глассман выступил на тему «Публичная дипломатия США и война идей». Под «войной идей» американский чиновник имел в виду информационную войну в интернете.
Свою миссию Глассман видит в расширении «войны идей» на Восток – в частности, на Россию.
– Мы рассматриваем вопрос о нескольких русскоязычных членах команды по цифровым внешним контактам, – заявил он.
В связи с этим российские блогеры, многие из которых уже достигли профессионализма в информационных конфликтах, ставят вопрос о государственном финансировании их деятельности по противодействию американцам в Сети.
Что такое спин-войны?
Термин «спин» («spin») впервые употребил в 1984 году ветеран американской прессы, политический обозреватель «Нью-Йорк таймс» Уильям Сафайр, комментируя прошедшие телевизионные дебаты между Рональдом Рейганом и Уолтером Мондейлом. После их завершения специалисты по связям с общественностью обеих партий пытались убедить журналистов, что именно их кандидат «оставил соперника раненого и истекающего кровью на полу телестудии». Подобные действия и были прозваны Сафайром «спин». Сам термин заимствован из лексики спортивных комментаторов, которые называли так особо изощренный, «закрученный» удар по мячу в бейсболе. Изначально спин-войны велись между кандидатами во время предвыборных кампаний с целью воздействовать на голоса избирателей.
«Мы проиграли. Но помогли европейские читатели»
Александр Крылов, профессор, специалист кросскультурных коммуникаций, директор Берлинского Вест-Ост института.
– В информационных действиях России в связи с конфликтом с Грузией было допущено много ошибок. Так, например, я не смог проследить какой-либо коммуникационной стратегии. Военные выиграли, а вот информационное противостояние было, на мой взгляд, проиграно. В России есть высококлассные специалисты по работе с общественностью, но действия на международной арене должны быть продуманы более тщательно, чтобы избежать имиджевого ущерба, который Россия получила в процессе разрешения конфликта.
Противник пользуется любым поводом, чтобы показать, как страдает малое, но независимое государство от вторжения большого и сильного соседа. Одни новостные выпуски начинались с кадров, на которых президент Саакашвили прячется от якобы летящего снаряда, в других – заботится о раненых и депортированных. А вот информации российской стороны на немецком телевидении почти не было.
Представьте себе, есть маленькая страна, которую никто не знает, и есть большая Россия, которая оставила о себе определенные воспоминания еще со времен холодной войны. На чьей стороне будет мало информированный человек, если происходит военный конфликт? Конечно, априорно будет виновата Россия.
Показательный пример безграмотности продемонстрировал немецкий телеканал «Евроньюс». В Германии Тбилиси официально называется Тифлисом. В течение нескольких дней в новостях сообщали о городе «Тифлиси». Видимо, кто-то по незнанию скомбинировал Тбилиси и Тифлис в новое слово.
У западных журналистов сложилось представление, что Россия всегда пытается манипулировать информацией и не столько осведомлять, сколько заниматься пропагандой.
Были, конечно, и у нас удачные ходы. К ним бы я отнес участие посла России в главном телевизионном политическом шоу по первому немецкому каналу. Но некоторые действия вызывали недоумение. Мне рассказали, что российские имиджмейкеры задумали акцию с поездкой по Европе российского солдата-миротворца. При всем моем уважении к российскому солдату такая акция могла бы только еще больше осложнить обстановку. Представьте себе обывателя, который сначала видит по телевизору кадры вторжения в Грузию, а потом ему представляют шествие русского солдата уже по Европе...
Первые дни конфликта в немецкой прессе преобладали негативные, по отношению к России, публикации. Мало кто знает, что ситуация изменилась в первую очередь благодаря реакции читателей. В ведущие немецкие СМИ поступили тысячи читательских писем с критикой односторонней подачи информации. Главный редактор одного известного немецкого издания рассказывал, что от читателей, возмущенных необъективностью, он получал сообщение о разрыве договора на подписку.
«Мы проиграли. Но и не надо было выигрывать»
Валерий Островский, политолог:
– Историки утверждают, что психологическая война — неизбежная часть любой войны вообще. За долгие годы методы пропаганды, психологического подавления оттачивались, но основные их правила, выработанные без малого четыреста лет назад, остались неизменными. Вот их свод.
Первое: упрощайте, сводите все к противопоставлению Хорошего и Плохого, Черного и Белого, Дружеского и Вражеского. Никаких полутонов, оттенков, рефлексий.
Второе: искажайте, высмеивайте, пародируйте оппонента, дискредитируйте его любыми способами.
Третье: демонстрируйте единодушие, даже если в реальности его нет. Представляйте свои взгляды как мнение абсолютного большинства.
Четвертое: смешивайте ценности, старайтесь ценности оппонента представить в качестве ваших и только ваших, тем самым лишая врага ценностей вообще.
Пятое: инструментируйте, повторяя одно и то же, но на самые разные лады.
Развитие средств массовой информации, особенно телевидения, придало мастерам психологической войны новые силы — прежде всего через использование электронных СМИ. Так на наших глазах психологическая война превратилась в информационную. Информационное оружие стало самым настоящим средством массового поражения. Здесь действуют свои, особые правила.
Первое: если события нет в «ящике» – его нет вообще.
Второе: имеет значение только то событие, которое в «ящике» показали первым.
Третье: значимы только те оценки, о которых вы сообщили первым. Неважно, кто выиграл войну. Важно, кто первым сообщил о своей победе.
Пять правил психологической войны, дополненные тремя правилами информационной войны, стали в наши дни практически универсальными. Более того, большинство политиков и обслуживающих их пропагандистов действуют по описанным правилам практически в автоматическом режиме, почти бессознательно. Последующие разоблачения мало кого волнуют. В канун иракской войны показания госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН об обладании режимом Саддама Хуссейна оружием массового поражения были ложью «на голубом глазу». Но война продолжается по сей день, а репутация Пауэлла как «голубя мира» остается неколебимой.
Первая неделя российско-грузинской войны стала апофеозом и войны информационной. Все каналы США и Европы, как один, изображали Россию в качестве коварного и злобного медведя, пожирающего скромную Красную Шапочку — Грузию.
Солидное агентство «Рейтер» распространило серию фотографий грузинского мужчины, рыдающего над телом друга, убитого российской авиабомбой. Правда, фон на всех фотографиях был разный, что сразу выдало «постановочность» снимков.
Проиграла ли Россия информационно-психологическую войну? Вне всякого сомнения. Нужно ли было стремиться ее выигрывать? Ни за что. Есть старое правило, сформулированное американским гангстером Меиром Лански: «Никогда не садись играть, если это не твое казино». Играть в казино информационно-психологической войны было и будет занятием бесполезным, заведомо проигрышным. Нельзя уподобляться подобным пропагандистам, становиться с ними на одну доску. Делать такое – значит потерять себя, свою душу. Но знать о приемах и методах психологических войн, помнить о них — это требуется всегда. И всегда мы будем помнить: «Не в силе Бог, а в правде». От правды отступать нельзя.
Александра Заспа, специалист по теории информационных конфликтов
Во время и после военного конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии часто звучала фраза «информационное противостояние». Однако, как показывают шумные народные дебаты в интернете, значительная доля россиян не верят в существование какого бы то ни было информационного воздействия со стороны Запада и приравнивают само явление «информационных войн» к конспирологической теории тайных заговоров.
Между тем информационное противостояние Запада с нашей державой началось несколько веков назад. Как и на любой войне, в засекреченных штабах все это время заседали полководцы, разрабатывающие планы очередных кампаний. В XX веке американские политологи даже вывели особый термин для таких кампаний – спин-войны. Орудия в таких войнах – СМИ. А цель, по которой бьют новостные орудия, – обычные граждане и пресловутое общественное мнение. К сожалению, возникнув на Западе, методы ведения этих войн до сих пор более эффективны в руках западных политтехнологов.
…А все начиналось в Джорджии в 1861 году. Шла война Севера и Юга. В представлении многих южане до сих пор являются презренными рабовладельцами, жестоко угнетавшими чернокожий люд, тогда как северяне – людьми крайне благородными, питавшими праведный гнев к рабству, а потому решившими освободить невольников. На самом деле истинной целью той войны была свойственная человеку экспансия. Однако спин-операция, провернутая северянами, создала легенду, которую не вытравить даже современными исследованиями. Бомбой послужили образы зверообразных рабовладельцев, созданные американской писательницей Гарриет Бичер-Стоу в книге «Хижина дядюшки Тома». С ней за пазухой и шли освобождать негров пораженные жалостью к ним северяне. Исключая тех, кто довольствовался оплатой по контракту без всяких возвышенных идей. А таких было большинство.
Но на поражении Юга спин-война не завершилась. Еще одна кампания была предпринята с целью настроить негров против своих бывших хозяев. Тогда по Югу стали колесить якобы очевидцы массовых погромов и насилия чернокожих над бедными вдовами конфедератов. Итог известен – создание Ку-клукс-клана и политика расовой сегрегации, процветавшая в США до 60-х годов прошлого века.
Словом, в 1861 году южане проиграли спин-войну в своей Джорджии. Россия же в августе этого года проиграла в некогда тоже своей Джорджии. Если учесть, что не очень образованные американцы часто путают Грузию и Джорджию из-за одинакового написания – Georgia, – совпадение это представляется знаменательным. Как известно, информационные войны не отражают реальность, они ее создают…
тем временем…
Всё продолжится в интернете
28 октября заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Джеймс Глассман выступил на тему «Публичная дипломатия США и война идей». Под «войной идей» американский чиновник имел в виду информационную войну в интернете.
Свою миссию Глассман видит в расширении «войны идей» на Восток – в частности, на Россию.
– Мы рассматриваем вопрос о нескольких русскоязычных членах команды по цифровым внешним контактам, – заявил он.
В связи с этим российские блогеры, многие из которых уже достигли профессионализма в информационных конфликтах, ставят вопрос о государственном финансировании их деятельности по противодействию американцам в Сети.
Что такое спин-войны?
Термин «спин» («spin») впервые употребил в 1984 году ветеран американской прессы, политический обозреватель «Нью-Йорк таймс» Уильям Сафайр, комментируя прошедшие телевизионные дебаты между Рональдом Рейганом и Уолтером Мондейлом. После их завершения специалисты по связям с общественностью обеих партий пытались убедить журналистов, что именно их кандидат «оставил соперника раненого и истекающего кровью на полу телестудии». Подобные действия и были прозваны Сафайром «спин». Сам термин заимствован из лексики спортивных комментаторов, которые называли так особо изощренный, «закрученный» удар по мячу в бейсболе. Изначально спин-войны велись между кандидатами во время предвыборных кампаний с целью воздействовать на голоса избирателей.
«Мы проиграли. Но помогли европейские читатели»
Александр Крылов, профессор, специалист кросскультурных коммуникаций, директор Берлинского Вест-Ост института.
– В информационных действиях России в связи с конфликтом с Грузией было допущено много ошибок. Так, например, я не смог проследить какой-либо коммуникационной стратегии. Военные выиграли, а вот информационное противостояние было, на мой взгляд, проиграно. В России есть высококлассные специалисты по работе с общественностью, но действия на международной арене должны быть продуманы более тщательно, чтобы избежать имиджевого ущерба, который Россия получила в процессе разрешения конфликта.
Противник пользуется любым поводом, чтобы показать, как страдает малое, но независимое государство от вторжения большого и сильного соседа. Одни новостные выпуски начинались с кадров, на которых президент Саакашвили прячется от якобы летящего снаряда, в других – заботится о раненых и депортированных. А вот информации российской стороны на немецком телевидении почти не было.
Представьте себе, есть маленькая страна, которую никто не знает, и есть большая Россия, которая оставила о себе определенные воспоминания еще со времен холодной войны. На чьей стороне будет мало информированный человек, если происходит военный конфликт? Конечно, априорно будет виновата Россия.
Показательный пример безграмотности продемонстрировал немецкий телеканал «Евроньюс». В Германии Тбилиси официально называется Тифлисом. В течение нескольких дней в новостях сообщали о городе «Тифлиси». Видимо, кто-то по незнанию скомбинировал Тбилиси и Тифлис в новое слово.
У западных журналистов сложилось представление, что Россия всегда пытается манипулировать информацией и не столько осведомлять, сколько заниматься пропагандой.
Были, конечно, и у нас удачные ходы. К ним бы я отнес участие посла России в главном телевизионном политическом шоу по первому немецкому каналу. Но некоторые действия вызывали недоумение. Мне рассказали, что российские имиджмейкеры задумали акцию с поездкой по Европе российского солдата-миротворца. При всем моем уважении к российскому солдату такая акция могла бы только еще больше осложнить обстановку. Представьте себе обывателя, который сначала видит по телевизору кадры вторжения в Грузию, а потом ему представляют шествие русского солдата уже по Европе...
Первые дни конфликта в немецкой прессе преобладали негативные, по отношению к России, публикации. Мало кто знает, что ситуация изменилась в первую очередь благодаря реакции читателей. В ведущие немецкие СМИ поступили тысячи читательских писем с критикой односторонней подачи информации. Главный редактор одного известного немецкого издания рассказывал, что от читателей, возмущенных необъективностью, он получал сообщение о разрыве договора на подписку.
«Мы проиграли. Но и не надо было выигрывать»
Валерий Островский, политолог:
– Историки утверждают, что психологическая война — неизбежная часть любой войны вообще. За долгие годы методы пропаганды, психологического подавления оттачивались, но основные их правила, выработанные без малого четыреста лет назад, остались неизменными. Вот их свод.
Первое: упрощайте, сводите все к противопоставлению Хорошего и Плохого, Черного и Белого, Дружеского и Вражеского. Никаких полутонов, оттенков, рефлексий.
Второе: искажайте, высмеивайте, пародируйте оппонента, дискредитируйте его любыми способами.
Третье: демонстрируйте единодушие, даже если в реальности его нет. Представляйте свои взгляды как мнение абсолютного большинства.
Четвертое: смешивайте ценности, старайтесь ценности оппонента представить в качестве ваших и только ваших, тем самым лишая врага ценностей вообще.
Пятое: инструментируйте, повторяя одно и то же, но на самые разные лады.
Развитие средств массовой информации, особенно телевидения, придало мастерам психологической войны новые силы — прежде всего через использование электронных СМИ. Так на наших глазах психологическая война превратилась в информационную. Информационное оружие стало самым настоящим средством массового поражения. Здесь действуют свои, особые правила.
Первое: если события нет в «ящике» – его нет вообще.
Второе: имеет значение только то событие, которое в «ящике» показали первым.
Третье: значимы только те оценки, о которых вы сообщили первым. Неважно, кто выиграл войну. Важно, кто первым сообщил о своей победе.
Пять правил психологической войны, дополненные тремя правилами информационной войны, стали в наши дни практически универсальными. Более того, большинство политиков и обслуживающих их пропагандистов действуют по описанным правилам практически в автоматическом режиме, почти бессознательно. Последующие разоблачения мало кого волнуют. В канун иракской войны показания госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН об обладании режимом Саддама Хуссейна оружием массового поражения были ложью «на голубом глазу». Но война продолжается по сей день, а репутация Пауэлла как «голубя мира» остается неколебимой.
Первая неделя российско-грузинской войны стала апофеозом и войны информационной. Все каналы США и Европы, как один, изображали Россию в качестве коварного и злобного медведя, пожирающего скромную Красную Шапочку — Грузию.
Солидное агентство «Рейтер» распространило серию фотографий грузинского мужчины, рыдающего над телом друга, убитого российской авиабомбой. Правда, фон на всех фотографиях был разный, что сразу выдало «постановочность» снимков.
Проиграла ли Россия информационно-психологическую войну? Вне всякого сомнения. Нужно ли было стремиться ее выигрывать? Ни за что. Есть старое правило, сформулированное американским гангстером Меиром Лански: «Никогда не садись играть, если это не твое казино». Играть в казино информационно-психологической войны было и будет занятием бесполезным, заведомо проигрышным. Нельзя уподобляться подобным пропагандистам, становиться с ними на одну доску. Делать такое – значит потерять себя, свою душу. Но знать о приемах и методах психологических войн, помнить о них — это требуется всегда. И всегда мы будем помнить: «Не в силе Бог, а в правде». От правды отступать нельзя.
Александра Заспа, специалист по теории информационных конфликтов