Город

Под елку положат подземку

14 ноября 00:00
Пассажиров «Звенигородской» встретит Петр I
Станция метро еще не достроена, но ее уже назвали «самой нарядной» и «самой европейской» из всех остановок петербургской подземки. 
Через полтора месяца здесь появятся первые пассажиры. На «Звенигородскую» они попадут через специальный рукав, построенный на «Пушкинской». Тем же путем прошли и мы. Правда, пока этот проход представляет собой огромный желтый короб, перегородивший добрую половину платформы одной из старейших станций петербургской подземки. Специально для нас специалисты «Метростроя» открыли неприметную для рядового горожанина дверь и провели в подземелье.
Первым делом мы увидели склад строительного инвентаря. А рядом с ним – отдельное помещение с раздевалкой для рабочих. Без специального обмундирования вход под землю воспрещен. Каждый день строители должны спускаться в шахту при полном «параде» – униформа и специальные баллоны с кислородом на случай ЧП обязательны. Нам же выдали только строительные каски. Как говорится, на всякий случай…
Под землей – жарко, пыльно и очень душно. Все рабочие заняты делом – одни вырезают мраморные плитки для облицовки павильона, другие штукатурят стены, третьи прокладывают электрокабели. Сегодня «Звенигородскую» не узнать. Последний раз мы спускались на эту станцию около года назад, и тогда месили глину по колено. А сейчас будущая остановка метро уже может похвастаться огромным мозаичным панно, которое сквозь облако пыли виднеется в торце будущего вестибюля, – Петр I в окружении гвардейцев Семеновского полка.
Мозаику нарисовали и изготовили в мастерской Российской академии художеств. Тогда руководитель студии Александр Быстров рассказывал, что исторический сюжет выбран не случайно. В том месте, где в ближайшем будущем появится вестибюль «Звенигородской», триста лет назад стояли казармы гвардейцев. Художники решили напомнить об этом петербуржцам.
Образ станции дополняют кованые арки между колоннами – авторы проекта  постарались, чтобы их детище не выглядело наподобие «Сенной площади», которую горожане сравнивают с ванной комнатой. «Звенигородскую» же метростроители уже назвали самой нарядной и самой европейской из остановок подземки.
Также рабочие объяснили тонкости работы новой станции. Как оказалось, первое время попасть на «Звенигородскую» с поверхности земли будет невозможно. Строительство наклонного хода, или эскалатора, пока не завершено. Снизу выполнена лишь основа, а главные работы по его проходке начнутся наверху. Но уже в 2009 году наземный вестибюль появится на Звенигородской улице, на участке между улицей Марата и Загородным проспектом.
Такая станция на карте Петербурга возникнет, конечно, не от хорошей жизни. Дело в том, что подземные работы на Фрунзенском радиусе намного опережали и продолжают опережать наземные. Проходка шахты началась еще в 1989 году, потом на долгие годы работы заморозили. Уже построенную часть пятой линии метрополитена соединили с четвертой – так появилась ныне привычная петербуржцам «рыжая» ветка подземки. В декабре она будет разорвана, и вся ее северная часть от «Садовой» до «Комендантского проспекта» перекрасится в фиолетовый цвет. А поезда с «Достоевской» будут прибывать на новую конечную станцию «Спасская».
Но вернемся на «Звенигородскую». Здесь уже проложены рельсы, по которым так же, как и на «Волковской», 1 декабря пройдет первый пробный поезд. Правда, между основными путями еще виднеются вспомогательные, по которым ходят вагонетки. Именно они доставляют на стройку кирпич, цемент, плитку и другие стройматериалы. Вскоре оформление станции будет завершено и строители приступят к пусконаладочным работам. И 24 декабря, когда «Звенигородская» примет первых пассажиров, на ее платформе и ступенях вряд ли можно будет найти хоть пылинку.

«Волковская» уже ждет электричку
1 декабря по рельсам к станции пройдет пробный состав. Его метростроители ждут с нетерпением. Эта электричка ознаменует финал большой и долгой работы.
…Удивление и даже шок – пожалуй, только так можно описать те чувства, которые охватили нас, когда мы попали на «Волковскую». Ее строительство завершено, подходят к концу и отделочные работы. С одной стороны, чему здесь удивляться? По словам заместителя начальника этого участка Игоря Котова, все работы ведутся строго по графику. Но с другой… Последний раз мы были здесь сравнительно недавно, и в то время ничего похожего на готовую станцию не видели, только прорытые тоннели, без рельсов и какой-либо отделки. А сейчас практически готовая станция уже сияет мрамором.
– Рабочие убирают и вывозят мусор, расчищают пути, монтируют освещение, намывают мраморные плиты, – пояснил Игорь Котов. – Перед открытием станции мы пригласим клининговую компанию, сотрудники которой специальными растворами будут мыть станцию.
Вестибюль станции граничит с большим торговым центром на улице Касимовской. Мы вошли внутрь павильона «Волковской». Здесь уже установили эскалаторы, правда, по ним рабочие пока спускаются своим ходом. Зато порадовало глаз огромное панно с изображением белоснежной тройки лошадей и повозки с ямщиком. При украшении станции мастера Российской академии художеств использовали мрамор разных сортов и цветов. Картину создали в технике флорентийской мозаики. По словам руководителя мастерской Александра Быстрова, для «Волковской» была выбрана историко-дорожная тема.
Как рассказывал ранее корреспонденту «НВ» сам художник, много лет назад на этом месте проходили первые тракты на Новгород, а по всей протяженности дороги стояли трактиры, в которых могли отдохнуть уставшие ямщики.
Украсив новую станцию метро таким образом, оформители решили напомнить горожанам о том, как путешествовали в старину, когда ни о каком другом транспорте, тем более о подземном, люди даже не мечтали.
Полы в вестибюле «Волковской» пока покрыты досками. Это, по словам рабочих, сделано специально для того, чтобы мрамор уцелел во время финишных работ. Но к проходу первой электрички все посторонние детали будут убраны.
– 1 декабря мы проверим работу всех систем, – пояснил нам Игорь Котов. – Здесь нет только турникетов, они появятся незадолго до официального открытия станции. Дело в том, что это оборудование электронное, его нужно устанавливать в чистоте, а здесь пока много пыли.
Побывав на новой станции, мы поняли: волноваться о том, что «Волковская» не откроется в срок, не стоит. В конце декабря она обязательно встретит первых пассажиров.

Планы метрополитена
2008 год. Декабрь. Открытие станций «Волковская» и «Звенигородская». В это же время начнет полноценную работу пятая ветка метро – от «Комендантского проспекта» до «Волковской».
2009 год. Июль. Открытие вестибюля и наклонного хода станции «Звенигородская». Также предполагается открытие вестибюля и наклонного хода «Обводного канала».
2010 год. Пятая ветка метро будет продлена еще на две станции – «Бухарестскую» и «Международную».
2011 год. Будет открыта станция метро «Адмиралтейская» с наклонным ходом и вестибюлем в Кирпичном переулке. Также планируется открытие второго вестибюля на станции «Спортивная-2», второго вестибюля станции на Васильевском острове с сооружением наклонного хода. В то же время на Сенной площади перед ТК «ПИК» появится наклонный ход и вестибюль станции метро «Спасская».
2012–2016 годы. На это время уже запланировано открытие станций «Проспект Славы», «Дунайская», «Балканская», «Южная». В то же время начнется строительство станций «Долгое Озеро», «Нижнекамская», депо «Коломяжское», станций седьмой линии – «Черниговская», «Казаковская», «Путиловская» и «Новоизмайловская».


тем временем...

Одни станции открывают, другие закрывают
В настоящее время закрыты два вестибюля станций петербургского метрополитена – «Гостиный Двор» и «Горьковская». Оба встали на длительный ремонт, который завершится ориентировочно в августе и декабре 2009 года соответственно. Сразу после открытия «Горьковской» следует ожидать начала полного капитального ремонта станции «Нарвская», который уже давно назрел, но не раз откладывался по разным соображениям. За «Нарвской» должны последовать другие станции первой очереди петербургской подземки, однако конкретные планы и даты пока не известны.
В настоящее время продолжается ремонт станции «Автово», которая в последние годы серьезно страдала от протечек из-за своего неглубокого заложения и близости реки Красненькой. Завершение работ ожидается в конце 2009 года.
Кроме того, капитальный ремонт эскалаторов ныне проводится на «Балтийской» (до 22 декабря), «Академической» (до 27 ноября), «Звездной» (до 8 декабря), «Ладожской» (до 9 февраля 2009 года). На «Звездной» это привело к ограничению на вход с 8 до 9 часов, «Балтийская» в эти же часы закрыта для входа пассажиров (с 16 до 19 часов вход  ограничен). «Ладожская» благодаря наличию четырех эскалаторов работает без ограничений.
рина Тищенко, Илья Снопченко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
67.52
0.674 (1%)
Курс Евро
76.09
0.285 (0.37%)
Погода
Сегодня,
13 ноября
вторник
+1
14 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
15 ноября
четверг
+7
Слабый дождь