Общество
«Здравствуй, дорогой грек!»
15 ноября
Все началось с того, что в Салониках высадился культурный десант из Петербурга: группа известных художников отправилась в путешествие по земле Греции. К ним примкнули и музыканты – из Бостона, Бонна, Афин, Петербурга, Москвы…
И первоначальным местом их дислокации стал курортный городок Ханиоти… где они и впали в грех уныния:
– Греция – это евростандарт!..
Священный Афон тоже огорчил. Оказалось, что вход на святую гору особям женского пола категорически воспрещен: монашеские законы строги. Но когда увидели Дельфы!.. Когда увидели своими очами «пуп Земли»!.. Тогда все и случилось: картины у моря, музыка, звучащая у древних руин…
Древняя Греция бессмертна!
Эта идея – соединить прошлое и настоящее, связать, собрать (через музыку, живопись!) время и дать новую жизнь античным традициям, превращая ретроспективу в перспективу – возникла сначала в воображении одного человека, прямо скажем, одержимого и влюбленного в Грецию, а именно: Дмитрия Михалевского, автора проекта и президента фонда «АРХЕ», глубоко убежденного, что древние мифы – это реальность:
– «АРХЕ» на древнегреческом языке означает «начала». Наш проект – это своеобразный прорыв в Грецию, причем в Грецию древнюю. Дело в том, что греки сумели сделать достоянием масс достижения гениальных одиночек.
А началом проекта «АРХЕ» стала презентация книги Дмитрия Михалевского «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии», которая проходила в Фонде Михаила Шемякина. Тут же выяснилось, что сочувствующих этой трагедии много – особенно среди питерских художников, на чьих полотнах Древняя Греция просто бессмертна! Далее последовала цепная реакция – и спустя время культурное пространство Петербурга заполнилось множеством больших и малых событий, вовлекающих в проект «АРХЕ» самых разных участников, в том числе и юных художников, приславших на конкурс «Моя Эллада» изумительные рисунки!.. А одно из детских писем (конкурс называется: «Письмо греческому другу») начиналось так: «Здравствуй, дорогой грек!»
Платон с Артемидой везут на Олимп
И вот первый десант профессиональных художников на земле Аттики. Здравствуй, дорогой грек!
Сразу бросилось, конечно, в глаза легендарное Эгейское море. Как варвары. Но с трепетным чувством: «Неужели я, смертный, вот так, запросто вхожу в море богов?!»
Греки взирали на это зрелище с удивлением: вода девятнадцать градусов – в такой «ледяной» воде, по их мнению, купаются одни дикари.
Вообще, если соскучился по соотечественникам, ступай к берегу: в октябре в море плещутся только наши – грекам холодно. И они смеются над купающимися россиянами, а россияне – над некупающимися греками. И всем весело.
А природа – рай: поющие деревья, лазающий по стенам домов виноград, пальмы – как гигантские ананасы, а гранаты, буквально взорванные от перезрелости, дразнят народ своим красным чревом!.. И много чего еще висит неопознанного, ослепляющего изобилием цвета – особенно питерцев, привыкших, мягко говоря, к умеренной палитре окружающей среды.
То есть природа казалась ирреальной: такое ощущение, что вот сезон закончится, декорацию уберут…
– А море свернут в рулон!
И художники принялись за работу. На полотнах стали возникать Афины, Афродиты, греческий меандр…
Вскоре пять десятков свеженаписанных картин составили первую выставку питерских художников, расположившуюся близ набегающей волны Эгейского моря…
Выехав из курортного городка Ханиоти, художники и музыканты взяли курс на юг, в сторону Афин.
Водитель – Платон. Рядом жена – Артемида. (Хотя, честно говоря, больше похожа на Афродиту!) Как выяснятся, полное имя – Агапова Артемида Федоровна (!). Папа Федор, грек, живший в Грузии, начитавшись в свое время мифов Эллады и сильно впечатлившись (плюс ностальгия, кровь!), нарек сестру Артемиды Афиной, а брата – Одиссеем!.. Не более, но и не менее.
И вот Платон с Артемидой везут нас на Олимп. Но не вокруг да около, как подобает смертным, а прямо вверх, к богам! Уши закладывает, как в самолете. Ручки потеют – страшно: под тобой полторы тысячи метров!..
Но богов наверху не обнаружили. Вместо богов – кафе. И – сумасшедший, кружащий голову вид вершин!..
Что такое «пуп Земли»
Следующая остановка – Дельфы: знаменитая гора Парнас, храм Аполлона!.. Кривые линии гор завораживают… (Особенно нас, прибывших из плоских перспектив Северной Пальмиры.) Осязаемая на уровне всех чувств гармония древней Эллады растворена в пространстве, как сырость в Питере.
Древние греки считали Дельфы центром Вселенной, ибо именно здесь, на Парнасе, встретились два орла, выпущенные Зевсом в разных концах света, – и это место обозначено камнем, омфалом, что означает: «пуп Земли».
Оказаться в центре Земли – это особое, ни с чем не сравнимое чувство. (И убедиться, что Парнас – это не только название питерского мясокомбината!..) Вот оно, значит, начало всех начал. Ты видел «пуп Земли» – ты видел все. Далее – по Священному пути к храму Аполлона...
Человеческое любопытство и древняя привычка идти вспять оказали человечеству неоценимую услугу: погребенный временем храм Аполлона благодаря великому французу Теофилю Омолю восстал из земли – на радость богам и смертным. А с ним восстали из праха и потрясающие шедевры скульптуры и зодчества.
Восстали и привели в восторг – переходящий в уныние:
– Искусство не развивается! Ничего лучше с тех пор человечество не сделало!
Мол, работали, работали (27 веков, между прочим!) – и на тебе!
– Мы все испытали в Дельфах культурный шок, – сказал арт-директор проекта «АРХЕ» заслуженный художник России Александр Кондуров. – Нам вдруг открылась истинная культура, первозданная, обладающая фантастической энергетикой и, как выяснилось, ничего общего не имеющая с тем классическим искусством, которое мы видим например, в Эрмитаже, где оно выглажено, очищено от этой энергетики и совершенно свободно от первозданного камня, на котором были видны следы человеческих усилий… А это совсем другое ощущение… Эллада существует. И по-прежнему потрясает наши души.
…Пещера Корикион, грот Диониса. Не затоптанный туристами маршрут сказывается на наших сандалиях – несем первые потери…
Но вот мы на месте, и это надо
осознать: сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог вина и плодородия, утешитель в горе (одно лекарство от всех бед!), прародитель театра, супруг печальной Ариадны – бог Дионис был вынянчен нимфами именно здесь, в этой пещере, где мы стоим. Не хватает только надписи на стенах: «Здесь был Дионис!»
Конечно же, нас не встретили здесь вакханки и сатиры, веселые спутники Диониса, но… нас встретила музыка, сопровождающая весь путь художников-передвижников.
Это волшебная импровизация флейтиста-виртуоза Деметриуса Спанеаса, гитариста Сергея Шевченкова и Петра Никулина, играющего на экзотическом (на вид и звук!) инструменте – диджериду (в шутку: «держи дуду»!). Музыка, небо, горы – как мистерия, праздник посвящения – как дар, как награда идущим. А значит – посвященным.
А развалившиеся сандалии путников – всего лишь искупительная жертва.
Но лучше Греции могут быть только сами греки. Их прекрасные античные лики. Их гостеприимство.
Дом Сандры и Андреаса – это и дом, и театр, и концертный зал. Вся эта роскошь среди олив была создана для сына – молодого и очень талантливого пианиста Йоргоса Констанини, который потрясет всех нас своей виртуозной игрой – на фоне Греции (в натуральную величину) и на фоне Эллады (в формате полотен питерских художников).
Ксенафон Ламбратис. Председатель общества «Друзья России и Путина». Зубной врач, собиратель петушков (фигурок) – паче зубов и этих петушков любит Грецию и тех, кто влюблен в нее (то есть нас). Предстает в майке, на которой так и написано: «АРХЕ»!
Хрисула, Янис и Николас Гридзонас. О них можно слагать мифы современной Греции. Хрисула, страстно влюбленная в мифы, камни, камешки, травы, цветы, запахи, взбирается на Акрополь – легкая, как бриз!.. Мы же карабкаемся вслед за ней с грацией мешка с цементом… Блистательные Афины – последний аккорд нашего путешествия.
…Возвращались в Питер с хорошей новостью: а все-таки она есть – эта Эллада!..
И у проекта «АРХЕ» впереди много планов: новые выставки в музеях Афин, новые встречи, новые открытия. А значит, это будет снова – «Здравствуй, дорогой грек!»
Живи и здравствуй! Светлана Мосова
И первоначальным местом их дислокации стал курортный городок Ханиоти… где они и впали в грех уныния:
– Греция – это евростандарт!..
Священный Афон тоже огорчил. Оказалось, что вход на святую гору особям женского пола категорически воспрещен: монашеские законы строги. Но когда увидели Дельфы!.. Когда увидели своими очами «пуп Земли»!.. Тогда все и случилось: картины у моря, музыка, звучащая у древних руин…
Древняя Греция бессмертна!
Эта идея – соединить прошлое и настоящее, связать, собрать (через музыку, живопись!) время и дать новую жизнь античным традициям, превращая ретроспективу в перспективу – возникла сначала в воображении одного человека, прямо скажем, одержимого и влюбленного в Грецию, а именно: Дмитрия Михалевского, автора проекта и президента фонда «АРХЕ», глубоко убежденного, что древние мифы – это реальность:
– «АРХЕ» на древнегреческом языке означает «начала». Наш проект – это своеобразный прорыв в Грецию, причем в Грецию древнюю. Дело в том, что греки сумели сделать достоянием масс достижения гениальных одиночек.
А началом проекта «АРХЕ» стала презентация книги Дмитрия Михалевского «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии», которая проходила в Фонде Михаила Шемякина. Тут же выяснилось, что сочувствующих этой трагедии много – особенно среди питерских художников, на чьих полотнах Древняя Греция просто бессмертна! Далее последовала цепная реакция – и спустя время культурное пространство Петербурга заполнилось множеством больших и малых событий, вовлекающих в проект «АРХЕ» самых разных участников, в том числе и юных художников, приславших на конкурс «Моя Эллада» изумительные рисунки!.. А одно из детских писем (конкурс называется: «Письмо греческому другу») начиналось так: «Здравствуй, дорогой грек!»
Платон с Артемидой везут на Олимп
И вот первый десант профессиональных художников на земле Аттики. Здравствуй, дорогой грек!
Сразу бросилось, конечно, в глаза легендарное Эгейское море. Как варвары. Но с трепетным чувством: «Неужели я, смертный, вот так, запросто вхожу в море богов?!»
Греки взирали на это зрелище с удивлением: вода девятнадцать градусов – в такой «ледяной» воде, по их мнению, купаются одни дикари.
Вообще, если соскучился по соотечественникам, ступай к берегу: в октябре в море плещутся только наши – грекам холодно. И они смеются над купающимися россиянами, а россияне – над некупающимися греками. И всем весело.
А природа – рай: поющие деревья, лазающий по стенам домов виноград, пальмы – как гигантские ананасы, а гранаты, буквально взорванные от перезрелости, дразнят народ своим красным чревом!.. И много чего еще висит неопознанного, ослепляющего изобилием цвета – особенно питерцев, привыкших, мягко говоря, к умеренной палитре окружающей среды.
То есть природа казалась ирреальной: такое ощущение, что вот сезон закончится, декорацию уберут…
– А море свернут в рулон!
И художники принялись за работу. На полотнах стали возникать Афины, Афродиты, греческий меандр…
Вскоре пять десятков свеженаписанных картин составили первую выставку питерских художников, расположившуюся близ набегающей волны Эгейского моря…
Выехав из курортного городка Ханиоти, художники и музыканты взяли курс на юг, в сторону Афин.
Водитель – Платон. Рядом жена – Артемида. (Хотя, честно говоря, больше похожа на Афродиту!) Как выяснятся, полное имя – Агапова Артемида Федоровна (!). Папа Федор, грек, живший в Грузии, начитавшись в свое время мифов Эллады и сильно впечатлившись (плюс ностальгия, кровь!), нарек сестру Артемиды Афиной, а брата – Одиссеем!.. Не более, но и не менее.
И вот Платон с Артемидой везут нас на Олимп. Но не вокруг да около, как подобает смертным, а прямо вверх, к богам! Уши закладывает, как в самолете. Ручки потеют – страшно: под тобой полторы тысячи метров!..
Но богов наверху не обнаружили. Вместо богов – кафе. И – сумасшедший, кружащий голову вид вершин!..
Что такое «пуп Земли»
Следующая остановка – Дельфы: знаменитая гора Парнас, храм Аполлона!.. Кривые линии гор завораживают… (Особенно нас, прибывших из плоских перспектив Северной Пальмиры.) Осязаемая на уровне всех чувств гармония древней Эллады растворена в пространстве, как сырость в Питере.
Древние греки считали Дельфы центром Вселенной, ибо именно здесь, на Парнасе, встретились два орла, выпущенные Зевсом в разных концах света, – и это место обозначено камнем, омфалом, что означает: «пуп Земли».
Оказаться в центре Земли – это особое, ни с чем не сравнимое чувство. (И убедиться, что Парнас – это не только название питерского мясокомбината!..) Вот оно, значит, начало всех начал. Ты видел «пуп Земли» – ты видел все. Далее – по Священному пути к храму Аполлона...
Человеческое любопытство и древняя привычка идти вспять оказали человечеству неоценимую услугу: погребенный временем храм Аполлона благодаря великому французу Теофилю Омолю восстал из земли – на радость богам и смертным. А с ним восстали из праха и потрясающие шедевры скульптуры и зодчества.
Восстали и привели в восторг – переходящий в уныние:
– Искусство не развивается! Ничего лучше с тех пор человечество не сделало!
Мол, работали, работали (27 веков, между прочим!) – и на тебе!
– Мы все испытали в Дельфах культурный шок, – сказал арт-директор проекта «АРХЕ» заслуженный художник России Александр Кондуров. – Нам вдруг открылась истинная культура, первозданная, обладающая фантастической энергетикой и, как выяснилось, ничего общего не имеющая с тем классическим искусством, которое мы видим например, в Эрмитаже, где оно выглажено, очищено от этой энергетики и совершенно свободно от первозданного камня, на котором были видны следы человеческих усилий… А это совсем другое ощущение… Эллада существует. И по-прежнему потрясает наши души.
…Пещера Корикион, грот Диониса. Не затоптанный туристами маршрут сказывается на наших сандалиях – несем первые потери…
Но вот мы на месте, и это надо
осознать: сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог вина и плодородия, утешитель в горе (одно лекарство от всех бед!), прародитель театра, супруг печальной Ариадны – бог Дионис был вынянчен нимфами именно здесь, в этой пещере, где мы стоим. Не хватает только надписи на стенах: «Здесь был Дионис!»
Конечно же, нас не встретили здесь вакханки и сатиры, веселые спутники Диониса, но… нас встретила музыка, сопровождающая весь путь художников-передвижников.
Это волшебная импровизация флейтиста-виртуоза Деметриуса Спанеаса, гитариста Сергея Шевченкова и Петра Никулина, играющего на экзотическом (на вид и звук!) инструменте – диджериду (в шутку: «держи дуду»!). Музыка, небо, горы – как мистерия, праздник посвящения – как дар, как награда идущим. А значит – посвященным.
А развалившиеся сандалии путников – всего лишь искупительная жертва.
Но лучше Греции могут быть только сами греки. Их прекрасные античные лики. Их гостеприимство.
Дом Сандры и Андреаса – это и дом, и театр, и концертный зал. Вся эта роскошь среди олив была создана для сына – молодого и очень талантливого пианиста Йоргоса Констанини, который потрясет всех нас своей виртуозной игрой – на фоне Греции (в натуральную величину) и на фоне Эллады (в формате полотен питерских художников).
Ксенафон Ламбратис. Председатель общества «Друзья России и Путина». Зубной врач, собиратель петушков (фигурок) – паче зубов и этих петушков любит Грецию и тех, кто влюблен в нее (то есть нас). Предстает в майке, на которой так и написано: «АРХЕ»!
Хрисула, Янис и Николас Гридзонас. О них можно слагать мифы современной Греции. Хрисула, страстно влюбленная в мифы, камни, камешки, травы, цветы, запахи, взбирается на Акрополь – легкая, как бриз!.. Мы же карабкаемся вслед за ней с грацией мешка с цементом… Блистательные Афины – последний аккорд нашего путешествия.
…Возвращались в Питер с хорошей новостью: а все-таки она есть – эта Эллада!..
И у проекта «АРХЕ» впереди много планов: новые выставки в музеях Афин, новые встречи, новые открытия. А значит, это будет снова – «Здравствуй, дорогой грек!»
Живи и здравствуй! Светлана Мосова