Общество
Стотысячный город переехали пополам
26 ноября
Второй по величине город Псковской области Великие Луки остается в буквальном смысле расколотым надвое из-за несогласованности действий властей, проектировщиков и транспортников.
Множество жителей и гостей Великих Лук ежедневно теряют время и здоровье, простаивая в пробках на железнодорожном переезде. А он может быть закрыт по 40 минут кряду и открыт всего на 10–15 минут, и так по много раз в сутки! Совсем недавно был предложен проект разноуровневого пересечения автомобильной дороги с рельсовыми путями – и тут же объявлен совершенно негодной тратой денег и средств. В чем же дело?
Беглого взгляда на план Великих Лук достаточно, чтобы обнаружить: город вытянут с запада на восток и на всю ширину разрезан пополам железнодорожными путями. А ведь в нем живет больше 100 тысяч человек. И на всех – один (!) железнодорожный переезд. Да, есть на периферии еще пара пересечений, и именно туда устремляются машины «скорой помощи» и пожарные расчеты, которые не могут ждать 40 минут на центральном переезде у вокзала. Но те два переезда – это совсем окраины, основная часть транспорта туда не суется, а если, не дай бог, сунется, там будут многокилометровые пробки в обе стороны, потому что дороги очень узкие.
Когда-то западнее ныне существующего злополучного переезда был путепровод, но он пришел в полную негодность еще в 70-е годы прошлого века, и его разобрали от греха подальше. С тех пор никто не задумывался о проекте тоннеля или эстакады, всех почему-то устраивало долгое стояние у переезда. А закрывают шлагбаум так надолго потому, что именно возле переезда расположена так называемая маневровая зона товарной и пассажирской станций Великие Луки. Один вагончик неспешно катят туда, потом – сюда, потом еще один, потом еще... Глядишь – и 40 минут в трудах прошло. Железнодорожники, в принципе, понимают сетования автомобилистов, но полагают, что проще построить все-таки нормальную развязку, нежели переносить куда-то крупную узловую станцию, которой больше ста лет.
Наконец, в этом году администрация Псковской области в лице ее дорожного комитета созрела до конкретного заказа и объявила тендер на проектирование тоннеля или эстакады под или над путями. Тендер выиграла петербургская организация «Трансмост», занимающаяся изысканиями и проектированием мостов, путепроводов, тоннелей и других сооружений на автомобильных и железных дорогах. Увы, это совершенно не поставило точку в этой наболевшей истории. Потому что одобренные варианты на поверку оказываются неприемлемыми из-за их технической сложности и дороговизны. Причем зачастую на очевидные минусы проектов изначально почему-то обращают внимание только после одобрения такого варианта. И опять все начинается с нуля. В общем, время идет, а город стоит в пробках у единственного переезда.
дискуссия
«Проект получился дорогим и нерациональным»
Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:
– Комитет по дорожному хозяйству Псковской области обратился в проектный институт Санкт-Петербурга, который сделал проект тоннеля в Великих Луках. Его строительство должно было улучшить транспортную ситуацию в городе, разгрузить улицы. Но, по мнению ряда специалистов и городских властей, проектировщики пошли по пути искусственного усложнения, а соответственно, и удорожания проекта. В итоге получился дорогостоящий нерациональный проект, который также не решает в полной мере проблему транспортной разгрузки центра города. Виноваты в этом и сотрудники дорожного комитета, которыми был принят этот проект.
После проведения совещания с властями Великих Лук и ознакомлением с представленным проектом мною поручено разработать альтернативный проект.
«Тоннель проблему не решал»
Владислав Овчинников, начальник технического отдела комитета по дорожному хозяйству администрации Псковской области:
– В целях повышения пропускной способности существующих железнодорожных переездов в городе Великие Луки в 2006 году администрацией Псковской области было принято решение о строительстве инженерного сооружения на одном из них. Рассматривались различные варианты направления трассы и типа сооружения. В итоге был выбран переезд Лазавицкий и тип сооружения – тоннель.
Однако в процессе проектирования объекта в связи со стесненными условиями (наличие жилой застройки), большими проблемами по организации движения поездов в период строительства тоннеля, сложными геологическими и гидрологическими условиями администрацией области было высказано сомнение в целесообразности претворения в жизнь данного проекта. Тоннель не решал в полной мере проблему транспортной разгрузки центра города. В результате было предложено рассмотреть другие варианты как трассы, на которой строится объект, так и типа сооружения.
Кстати, подобных сложных проектов на территории Псковской области до сих пор не было.
«Странно слышать упреки от власти»
Станислав Шульман, главный инженер проекта (ОАО «Трансмост»):
– Нам было предложено сооружать тоннель на месте нынешнего железнодорожного переезда – у речки Лазавицы. Несколько лет назад НИПИ ТРТИ (Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры) предложил построить на этом месте или тоннель, или эстакаду. Выбран был почему-то тоннель, хотя эстакада в полтора раза дешевле, она обошлась бы в 800 миллионов рублей. А рыть здесь не слишком удобно: рядом речка, рыхлые грунты, кроме того, над головой – активно действующая железная дорога, движение на которой надо приостанавливать на время строительства. Собственно, поэтому тоннель и дороже настолько, потому что львиная часть его стоимости – это выплата компенсаций железной дороге. Кроме того, тоннель не решает вопроса подъезда к вокзалу: единственная дорога к нему ответвляется как раз на переезде и идет между железнодорожными ветками.
Мы сделали необходимые изыскания, убедились, что это не лучший вариант, и предложили все-таки обратиться к эстакаде. Тогда нас и речка не волнует, и железнодорожное расписание, и можно сделать нормальную развязку на вокзал. Но тут выяснилось, что все земли вокруг железной дороги, где можно было бы поставить эстакаду, уже распроданы городом в частные руки, причем относительно недавно. Выкупить их обратно администрация не может – нет денег.
Тогда глава городской думы Николай Козловский предложил другой вариант, кстати в свое время тоже рассмотренный НИПИ ТРТИ как возможный, правда, с большой натяжкой. Это пересечение в районе нынешнего Октябрьского проспекта у Завода электротехнического оборудования. Там громадные, еще не раскупленные пустыри и есть куда поставить эстакаду. Это, конечно, дорого, около миллиарда рублей, и мы предложили делать путепровод частями, на что Козловский возразил: мол, надо делать сразу и хорошо, чтобы потомки знали, кому обязаны благоденствием.
Сейчас мы сдали все наши разработки в дорожный комитет Псковской области, а ответа от них так и нет. Вот уже и снег пошел, что делает практически невозможными геодезические работы. Так что Великие Луки со своими транспортными проблемы увязли до весны. А мне очень странно слышать, что руководство области упрекает нас в выборе самого дорогого варианта. Дорогой они сами и предложили!
Татьяна Хмельник, Псковская область – Санкт-Петербург
Множество жителей и гостей Великих Лук ежедневно теряют время и здоровье, простаивая в пробках на железнодорожном переезде. А он может быть закрыт по 40 минут кряду и открыт всего на 10–15 минут, и так по много раз в сутки! Совсем недавно был предложен проект разноуровневого пересечения автомобильной дороги с рельсовыми путями – и тут же объявлен совершенно негодной тратой денег и средств. В чем же дело?
Беглого взгляда на план Великих Лук достаточно, чтобы обнаружить: город вытянут с запада на восток и на всю ширину разрезан пополам железнодорожными путями. А ведь в нем живет больше 100 тысяч человек. И на всех – один (!) железнодорожный переезд. Да, есть на периферии еще пара пересечений, и именно туда устремляются машины «скорой помощи» и пожарные расчеты, которые не могут ждать 40 минут на центральном переезде у вокзала. Но те два переезда – это совсем окраины, основная часть транспорта туда не суется, а если, не дай бог, сунется, там будут многокилометровые пробки в обе стороны, потому что дороги очень узкие.
Когда-то западнее ныне существующего злополучного переезда был путепровод, но он пришел в полную негодность еще в 70-е годы прошлого века, и его разобрали от греха подальше. С тех пор никто не задумывался о проекте тоннеля или эстакады, всех почему-то устраивало долгое стояние у переезда. А закрывают шлагбаум так надолго потому, что именно возле переезда расположена так называемая маневровая зона товарной и пассажирской станций Великие Луки. Один вагончик неспешно катят туда, потом – сюда, потом еще один, потом еще... Глядишь – и 40 минут в трудах прошло. Железнодорожники, в принципе, понимают сетования автомобилистов, но полагают, что проще построить все-таки нормальную развязку, нежели переносить куда-то крупную узловую станцию, которой больше ста лет.
Наконец, в этом году администрация Псковской области в лице ее дорожного комитета созрела до конкретного заказа и объявила тендер на проектирование тоннеля или эстакады под или над путями. Тендер выиграла петербургская организация «Трансмост», занимающаяся изысканиями и проектированием мостов, путепроводов, тоннелей и других сооружений на автомобильных и железных дорогах. Увы, это совершенно не поставило точку в этой наболевшей истории. Потому что одобренные варианты на поверку оказываются неприемлемыми из-за их технической сложности и дороговизны. Причем зачастую на очевидные минусы проектов изначально почему-то обращают внимание только после одобрения такого варианта. И опять все начинается с нуля. В общем, время идет, а город стоит в пробках у единственного переезда.
дискуссия
«Проект получился дорогим и нерациональным»
Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:
– Комитет по дорожному хозяйству Псковской области обратился в проектный институт Санкт-Петербурга, который сделал проект тоннеля в Великих Луках. Его строительство должно было улучшить транспортную ситуацию в городе, разгрузить улицы. Но, по мнению ряда специалистов и городских властей, проектировщики пошли по пути искусственного усложнения, а соответственно, и удорожания проекта. В итоге получился дорогостоящий нерациональный проект, который также не решает в полной мере проблему транспортной разгрузки центра города. Виноваты в этом и сотрудники дорожного комитета, которыми был принят этот проект.
После проведения совещания с властями Великих Лук и ознакомлением с представленным проектом мною поручено разработать альтернативный проект.
«Тоннель проблему не решал»
Владислав Овчинников, начальник технического отдела комитета по дорожному хозяйству администрации Псковской области:
– В целях повышения пропускной способности существующих железнодорожных переездов в городе Великие Луки в 2006 году администрацией Псковской области было принято решение о строительстве инженерного сооружения на одном из них. Рассматривались различные варианты направления трассы и типа сооружения. В итоге был выбран переезд Лазавицкий и тип сооружения – тоннель.
Однако в процессе проектирования объекта в связи со стесненными условиями (наличие жилой застройки), большими проблемами по организации движения поездов в период строительства тоннеля, сложными геологическими и гидрологическими условиями администрацией области было высказано сомнение в целесообразности претворения в жизнь данного проекта. Тоннель не решал в полной мере проблему транспортной разгрузки центра города. В результате было предложено рассмотреть другие варианты как трассы, на которой строится объект, так и типа сооружения.
Кстати, подобных сложных проектов на территории Псковской области до сих пор не было.
«Странно слышать упреки от власти»
Станислав Шульман, главный инженер проекта (ОАО «Трансмост»):
– Нам было предложено сооружать тоннель на месте нынешнего железнодорожного переезда – у речки Лазавицы. Несколько лет назад НИПИ ТРТИ (Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры) предложил построить на этом месте или тоннель, или эстакаду. Выбран был почему-то тоннель, хотя эстакада в полтора раза дешевле, она обошлась бы в 800 миллионов рублей. А рыть здесь не слишком удобно: рядом речка, рыхлые грунты, кроме того, над головой – активно действующая железная дорога, движение на которой надо приостанавливать на время строительства. Собственно, поэтому тоннель и дороже настолько, потому что львиная часть его стоимости – это выплата компенсаций железной дороге. Кроме того, тоннель не решает вопроса подъезда к вокзалу: единственная дорога к нему ответвляется как раз на переезде и идет между железнодорожными ветками.
Мы сделали необходимые изыскания, убедились, что это не лучший вариант, и предложили все-таки обратиться к эстакаде. Тогда нас и речка не волнует, и железнодорожное расписание, и можно сделать нормальную развязку на вокзал. Но тут выяснилось, что все земли вокруг железной дороги, где можно было бы поставить эстакаду, уже распроданы городом в частные руки, причем относительно недавно. Выкупить их обратно администрация не может – нет денег.
Тогда глава городской думы Николай Козловский предложил другой вариант, кстати в свое время тоже рассмотренный НИПИ ТРТИ как возможный, правда, с большой натяжкой. Это пересечение в районе нынешнего Октябрьского проспекта у Завода электротехнического оборудования. Там громадные, еще не раскупленные пустыри и есть куда поставить эстакаду. Это, конечно, дорого, около миллиарда рублей, и мы предложили делать путепровод частями, на что Козловский возразил: мол, надо делать сразу и хорошо, чтобы потомки знали, кому обязаны благоденствием.
Сейчас мы сдали все наши разработки в дорожный комитет Псковской области, а ответа от них так и нет. Вот уже и снег пошел, что делает практически невозможными геодезические работы. Так что Великие Луки со своими транспортными проблемы увязли до весны. А мне очень странно слышать, что руководство области упрекает нас в выборе самого дорогого варианта. Дорогой они сами и предложили!
Татьяна Хмельник, Псковская область – Санкт-Петербург