Северо-Запад

«Евреи Севера» хотят самостоятельности

16 декабря
Часть представителей коми, проживающих большей частью в Ижемском районе республики, добиваются самоопределения и предоставления ему статуса коренного малочисленного народа. За этим требованием народа, который в республике называют «евреями Севера», стоят не только культурные, но и экономические интересы.
В годы перестройки, когда по всей советской империи росло национальное самосознание, ижемцы напомнили о себе, объединившись в межрегиональное общественное движение (МОД) «Изьватас». А накануне Всероссийской переписи 2002 года отделение этой организации в селе Ловозеро Мурманской области обратилось к своим сородичам обозначать свою национальность не как «коми», а как «коми-ижемец». Совет движения единодушно поддержал это обращение, а депутаты муниципального образования «Ижемский район» выступили с призывом включить изьватас в перечень коренных малочисленных народов, утвержденный российским правительством.
Призыв возымел действие. В ходе переписи 16,5 тысячи человек указали в переписных листах этноним «коми-ижемец». Таким образом, появление нового этноса стало юридической реальностью.
Однако войти в перечень коренных малочисленных народов не так-то просто. Для этого необходимо ходатайство правительства субъекта Федерации. А власти Республики Коми не торопились такое прошение направлять в Москву. Причина очень проста: на территории региона проживают и другие этнические группы, которые могут пожелать получить вожделенный статус. Например, Усть-Цилемский район населяют русские, в основном старообрядцы, долгое время жившие несколько изолированно, и называющие себя устьцилёмами. Коми, проживающие в Удорском районе, также имеют отличия по языку и культуре, и называют они себя удорачи. Поэтому против самоопределения ижемцев выступила и очень влиятельная в республике организация движение «Коми войтыр».
Но зачем ижемцам выделение себя в отдельный этнос и получение статуса коренного малочисленного народа? Все дело в том, что этот статус дает определенные права и льготы в области налогообложения и природопользования.
Выступая на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов, состоявшемся нынешним летом в Ханты-Мансийске, председатель совета движения «Изьватас» Валентина Ануфриева пояснила:
– Наши оленеводы получают зарплату по 2,5 тысячи рублей за свой нелегкий труд. Не видя перспектив, люди спиваются и деградируют. Смертность в два раза превышает рождаемость, много само-убийств, высока доля безработных. Льготы, которые предоставляются малочисленным народам, позволили бы нам хоть немного стимулировать развитие экономики. Так, если на предприятии 80 процентов работников относятся к представителям малочисленных народов, оно освобождается от уплаты налога на прибыль, а это позволяет развивать производство и создавать рабочие места.
Глава РК Владимир Торлопов готов поддержать ижемцев. Выступая перед журналистами после конгресса, он заявил:
– Я не вижу ничего страшного в том, чтобы пойти им навстречу. Уверен, это не внесет никакого раскола в ряды финно-угорского движения. Речь идет об определенных преференциях в социально-экономической сфере, направленных на улучшение жизни людей в конкретных условиях. Никто не преследует каких-либо политических целей в этом вопросе. Люди хотят нормально жить, заниматься традиционным хозяйством – земледелием, охотой, рыбалкой, – сохранять свой образ жизни и после прихода в их края современной цивилизации. Почему бы не поддержать их в этом?
Однако пока дальше заявлений дело с места не сдвинулось. Как удалось выяснить корреспонденту «НВ», все документы, необходимые для представления федеральному правительству, уже готовы, но в Москву еще не отправлены.


история вопроса

Кто такие ижемцы
Самоназвание ижемцев – изьватас. В этническую группу они начали складываться в XV–XVI веках из трех очень разных народов: русских старообрядцев, живших в районе села Усть-Цильма, коми и ненцев. В местах проживания ижемцев было развито оленеводство и там же по рекам Печора и Ижма проходили торговые пути. Поэтому ижемцы стали и оленеводами, и купцами, и рыболовами, и охотниками. За их предприимчивость и деловую хватку ижемцев прозвали «евреями Севера». Постоянно растущее поголовье оленей вынудило изьватас расселиться на огромной территории от Кольского полуострова до Зауралья.
Оленеводством, кстати, они занимаются совсем не так, как ненцы, привыкшие к кочевому образу жизни. Ижемцы летом выгоняют оленьи стада в тундру, а зимой возвращаются в свои села. Местные купцы строили в своих поселениях школы и православные храмы, электростанции и замшевые заводы, на которых производились изделия из оленьих шкур. Кроме того, они владели своими мануфактурами в Москве и Петербурге. На рубеже XIX и XX веков их оленья замша получила известность даже среди парижских модниц.
Ижьватасы отличаются от остальных коми (которых они называют эжвалядь) не только языком, но и менталитетом. Ижемцам свойственны природная хитрость и чувство хозяина: это мое и попробуй только тронуть! Известны случаи, когда изьватасы подпаивали одного из вождей ненецких кланов водкой, а наутро тот узнавал, что все оленье стадо ему уже не принадлежит, а он сам со всем многочисленным семейством нанялся в батраки к ловкому ижемцу.
Годы советской власти мало повлияли на характер ижемцев. Они упорно не шли в колхозы, многие эмигрировали в Финляндию, Швецию и Норвегию. В то же время промышленное развитие региона привело к уничтожению тысяч гектаров оленьих пастбищ, исконные земли ижемцев подверглись экспансии нефтедобывающих предприятий.


компетентно

Валентина Ануфриева, председатель совета МОД «Изьватас»:
– К сожалению, на коми-ижемцев до сих пор не распространяются права и льготы социально-экономического характера и налоговые послабления в сфере природопользования, плоды от которых уже видят те же ханты и саами. Представители малочисленных народов освобождены от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд. На землях, официально объявленных территориями традиционного природопользования малочисленных народов, запрещена промышленная деятельность, которая ведет к загрязнению окружающей среды. Почему один из народов-соседей может пользоваться этими правами, а другой нет? Сегодня ситуация именно такова... Под коренной малочисленный народ, конечно, должны попасть наряду с оленеводами жители сел и деревень Ижемского района, а также коми-ижемцы, проживающие в других регионах.


между тем…


Заброшенный парк станет деревней национальностей

По предложению сыктывкарского градоначальника в столице Коми на территории заброшенного Мичуринского парка будет создана национальная деревня, где будут представлены подворья различных этносов, проживающих на территории республики.
Одиннадцать руководителей национально-культурных организаций заявили о поддержке этой инициативы и готовы принять участие в строительстве своих подворий. Руководство города берет на себя обязательство обеспечить будущую национальную деревню всеми необходимыми инженерными коммуникациями и строительство мест общего пользования. А каждая из национально-культурных автономий должна, в свою очередь, к 1 марта представить эскизные проекты своих подворий и найти средства на их возведение. Коми-ижемцы пока не изъявили желания быть представленными в национальной деревне, перед ними стоят совсем другие проблемы.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.86
0.058 (-0.06%)
Курс Евро
103.41
0.191 (0.18%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
среда
+21
Умеренный дождь
26 сентября
четверг
+19
Слабый дождь
27 сентября
пятница
+17
Умеренный дождь