Северо-Запад

Снегопад, снегопад, если Новгород просит…

26 декабря
Все ближе два крупных новгородских праздника: в июне грянут Ганзейские дни, а в сентябре великому городу стукнет 1150 лет. Понятно, что, сколько времени ни дай на подготовку, все будет мало. Но сейчас уже и сроки поджимают, да и зима вносит свои коррективы. И многие специалисты опасаются, что восстановить в должном виде такие значимые памятники, как кремль, не удастся.

–Все новгородцы молятся, чтобы зимы не было. Иначе мы не успеем или успеем, но плохо, – рассказал директор Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Николай Гринев. – Мы сейчас восстанавливаем и историческое мощение гранитными плитками территории кремля, убираем асфальт, уродующий наш комплекс, хотим, чтобы было как в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости. Но опыта такого мощения у нас нет, в Новгороде работали только с тротуарной плиткой, а это разные технологии. Подрядчики утверждают, что зимой работать можно, мол, во всем мире так делают. Но мы все равно опасаемся за качество зимнего мощения, хотя действительно до праздников иначе не успеем.
Несмотря на сомнения скептиков, которым везде мерещится разруха, Новгородский кремль в хорошем состоянии. Это подтвердила и федеральная комиссия, которая смотрела, как расходуются государственные деньги: ведь на подготовку к празднованию отпущены миллионы из российской казны. Конечно, реставрацию в разное время проводили по-разному, например, сразу после войны на кирпич разобрали Гостиный Двор и пустили его на срочные восстановительные работы...
Самым сложным объектом Николай Гринев считает Грановитую палату в кремле.
– Сложнее мы пока ничего не делали, – подчеркивает он. – Ведь недаром этим зданием не занимались раньше, скажем, сразу после войны – не было надлежащего умения. Взялись только тогда, когда провели необходимые исследования. Это настоящая готическая постройка, единственная на территории России, не считая Восточной Пруссии. В Грановитой палате действительно, а не фигурально началась Россия – там была прочитана грамота Ивана III, где впервые было употреблено слово «Россия». Кстати, Екатерина II своеобразно отметила заслуги Великого Новгорода и 300-летие российской государственности (которое она отыскала в литературе лично). Она в качестве подарка приказала снести весь город, за исключением церквей, стен и башен кремля и Грановитой палаты. Всю прочую губернскую застройку разобрали и построили новые здания, соответствующие новому времени.
Ведутся работы и на самих стенах и башнях кремля, там работает московский подрядчик, к сожалению, надзор осуществляется тоже из Москвы. Почему к сожалению – Гриневу было бы ближе и удобнее контролировать. На башнях меняют облицовку, которая была сделана сразу после войны. Планируется создать экскурсионный маршрут по стенам и башням кремля, на него уже сейчас масса желающих, турфирмы ждут не дождутся, когда он заработает. Николай Гринев считает, что работы шли бы быстрее, если было бы достаточно качественного материала.
– Сейчас мы занимаемся реставрацией обшивки стен. Кирпич для этого приходится покупать в Греции, потому что наш боровичский стал ужасного качества, в дело не годится, – рассказал директор музея. – Вообще, известно, что если по небрежности смешать красную и белую боровичскую глину, то кирпич из такой массы просто рассыпается. Сейчас они делают полированный кирпич, который блестит, нас это не устраивает, потому что в древности кремль совсем не блестел. Мы изучали свойства и прибалтийского кирпича. Приходит реставратор, говорит: «Пошли кирпичи колоть». Я иду на крыльцо, а реставратор с колокольни кирпичи бросает. Прибалтийские раскалывают остренько, как кремень, с блеском. Боровичские – таким неровным трухлявым шматом. Греческие либо ровно пополам, либо только трещина. Я спрашиваю: «А какой скол у исторического кирпича?» Реставратор говорит: «Никакого. Он вообще не колется!»
Но музей-заповедник – это не только кремль. У него еще масса объектов по всему историческому центру, которые хочется привести в порядок. Ярославово дворище для Николая Гринева – тоже рабочая площадка.
Продолжаются работы на Никольском соборе на Торгу. Он мог рухнуть в начале 1990-х годов, специалисты его практически приговорили, денег тогда никаких не было, к счастью, пришла на помощь Ганза – на ее средства собор отреставрировали. Но на этом дело не закончено, сейчас вокруг собора надо вынуть 3 метра грунта, который вырос за эти века. И здесь нельзя действовать техникой, только лопаткой, скальпелем и кисточкой, надо просеивать грунт, поскольку это все культурный слой Ярославова дворища. А вынимать грунт надо обязательно, потому что собор подтапливает.
Идет реставрация и в пригородных монастырях – Юрьевом, Хутынском, Клопском. А Сырков монастырь пока так стоит в изуродованном виде, нет средств. К счастью, удалось восстановить прелестные изразцы на зданиях монастыря в Вяжищах – нигде больше на Северо-Западе нет такого богатого декора, причем здания, пострадавшие во время войны, а потом содержавшиеся ненадлежащим образом, восстановлены идеально. Татьяна Хмельник
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь