Культура
Аутизм как способ оздоровления общества?
30 декабря
Сначала это известие повергло чуть ли не в шок, но по мере выяснения ситуации возникало чувство, как ловко можно из ничтожного инцидента раздуть скандал, и сегодня им подпитывается целая армия обитателей блогосферы.
Предыстория такова. В «Живом журнале» появилось сообщение Авдотьи Смирновой (популярной ведущей «Школы злословия», сценариста, режиссера) о том, как девочку Настю, страдающую ДЦП и аутизмом (по определению швейцарского психиатра Эйгена Блейера, аутизм – психическое заболевание, в котором преобладает активный уход из внешнего мира), не пустили на спектакль в театр «Буфф». Запрет последовал после того, как близкая подруга Дуни – режиссер Любовь Аркус, снимающая документальный фильм о детях-аутистах, обратилась к руководству театра с просьбой провести съемку во время спектакля. Далее Дуня внесла в блоге коррективы: билетеры папу с девочкой все-таки пустили, но съемки во время спектакля не разрешили. Дуня процитировала художественного руководителя театра «Буфф» Исаака Штокбанта: «Больным детям не место в театре, для них должны быть шефские концерты».
Можно представить, какая реакция последовала у аудитории ЖЖ. Обвинения на голову Штокбанта сыпались просто чудовищные: что он фашист, человек жестокосердый, таким не место в культуре, гнать «штокбантов» поганой метлой из театра. Исаак Романович разместил на форуме театрального сайта открытое письмо, в котором подчеркнул, что он, 83-летний человек, ветеран Великой Отечественной войны, четверть века отдавший театру, в котором воспитались на добрых спектаклях уже несколько поколений зрителей, вряд ли может быть фашистом. Добавим, что «Буфф» является шефом 15 детских интернатов, и еще не было случая, когда больным детям было отказано в спектаклях или концертах.
Исаак Романович назвал клеветой то, что он отказывал больному ребенку в посещении театра. Да, он рекомендовал посмотреть другой спектакль, более спокойный, а не «Маугли», где много шума, технотанцев, – для психики больного ребенка это могло стать слишком большой нагрузкой. Худрук заподозрил Аркус в спекуляции на теме больных детей и удовлетворении личных амбиций.
После этого уже посыпались обвинения в адрес Дуни Смирновой и Любы Аркус. Непотребные слова приводить не хочется. Но они были, поверьте, под стать Дуниному матерному ругательству, которое она в начале «дискуссии» бросила в адрес Штокбанта. На сайте появилось и темпераментное выступление Аркус, в котором она сетовала, что не записала всех слов Штокбанта на диктофон и готова в случае судебного разбирательства представить главное доказательство – фильм «Аут». «У нас фильм о любви и преданности прекрасных наших родителей, которые вырастили своих больных детей и не собираются их никуда отдавать», – говорит Аркус. И рассказывает, что вот и папа Насти Михаил Самуйлов воспитывает дочь один, – мама отказалась от Насти, когда той было 4 года. Наш разговор с Аркус убедил в том, что она захвачена судьбами этих больных детей, отвергнутых обществом, которое не знает и не представляет их проблем. Мы говорили о толерантности и терпимости. На вопрос, почему она все же привезла съемочную группу в «Буфф», где получила категорический отказ в съемках, Любовь ответила, что оператор должен был отснять сцену в театре именно в тот день, 7 декабря, из-за сжатости сроков и, как назло, нигде в других театрах билетов не было.
Мы позвонили на выбор в один из петербургских детских театров – «Бродячая собачка». Администратор ответила, что к ним 7 декабря с подобной просьбой никто не обращался и если бы обратился, то они решили бы этот вопрос, можно было бы и приставные стулья поставить. При этом подчеркнула, что разрешение на съемки дается письменно и заранее.
Художественный руководитель Большого театра кукол Руслан Кудашев пояснил, что в их театре существуют, пожалуй что, ограничения по возрасту и они не пускают малышей на вечерние взрослые спектакли. Если ребенок болен, но рядом отвечающий за его действия родитель, почему бы и нет – пожалуйста, – если что, папа или мама выведут ребенка из зала. В театре «На Неве» ответили так же, а насчет съемок заметили, что вопрос мог быть решен положительно, если бы с руководством театра поговорил врач-специалист и были объяснены задачи съемок.
Со своей стороны Исаак Штокбант сегодня также предлагает оценить спектакль «Маугли» врачам-психотерапевтам и психологам, собрав своеобразный консилиум: рекомендуется или нет такой спектакль детям-аутистам?
Ирина Карвасарская, ведущий психолог фонда «Отцы и дети» (фонд в течение 17 лет занимается проблемами адаптации аутичных детей) пояснила:
– 14-летней Насте можно было смотреть такой спектакль. Ребенка я наблюдаю в течение 10 лет, у девочки не тяжелая форма аутизма, эта болезнь вторична, она возникла на фоне ДЦП – Настя может реагировать на происходящее на сцене, улыбаться, ей даже полезны такие эмоции. Но в ином случае я, вполне возможно, не рекомендовала бы смотреть ребенку-аутисту слишком вызывающий спектакль. Не посвященный во все эти тонкости художественный руководитель театра «Буфф» поступил вполне логично, его не стоит обвинять. Другое дело, что наше общество в принципе не созрело для понимания проблем аутистов, их считают изгоями, а ведь это просто другие люди. Да, болезнь эта не лечится, но аутисты могут усвоить некие навыки, быть обучаемыми, они способны во многом сравняться с обычными людьми, если к ним найти правильный подход. В России нет ни разнообразия методик, ни достаточного количества школ, которые бы занимались обучением аутистов. Если в Париже на той же территории, что и в Петербурге, существует 72 школы для аутистов, то у нас их только пять, и среди них государственная – одна. У нас много людей с признаками аутизма, эта болезнь имеет не только психические и физиологические корни, а во многом и социальные. Однако нашим врачам легче назвать ребенка умственно отсталым, чем признать в нем аутизм. И это слепота медицины. И общества.
Председатель комитета по культуре Антон Губанков так прокомментировал ситуацию:
– Случился некий коммуникативный сбой – уверен, творческие деятели Штокбант и Аркус просто не поняли друг друга. И этот конфликт, уверен, будет улажен. Но при этом, если бы не случившееся, многие в обществе так бы и не узнали о проблемах аутизма, которыми, безусловно, надо заниматься.
Пока суд да дело, на днях Дуне Смирновой пытались поджечь входную дверь в квартиру. Вот он, бунт, бессмысленный и беспощадный! И в этом еще один неутешительный вывод: наше общество нетерпимо друг к другу в принципе. …Сквозь хор нападающих пробилось разумное слово от сообщества «Ру Аутизм», оттуда последовал призыв к примирению, которое было бы лучшим подтверждением поднятой темы будущего фильма: давайте любить и слышать друг друга! Участникам конфликта предложено сказать друг другу «да» в знак мира. Первым человеком, который сказал это «да», оказалась Дуня Смирнова. Вчера нам сообщили, что Исаак Штокбант тоже говорит «да». Кто следующий? Елена Добрякова, специальный корреспондент «НВ»
Предыстория такова. В «Живом журнале» появилось сообщение Авдотьи Смирновой (популярной ведущей «Школы злословия», сценариста, режиссера) о том, как девочку Настю, страдающую ДЦП и аутизмом (по определению швейцарского психиатра Эйгена Блейера, аутизм – психическое заболевание, в котором преобладает активный уход из внешнего мира), не пустили на спектакль в театр «Буфф». Запрет последовал после того, как близкая подруга Дуни – режиссер Любовь Аркус, снимающая документальный фильм о детях-аутистах, обратилась к руководству театра с просьбой провести съемку во время спектакля. Далее Дуня внесла в блоге коррективы: билетеры папу с девочкой все-таки пустили, но съемки во время спектакля не разрешили. Дуня процитировала художественного руководителя театра «Буфф» Исаака Штокбанта: «Больным детям не место в театре, для них должны быть шефские концерты».
Можно представить, какая реакция последовала у аудитории ЖЖ. Обвинения на голову Штокбанта сыпались просто чудовищные: что он фашист, человек жестокосердый, таким не место в культуре, гнать «штокбантов» поганой метлой из театра. Исаак Романович разместил на форуме театрального сайта открытое письмо, в котором подчеркнул, что он, 83-летний человек, ветеран Великой Отечественной войны, четверть века отдавший театру, в котором воспитались на добрых спектаклях уже несколько поколений зрителей, вряд ли может быть фашистом. Добавим, что «Буфф» является шефом 15 детских интернатов, и еще не было случая, когда больным детям было отказано в спектаклях или концертах.
Исаак Романович назвал клеветой то, что он отказывал больному ребенку в посещении театра. Да, он рекомендовал посмотреть другой спектакль, более спокойный, а не «Маугли», где много шума, технотанцев, – для психики больного ребенка это могло стать слишком большой нагрузкой. Худрук заподозрил Аркус в спекуляции на теме больных детей и удовлетворении личных амбиций.
После этого уже посыпались обвинения в адрес Дуни Смирновой и Любы Аркус. Непотребные слова приводить не хочется. Но они были, поверьте, под стать Дуниному матерному ругательству, которое она в начале «дискуссии» бросила в адрес Штокбанта. На сайте появилось и темпераментное выступление Аркус, в котором она сетовала, что не записала всех слов Штокбанта на диктофон и готова в случае судебного разбирательства представить главное доказательство – фильм «Аут». «У нас фильм о любви и преданности прекрасных наших родителей, которые вырастили своих больных детей и не собираются их никуда отдавать», – говорит Аркус. И рассказывает, что вот и папа Насти Михаил Самуйлов воспитывает дочь один, – мама отказалась от Насти, когда той было 4 года. Наш разговор с Аркус убедил в том, что она захвачена судьбами этих больных детей, отвергнутых обществом, которое не знает и не представляет их проблем. Мы говорили о толерантности и терпимости. На вопрос, почему она все же привезла съемочную группу в «Буфф», где получила категорический отказ в съемках, Любовь ответила, что оператор должен был отснять сцену в театре именно в тот день, 7 декабря, из-за сжатости сроков и, как назло, нигде в других театрах билетов не было.
Мы позвонили на выбор в один из петербургских детских театров – «Бродячая собачка». Администратор ответила, что к ним 7 декабря с подобной просьбой никто не обращался и если бы обратился, то они решили бы этот вопрос, можно было бы и приставные стулья поставить. При этом подчеркнула, что разрешение на съемки дается письменно и заранее.
Художественный руководитель Большого театра кукол Руслан Кудашев пояснил, что в их театре существуют, пожалуй что, ограничения по возрасту и они не пускают малышей на вечерние взрослые спектакли. Если ребенок болен, но рядом отвечающий за его действия родитель, почему бы и нет – пожалуйста, – если что, папа или мама выведут ребенка из зала. В театре «На Неве» ответили так же, а насчет съемок заметили, что вопрос мог быть решен положительно, если бы с руководством театра поговорил врач-специалист и были объяснены задачи съемок.
Со своей стороны Исаак Штокбант сегодня также предлагает оценить спектакль «Маугли» врачам-психотерапевтам и психологам, собрав своеобразный консилиум: рекомендуется или нет такой спектакль детям-аутистам?
Ирина Карвасарская, ведущий психолог фонда «Отцы и дети» (фонд в течение 17 лет занимается проблемами адаптации аутичных детей) пояснила:
– 14-летней Насте можно было смотреть такой спектакль. Ребенка я наблюдаю в течение 10 лет, у девочки не тяжелая форма аутизма, эта болезнь вторична, она возникла на фоне ДЦП – Настя может реагировать на происходящее на сцене, улыбаться, ей даже полезны такие эмоции. Но в ином случае я, вполне возможно, не рекомендовала бы смотреть ребенку-аутисту слишком вызывающий спектакль. Не посвященный во все эти тонкости художественный руководитель театра «Буфф» поступил вполне логично, его не стоит обвинять. Другое дело, что наше общество в принципе не созрело для понимания проблем аутистов, их считают изгоями, а ведь это просто другие люди. Да, болезнь эта не лечится, но аутисты могут усвоить некие навыки, быть обучаемыми, они способны во многом сравняться с обычными людьми, если к ним найти правильный подход. В России нет ни разнообразия методик, ни достаточного количества школ, которые бы занимались обучением аутистов. Если в Париже на той же территории, что и в Петербурге, существует 72 школы для аутистов, то у нас их только пять, и среди них государственная – одна. У нас много людей с признаками аутизма, эта болезнь имеет не только психические и физиологические корни, а во многом и социальные. Однако нашим врачам легче назвать ребенка умственно отсталым, чем признать в нем аутизм. И это слепота медицины. И общества.
Председатель комитета по культуре Антон Губанков так прокомментировал ситуацию:
– Случился некий коммуникативный сбой – уверен, творческие деятели Штокбант и Аркус просто не поняли друг друга. И этот конфликт, уверен, будет улажен. Но при этом, если бы не случившееся, многие в обществе так бы и не узнали о проблемах аутизма, которыми, безусловно, надо заниматься.
Пока суд да дело, на днях Дуне Смирновой пытались поджечь входную дверь в квартиру. Вот он, бунт, бессмысленный и беспощадный! И в этом еще один неутешительный вывод: наше общество нетерпимо друг к другу в принципе. …Сквозь хор нападающих пробилось разумное слово от сообщества «Ру Аутизм», оттуда последовал призыв к примирению, которое было бы лучшим подтверждением поднятой темы будущего фильма: давайте любить и слышать друг друга! Участникам конфликта предложено сказать друг другу «да» в знак мира. Первым человеком, который сказал это «да», оказалась Дуня Смирнова. Вчера нам сообщили, что Исаак Штокбант тоже говорит «да». Кто следующий? Елена Добрякова, специальный корреспондент «НВ»