Культура
«Золотые орлы» попали в нужные руки
27 января
Результаты седьмой по счету церемонии раздачи «Золотых орлов» оставили странное впечатление, как, впрочем, и ход самого события. Год от года процесс раздачи академических статуэток приобретает все более деловой характер, при этом сохраняя некоторый ингредиент импровизации, на которую решаются немногие звезды.
На нынешней церемонии по традиции кокетничала Рената Литвинова, которой доверили объявлять победителей. Кинодива не нашла ничего лучше, чем жаловаться на наличие в телеэфире огромного количества «перегноя». Алексей Петренко, получив «Золотого орла» с формулировкой «За вклад в развитие отечественного искусства», пустился приплясывать и распевать романс. На этом фоне вполне достойно, хотя и многословно, выступила американка Фэй Даноаэй, получившая почетного «Орла» за вклад в мировой кинематограф.
Некоторое ощущение затянутости церемонии, как ни старались, не смогли снять ведущие – Мария Шукшина и Леонид Ярмольник. И даже Валентин Гафт выглядел немного старомодным и скучным со своей стихотворной импровизацией. Однако все эти шероховатости, как и странные накладки с выносом не к месту не «тех» конвертов, никак не могли снизить градус напряженного ожидания в первом павильоне «Мосфильма». Всем не терпелось узнать итоги.
А они оказались наиболее счастливыми для амбициозного «Адмирала», получившего четыре награды при восьми номинациях. (Cтолько же наград более чем заслуженно получила «Ликвидация», признанная лучшим сериалом.) «Орлы» же эпической мелодраме про Колчака достались за лучшие работы оператора, художника по костюмам, звукооператора. Вручение же Константину Хабенскому награды за лучшую мужскую роль в том же «Адмирале» выглядело скорее как некий акт сочувствия личной трагедии актера, чем актом справедливой оценки его работы. Впрочем, и конкуренты у него были еще слабее и менее известны.
Зато вполне заслуженно Владимир Машков был назван лучшим актером на телевидении («Ликвидация»), а заодно такой же награды в женском разряде была удостоена Ксения Раппопорт. Когда же она получила второго «Орла» за вечер (номинация «Лучшая женская роль в кино»), то стало очевидно – это ее день, а вовсе не «Юрьев день», в котором Раппопорт сыграла оперную диву.
Не были обойдены признанием академии и мэтры актерского цеха. Армен Джигарханян был удостоен награды за лучшую мужскую роль второго плана за то, что выразительно блеснул в нескольких сценах «Исчезнувшей империи» Карена Шахназарова. В аналогичном женском разряде победила Ирина Купченко («Розыгрыш»). Но ощущение присуждения призов по принципу «по совокупности заслуг» не оставляло ни во время объявления итогов по упомянутым номинациям, ни в других случаях. И уж совсем странным выглядело вручение приза за лучшую режиссуру Карену Шахназарову, которого академия сочла более достойным подобной награды в соперничестве с двумя петербуржцами – Алексеем Германом-младшим («Бумажный солдат») и Алексеем Учителем («Пленный»). Их яркие и самобытные картины вообще остались без единой награды, точно так же, как и шокирующий фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь».
Зато идеологическую верность члены академии проявили, когда отдали «Золотого орла» в номинации «Лучший неигровой фильм» вызвавшей бурные споры картине Ольги Савостьяновой «Гибель империи. Византийский урок». Выход архимандрита Тихона за наградой (как автора сценария и ведущего) лишний раз обозначил и без того очевидный аллюзионный характер сотворенного фильма. Лучшим анимационным фильмом академики признали проект «Колыбельные мира», а лучшей иностранной картиной в отечественном прокате была признана «Нефть» Томаса Пола Андерсона. Что есть, на мой взгляд, весьма спорное решение. Мюзикл «Мамма миа!» куда как интересней, да и пользовался он гораздо большей популярностью у зрителей, чем история про циничного нефтемагната.
Окончательно спорность решений академии настигла меня в главной номинации «Лучший игровой фильм года». Почему-то им назвали «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, которое помимо приза за сценарий получило награду за лучшую музыку (Алексей Айги). Не могу взять в толк: как может быть назван лучшей картиной года фильм, который практически никто из зрителей не видел? Наверное, ответ на сей вопрос знает только сам Никита Сергеевич Михалков, довольное лицо которого постоянно показывали телекамеры во время трансляции церемонии. Он улыбался. Значит, все свершилось так, как он задумал. Придуманные им «Золотые орлы», видимо, попали в нужные руки.
Сергей Ильченко
На нынешней церемонии по традиции кокетничала Рената Литвинова, которой доверили объявлять победителей. Кинодива не нашла ничего лучше, чем жаловаться на наличие в телеэфире огромного количества «перегноя». Алексей Петренко, получив «Золотого орла» с формулировкой «За вклад в развитие отечественного искусства», пустился приплясывать и распевать романс. На этом фоне вполне достойно, хотя и многословно, выступила американка Фэй Даноаэй, получившая почетного «Орла» за вклад в мировой кинематограф.
Некоторое ощущение затянутости церемонии, как ни старались, не смогли снять ведущие – Мария Шукшина и Леонид Ярмольник. И даже Валентин Гафт выглядел немного старомодным и скучным со своей стихотворной импровизацией. Однако все эти шероховатости, как и странные накладки с выносом не к месту не «тех» конвертов, никак не могли снизить градус напряженного ожидания в первом павильоне «Мосфильма». Всем не терпелось узнать итоги.
А они оказались наиболее счастливыми для амбициозного «Адмирала», получившего четыре награды при восьми номинациях. (Cтолько же наград более чем заслуженно получила «Ликвидация», признанная лучшим сериалом.) «Орлы» же эпической мелодраме про Колчака достались за лучшие работы оператора, художника по костюмам, звукооператора. Вручение же Константину Хабенскому награды за лучшую мужскую роль в том же «Адмирале» выглядело скорее как некий акт сочувствия личной трагедии актера, чем актом справедливой оценки его работы. Впрочем, и конкуренты у него были еще слабее и менее известны.
Зато вполне заслуженно Владимир Машков был назван лучшим актером на телевидении («Ликвидация»), а заодно такой же награды в женском разряде была удостоена Ксения Раппопорт. Когда же она получила второго «Орла» за вечер (номинация «Лучшая женская роль в кино»), то стало очевидно – это ее день, а вовсе не «Юрьев день», в котором Раппопорт сыграла оперную диву.
Не были обойдены признанием академии и мэтры актерского цеха. Армен Джигарханян был удостоен награды за лучшую мужскую роль второго плана за то, что выразительно блеснул в нескольких сценах «Исчезнувшей империи» Карена Шахназарова. В аналогичном женском разряде победила Ирина Купченко («Розыгрыш»). Но ощущение присуждения призов по принципу «по совокупности заслуг» не оставляло ни во время объявления итогов по упомянутым номинациям, ни в других случаях. И уж совсем странным выглядело вручение приза за лучшую режиссуру Карену Шахназарову, которого академия сочла более достойным подобной награды в соперничестве с двумя петербуржцами – Алексеем Германом-младшим («Бумажный солдат») и Алексеем Учителем («Пленный»). Их яркие и самобытные картины вообще остались без единой награды, точно так же, как и шокирующий фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь».
Зато идеологическую верность члены академии проявили, когда отдали «Золотого орла» в номинации «Лучший неигровой фильм» вызвавшей бурные споры картине Ольги Савостьяновой «Гибель империи. Византийский урок». Выход архимандрита Тихона за наградой (как автора сценария и ведущего) лишний раз обозначил и без того очевидный аллюзионный характер сотворенного фильма. Лучшим анимационным фильмом академики признали проект «Колыбельные мира», а лучшей иностранной картиной в отечественном прокате была признана «Нефть» Томаса Пола Андерсона. Что есть, на мой взгляд, весьма спорное решение. Мюзикл «Мамма миа!» куда как интересней, да и пользовался он гораздо большей популярностью у зрителей, чем история про циничного нефтемагната.
Окончательно спорность решений академии настигла меня в главной номинации «Лучший игровой фильм года». Почему-то им назвали «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, которое помимо приза за сценарий получило награду за лучшую музыку (Алексей Айги). Не могу взять в толк: как может быть назван лучшей картиной года фильм, который практически никто из зрителей не видел? Наверное, ответ на сей вопрос знает только сам Никита Сергеевич Михалков, довольное лицо которого постоянно показывали телекамеры во время трансляции церемонии. Он улыбался. Значит, все свершилось так, как он задумал. Придуманные им «Золотые орлы», видимо, попали в нужные руки.
Сергей Ильченко