Общество
Патриарх Кирилл: «Россия может дать новую жизнь Вселенной»
30 января
Избрания на Патриарший престол митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла и ждали, и боялись одновременно. Все знают, что человек он жесткий, справедливый и не терпящий застоя. С другой стороны, его дар убеждения может свернуть горы, и только такой человек сделает то, что неподвластно скромному «молитвеннику».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде, в семье священника. Об отце будущего патриарха в Петербурге до сих пор отзываются с уважением и любовью. Рассказывают, что в годы советской власти он для боявшихся прийти в храм совершал таинства на дому. Священником был и дед – Василий Гундяев. В 1920–1940-х годах он подвергался репрессиям. Мать владыки – Раиса Гундяева, преподаватель немецкого языка в школе – скончалась в 1984 году. Старший брат – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Санкт-Петербургского Спасо-Преображенского собора. С детства о Володе Гундяеве писали в газетах: учился он хорошо, но в пионеры не вступал, и это настораживало советских педагогов.
Решение стать монахом будущий перво-иерарх принял как по «жребию». Назначил себе дату и установил, что, если до той поры не встретит девушку, примет постриг. Так и получилось. Имя просветителя славян равноапостольного Кирилла при монашеском постриге Владимиру досталось не случайно, считают люди церковные. Позднее на различных должностях в Патриархии, и прежде всего в качестве председателя Отдела внешних церковных сношений, митрополит Кирилл проповедовал истину православия не только с церковной кафедры, но и среди любого общественного собрания. В то же время мысли его были обращены и к родине:
– Самое интересное место для жизни – это Россия. Нигде не происходит таких потрясающих событий, как у нас. Нигде нет такого духовного возрождения и такой активной религиозной жизни. Когда я говорю о России, я имею в виду и Украину, и Белоруссию – нашу историческую Русь. Думаю, что Россия – это то место, которое может дать новую жизнь Вселенной.
В этих словах и мыслях продолжается дело, начатое патриархом Алексием II, дело духовного возрождения православных народов и созидание церковного единства. Именно единство стало запросом всего общества, необходимость в духовном объединении подвигла делегатов Поместного собора избрать митрополита Кирилла. Но к этой мысли пришлось идти через тернии.
В 1990-е годы митрополит Кирилл подвергался критике внутри Церкви, со стороны консервативного крыла РПЦ – за церковный модернизм и экуменизм. Первоначально это было в значительной степени обусловлено восприятием митрополита Кирилла как одного из учеников и продолжателей дела митрополита Никодима (Ротова). Однако со второй половины 1990-х митрополит Кирилл приобрел репутацию просвещенного патриота и поборника традиционных ценностей. В результате общественно-политическая оценка его деятельности в светских СМИ в 2000-е годы совершенно иная: его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи «Москва – Третий Рим». Владыка начинает рассматриваться обществом как один из основных возможных преемников Алексия II. Участие в подготовке объединения зарубежной и отечественной ветвей Русской церкви наглядно показало стремление митрополита к духу христианского единения, что людям малосведущим кажется духом экуменическим.
Не чужд святейший и внешней политики. Его речь 2007 года на Конференции религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств «Большой восьмерки» в Кельне содержало первое после краха СССР прямое политическое заявление в поддержку внешнеполитической позиции руководства России. Митрополит Кирилл еженедельно обращался и к российскому обществу – с экранов телевизора, в программе «Слово пастыря» на Первом канале.
– Я каждый день благодарю Бога за сделанное. Но еще предстоит пройти большой путь, чтобы сказать: да, действительно, задачи выполнены. Я бы хотел, чтобы при моей жизни я мог бы сказать о том, что все то, о чем мы мечтали 20 лет назад, с Божьей помощью осуществилось, – говорит нареченный патриарх.
досье «нв»
С 1970 по 1971 год – преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно – личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
С 1971 по 1974 год – представитель Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года – ректор Ленинградской духовной академии и семинарии.
С 13 ноября 1989 года – председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года – Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного синода.
25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.
27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
Патриарх Кирилл является кандидатом богословия Ленинградской духовной академии; почетным доктором богословия Богословской академии в Будапеште. Он награжден орденами РПЦ: святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; святителя Алексия, митрополита Московского II степени; святого благоверного князя Даниила Московского I степени; преподобного Сергия Радонежского I и II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского II степени. Среди государственных наград – орден Дружбы народов; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством» III степени; орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Камилла Нигматуллина
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде, в семье священника. Об отце будущего патриарха в Петербурге до сих пор отзываются с уважением и любовью. Рассказывают, что в годы советской власти он для боявшихся прийти в храм совершал таинства на дому. Священником был и дед – Василий Гундяев. В 1920–1940-х годах он подвергался репрессиям. Мать владыки – Раиса Гундяева, преподаватель немецкого языка в школе – скончалась в 1984 году. Старший брат – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Санкт-Петербургского Спасо-Преображенского собора. С детства о Володе Гундяеве писали в газетах: учился он хорошо, но в пионеры не вступал, и это настораживало советских педагогов.
Решение стать монахом будущий перво-иерарх принял как по «жребию». Назначил себе дату и установил, что, если до той поры не встретит девушку, примет постриг. Так и получилось. Имя просветителя славян равноапостольного Кирилла при монашеском постриге Владимиру досталось не случайно, считают люди церковные. Позднее на различных должностях в Патриархии, и прежде всего в качестве председателя Отдела внешних церковных сношений, митрополит Кирилл проповедовал истину православия не только с церковной кафедры, но и среди любого общественного собрания. В то же время мысли его были обращены и к родине:
– Самое интересное место для жизни – это Россия. Нигде не происходит таких потрясающих событий, как у нас. Нигде нет такого духовного возрождения и такой активной религиозной жизни. Когда я говорю о России, я имею в виду и Украину, и Белоруссию – нашу историческую Русь. Думаю, что Россия – это то место, которое может дать новую жизнь Вселенной.
В этих словах и мыслях продолжается дело, начатое патриархом Алексием II, дело духовного возрождения православных народов и созидание церковного единства. Именно единство стало запросом всего общества, необходимость в духовном объединении подвигла делегатов Поместного собора избрать митрополита Кирилла. Но к этой мысли пришлось идти через тернии.
В 1990-е годы митрополит Кирилл подвергался критике внутри Церкви, со стороны консервативного крыла РПЦ – за церковный модернизм и экуменизм. Первоначально это было в значительной степени обусловлено восприятием митрополита Кирилла как одного из учеников и продолжателей дела митрополита Никодима (Ротова). Однако со второй половины 1990-х митрополит Кирилл приобрел репутацию просвещенного патриота и поборника традиционных ценностей. В результате общественно-политическая оценка его деятельности в светских СМИ в 2000-е годы совершенно иная: его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи «Москва – Третий Рим». Владыка начинает рассматриваться обществом как один из основных возможных преемников Алексия II. Участие в подготовке объединения зарубежной и отечественной ветвей Русской церкви наглядно показало стремление митрополита к духу христианского единения, что людям малосведущим кажется духом экуменическим.
Не чужд святейший и внешней политики. Его речь 2007 года на Конференции религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств «Большой восьмерки» в Кельне содержало первое после краха СССР прямое политическое заявление в поддержку внешнеполитической позиции руководства России. Митрополит Кирилл еженедельно обращался и к российскому обществу – с экранов телевизора, в программе «Слово пастыря» на Первом канале.
– Я каждый день благодарю Бога за сделанное. Но еще предстоит пройти большой путь, чтобы сказать: да, действительно, задачи выполнены. Я бы хотел, чтобы при моей жизни я мог бы сказать о том, что все то, о чем мы мечтали 20 лет назад, с Божьей помощью осуществилось, – говорит нареченный патриарх.
досье «нв»
С 1970 по 1971 год – преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно – личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
С 1971 по 1974 год – представитель Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года – ректор Ленинградской духовной академии и семинарии.
С 13 ноября 1989 года – председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года – Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного синода.
25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.
27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
Патриарх Кирилл является кандидатом богословия Ленинградской духовной академии; почетным доктором богословия Богословской академии в Будапеште. Он награжден орденами РПЦ: святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; святителя Алексия, митрополита Московского II степени; святого благоверного князя Даниила Московского I степени; преподобного Сергия Радонежского I и II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского II степени. Среди государственных наград – орден Дружбы народов; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством» III степени; орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Камилла Нигматуллина