Северо-Запад

Антикризисный оберег для «сувенирки»

04 февраля
В последние годы Вологодская область активно и успешно развивала туризм. Все больше людей уходили работать в эту сферу. И немалая их часть была занята на изготовлении сувениров. Причем такую переквалификацию поддерживали и власти всех уровней. Но грянул кризис, и многие мастера оказались не у дел.
В вологодском сувенирном магазине, торгующем изделиями народных промыслов, куда заглянул корреспондент «НВ», тихо и малолюдно.
– Вчера за целый день было только два покупателя, – жалуется немолодая продавщица, – приобрели берестяной туесок за 250 рублей да плетеные подставки под тарелки за 130. Сегодня и вовсе купили лишь керамические горшки. А у меня зарплата с выручки, вот и стою, горюю…
Финансовый кризис ударил по «сувенирке» наотмашь. Заказов нет, покупателей стало меньше в разы, и что будет дальше – никто толком не знает. А ведь еще совсем недавно чуть ли не каждый вологодский район гнался за количеством и качеством мастеров-надомников. Под муниципальные программы возрождения народных промыслов выделялись бюджетные деньги, бывшие колхозники и люди предпенсионного возраста спешно пополняли ряды доморощенных специалистов по изготовлению половиков, плетению бересты и инкрустации по дереву. Причем это было не столько данью моде, сколько действительно выгодным и прибыльным делом.
После того как Великий Устюг был объявлен дедморозовской столицей и туда валом повалили «денежные» туристы со всех концов света, чуть ли не каждый вологодский город и район обзавелся собственным туристическим брендом. Липин Бор объявили владениями Золотой Рыбки, Грязовец – молочной слободой, Тарногу – региональной столицей меда, Тотьму – «солью земли русской»… А где туристы – там и сувениры.
Причем быстро выяснилось, что заезжие гости не слишком падки на китайский ширпотреб в виде настенных магнитов и фарфоровых статуэток. Им, гостям, подавай что-нибудь эдакое – с вологодским колоритом и символикой. Ну а где спрос – там и предложение. Вот и получилось, что в отдельных муниципалитетах количество мастеров-надомников исчислялось даже не десятками, а сотнями. И их продукция не залеживалась. То, что не удавалось продать в специализированных лавках и сувенирных магазинах, сбывалось на многочисленных выставках-ярмарках. Благо, что их на Вологодчине в добровольно-принудительном порядке стали регулярно проводить не только в райцентрах, но и чуть ли не в каждой второй деревне…
И вот теперь как-то быстро оказалось, что в условиях мирового финансового кризиса сувениры не относятся к товарам первой необходимости. Правда, здесь тоже есть свои нюансы. Точнее – территориальные и ассортиментные особенности. Экономические неурядицы и девальвация рубля пока никак не сказались на Великом Устюге. В прошедших декабре и январе туристов здесь меньше не стало. Нет здесь пока и ощутимого «провала» в реализации всевозможных сувениров. Публика в Устюг приезжает далеко не бедная и покупка берестяной дедморозовской медали или деревянного снеговика здесь по-прежнему входит в гостевой ритуал посещения загородной вотчины или городской резиденции Дедушки Мороза.
А вот в Вологде, Шексне, Кириллове, Тотьме и особенно в Череповце спрос на сувенирные изделия заметно снизился.
– Если судить по нашему магазину, то примерно раза в три-четыре, – говорит череповецкий предприниматель Олег Федоров. – Теперь, если сувениры и покупают, то прежде всего смотрят на их функциональность. Деревянные миски, глиняные горшки, декоративные щетки и расчески – то есть все, что как-то может быть использовано в хозяйстве, каким-то спросом еще пользуются. А вот всякие статуэтки и фигурки, глиняные игрушки и матрешки могут месяцами пылиться на прилавках.
– А у меня продажи и вовсе упали на порядок, – рассказала шекснинская мастерица Ольга Зверева, много лет специализирующаяся на изготовлении берестяных оберегов, фигурок домовых и всевозможных поделок, якобы приносящих удачу. – Если и берут, то только подковы на счастье да декоративные замки в форме сердечек – в подарок молодоженам. Все остальное почти не востребовано...
Впрочем, представители вологодской сувенирной индустрии сдаваться не собираются. За две последних недели, специально «под кризис», ими была выпущена целая партия совершенно новых сувениров. Среди них – антикризисные обереги, некие кулоны и броши профвостребованности (якобы их владельцу не грозит увольнение и перспектива стать безработным) и «притягивающие деньги» декоративные магниты. Причем из двух разновеликих половинок. Поменьше – для «притяжения» рублей, побольше – для долларов и евро… И хотя ажиотажа не наблюдается, новинки все-таки берут. Так, на всякий случай…


компетентно


Две половины единого целого
Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики:
– Ситуацию, сложившуюся в вологодской сувенирной отрасли, следует рассматривать в двух отдельно взятых аспектах. Что касается сугубо маркетинговой и торговой стороны, то здесь все достаточно предсказуемо. Спрос на сувениры и изделия народных промыслов в условиях сокращения доходов населения, к сожалению, будет падать, и с этим следует смириться. Правда, кризис затронет не все сегменты рынка. По-прежнему должны быть востребованы «брендовые» вещи, имеющие многовековую историю и свой, давно сложившийся круг потребителей – вологодское кружево, великоустюгские изделия серебряной черни. Сохранится спрос и на дедморозовские сувениры, ведь в Великий Устюг, как правило, приезжают целыми семьями и редко какой взрослый устоит перед просьбой ребенка купить ему игрушку-сувенир непосредственно во владениях Деда Мороза. По остальным позициям позитива пока немного.
Что же касается второй стороны проблемы, то она связана с трудозанятостью людей, ныне работающих мастерами-надомниками. Таковых, по самым скромным подсчетам, в Вологодской области около 1200–1300 человек. Причем примерно половина из них – пенсионеры. Трудоустроить или перепрофилировать местным властям придется всего лишь 300–400 надомников (остальные будут заняты в востребованном сегменте рынка). Задача эта трудная, но, в принципе, решаемая.  Хотя многое тут будет зависеть от общей ситуации в экономике региона.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь