Культура
«Снимали в режиме жесточайшей экономии»
04 февраля
Людмила Ролдугина пришла в кино из драматического театра, она актриса. Но вот закончила режиссерское отделение Санкт-Петербургского института кино и телевидения и стала снимать игровое кино для детей. Муж Людмилы – художник Игорь Ролдугин – ей во всем помогает, пишет сценарии для фильмов. К теме детского кино они подошли постепенно – через православный театр, через работу на петербургском «Радио Петербург 5-й канал», «Град Петров».
– У нас подрастала дочь, и нас, как родителей, очень волновала жесткость жизни, которая окружала нашего ребенка, – рассказывает Людмила. – Жесткость во всем – в рекламе, в агрессивных передачах, потоком льющихся с экранов телевизора. Складывалось ощущение, что больше никаких профессий в мире для девушек не существует – только топ-модели. Совершенно случайно мне попались на глаза дореволюционные журналы, и в них я нашла рассказы госпожи Насветовой, Лидии Чарской. Нравоучительные истории, которые помогали сделать нравственный выбор девочкам в 12–13 лет. Тут я вспомнила и свою бабушку, которая сидела за прялкой на сундуке и рассказывала мне много захватывающих и душевных историй, а я, затаив дыхание, слушала ее. Я решила перенести бабушкину доверительную интонацию в свои радиопередачи для детей. Я была очень удивлена, когда в студию стали поступать звонки от слушателей, которые говорили, как долго они ждали и, наконец, дождались таких нужных бесед и необходимых нравоучений для своих детей.
А потом я ушла с радиоканала – занялась игровым кино (кстати, беседы для девочек с моим уходом и закончились). Это был фильм «Настя – дочь кондуктора», по дореволюционному рассказу госпожи Беляевой. Главную роль сыграла 8-летняя Даша Поскачева. Трогательная история про бедную девочку, которая идет к начальнику конно-железной дороги просить за своего папу-кондуктора, потерявшего работу. Актуальный, кстати, фильм сегодня. В картине было много крупных планов, которые так прекрасно умеет снимать оператор «Леннаучфильма» Сергей Левашов. И вот, к нашему удивлению, фильм был сразу же замечен на VII Московском международном фестивале детского кино «Сказка», и председатель жюри Наталья Бондарчук вручила нам приз «Хрустальный ключ». Этот фильм был показан в 2004 году и в рождественские каникулы в московском театре «Табакерка» у Олега Табакова. Не только дети, но и взрослые зрители были растроганы увиденным. Известный режиссер Андрей Житинкин сказал, что это по-настоящему доброе и пронзительное по звучанию детское кино.
Конечно, это нас приободрило. Мы с Игорем стали и дальше выбирать сюжеты нравственно-воспитательного плана. Снимали для телевидения фильмы познавательные, например «Происхождение вещей», эта работа как раз была представлена на фестивале «XXI век». Это был единственный фильм, который мы сняли при государственной поддержке, на студии «Леннаучфильм». И чаще всего мы работали с большими трудностями – ведь денег ни на что не достать, просто люди на студиях и кинокомпаниях шли нам навстречу, понимая наши немеркантильные цели. Мы договаривались о съемках со знакомыми очень профессиональными актерами, с кинооператорами за мизерные гонорары для них. Бесплатно нам выдавали реквизит, костюмы на студии, предоставляли старинные интерьеры для съемок. В режиме строжайшей экономии мы сняли наши фильмы «Волшебные очки», «Кукла рождественской девочки», где главную роль сыграла Настя Успенская. Именно этот 15-минутный фильм и получил второй приз на фестивале «Покров» в Киеве среди детских игровых фильмов. Это было как удар грома. Жюри объявляет победителей, мы сидим в зале, ни на что серьезное не претендуя, и вдруг называют наш фильм! И оставляем позади полнометражную ленту «Блаженная» Сергея Трусовского с бюджетом в два миллиона долларов. Это уверило нас в том, что мы на верном пути.
Елена Добрякова
– У нас подрастала дочь, и нас, как родителей, очень волновала жесткость жизни, которая окружала нашего ребенка, – рассказывает Людмила. – Жесткость во всем – в рекламе, в агрессивных передачах, потоком льющихся с экранов телевизора. Складывалось ощущение, что больше никаких профессий в мире для девушек не существует – только топ-модели. Совершенно случайно мне попались на глаза дореволюционные журналы, и в них я нашла рассказы госпожи Насветовой, Лидии Чарской. Нравоучительные истории, которые помогали сделать нравственный выбор девочкам в 12–13 лет. Тут я вспомнила и свою бабушку, которая сидела за прялкой на сундуке и рассказывала мне много захватывающих и душевных историй, а я, затаив дыхание, слушала ее. Я решила перенести бабушкину доверительную интонацию в свои радиопередачи для детей. Я была очень удивлена, когда в студию стали поступать звонки от слушателей, которые говорили, как долго они ждали и, наконец, дождались таких нужных бесед и необходимых нравоучений для своих детей.
А потом я ушла с радиоканала – занялась игровым кино (кстати, беседы для девочек с моим уходом и закончились). Это был фильм «Настя – дочь кондуктора», по дореволюционному рассказу госпожи Беляевой. Главную роль сыграла 8-летняя Даша Поскачева. Трогательная история про бедную девочку, которая идет к начальнику конно-железной дороги просить за своего папу-кондуктора, потерявшего работу. Актуальный, кстати, фильм сегодня. В картине было много крупных планов, которые так прекрасно умеет снимать оператор «Леннаучфильма» Сергей Левашов. И вот, к нашему удивлению, фильм был сразу же замечен на VII Московском международном фестивале детского кино «Сказка», и председатель жюри Наталья Бондарчук вручила нам приз «Хрустальный ключ». Этот фильм был показан в 2004 году и в рождественские каникулы в московском театре «Табакерка» у Олега Табакова. Не только дети, но и взрослые зрители были растроганы увиденным. Известный режиссер Андрей Житинкин сказал, что это по-настоящему доброе и пронзительное по звучанию детское кино.
Конечно, это нас приободрило. Мы с Игорем стали и дальше выбирать сюжеты нравственно-воспитательного плана. Снимали для телевидения фильмы познавательные, например «Происхождение вещей», эта работа как раз была представлена на фестивале «XXI век». Это был единственный фильм, который мы сняли при государственной поддержке, на студии «Леннаучфильм». И чаще всего мы работали с большими трудностями – ведь денег ни на что не достать, просто люди на студиях и кинокомпаниях шли нам навстречу, понимая наши немеркантильные цели. Мы договаривались о съемках со знакомыми очень профессиональными актерами, с кинооператорами за мизерные гонорары для них. Бесплатно нам выдавали реквизит, костюмы на студии, предоставляли старинные интерьеры для съемок. В режиме строжайшей экономии мы сняли наши фильмы «Волшебные очки», «Кукла рождественской девочки», где главную роль сыграла Настя Успенская. Именно этот 15-минутный фильм и получил второй приз на фестивале «Покров» в Киеве среди детских игровых фильмов. Это было как удар грома. Жюри объявляет победителей, мы сидим в зале, ни на что серьезное не претендуя, и вдруг называют наш фильм! И оставляем позади полнометражную ленту «Блаженная» Сергея Трусовского с бюджетом в два миллиона долларов. Это уверило нас в том, что мы на верном пути.
Елена Добрякова