Северо-Запад
Горе ЛУКОЙЛовое
10 февраля
Особо пристальное внимание Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми сейчас уделяет нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и ее дочерним предприятиям. В первую очередь это связано с намерением правоохранительного органа снизить цены на авиаперевозки. Но при этом УФАС РК оказалось бессильно перед повышением цен на автобусные билеты.
Руководитель региональной службы Николай Лаврега сообщил, что, по его предварительной оценке, основной поставщик авиатоплива в республику ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» может быть наказан штрафом, превышающим 150 миллионов рублей. Вина компании в том, что она, злоупотребив своим доминирующим положением в регионе, установила монопольно высокие цены на авиационный керосин. Летом прошлого года стоимость топлива в аэропортах Коми доходила аж до 37 тысяч рублей за тонну, что превышало расценки, действовавшие в Европе. И хотя с тех пор цена авиакеросина, реализуемого «ЛУКОЙЛом», снизилась почти на тридцать процентов, от наказания нефтяной компании, судя по всему, уйти не удастся.
Впрочем, наказание виновных не является для антимонопольщиков самоцелью. Сейчас УФАС Коми берет под особый контроль сферу ценообразования на рынке авиакеросина в регионе. Антимонопольное ведомство предписало «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и единственному в республике производителю авиатоплива ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» до 2010 года согласовывать с УФАС Коми свою ценовую политику. Причем «ЛУКОЙЛ-АЭРО» предписано согласовывать с антимонопольщиками расчет продажной стоимости авиакеросина отдельно по каждому аэропорту. А если компании повысят оптово-отпускные цены на авиатопливо, они обязаны будут проинформировать УФАС Коми и представить доказательства обоснованности такого повышения.
Но, как заявил Николай Лаврега, «приоритетная задача антимонопольного органа в 2009 году – предотвращение для населения негативных последствий мирового экономического кризиса». В плане взаимоотношений с «ЛУКОЙЛом» это означает, что в конечном итоге УФАС Коми должно добиться снижения тарифов на авиаперевозки, чего, увы, пока не происходит. И это несмотря на то, что в республике в прошлом году появился новый авиаперевозчик «Аэрофлот-Норд».
– Говорить о настоящей конкуренции пока не приходится, – признался Николай Лаврега. – Мы хотели бы получить ответы на два вопроса. Почему тарифы, несмотря на удешевление главной их составляющей – керосина, остаются неизменными? И что же за конкуренция родилась на нашем рынке авиаперевозок?
Николай Лаврега сообщил, что его ведомство приступило к проверке уже несколько лет работающей на территории Коми авиакомпании «ЮТэйр» на предмет установления признаков монопольно высоких цен на авиабилеты. В союзники антимонопольщики намерены взять республиканскую прокуратуру, где специальная рабочая группа имеет полномочия проверять самую разнообразную отчетность компании, включая налоговую. Задача же УФАС Коми в этом случае заключается в том, чтобы установить, имел ли место картельный сговор между конкурирующими авиакомпаниями. Соответствующее заявление о монопольно высоких ценах на билеты «ЮТэйра» у антимонопольщиков уже имеется.
Но если на небесах их ведомство способно навести порядок, то на земле дела обстоят иначе. В конце января в Сыктывкаре на три рубля повысились тарифы на проезд в городских автобусах. И это при том, что цены на бензин снизились ощутимо. Но, как оказалось, УФАС Коми в этом случае бессильно.
– Цены автоперевозчиков не входят в категорию исследования антимонопольной службы, – констатировал Николай Лаврега. – Такие цены не регулируются, а их предельные значения рассматривает служба по тарифам. Это объясняется тем, что они затрагивают бюджет, поскольку тесно связаны с предоставлением льгот. Пока у нашего управления нет фактов, что кто-то злоупотребил своим доминирующим положением. Нет хозяйствующего субъекта, который бы заявлял, что в результате повышения цен у него снизилась конкурентоспособность или ущемлены какие-то интересы.
Впрочем, и на земле, и под землей антимонопольная служба имеет возможность употребить свою власть. В нынешнем году УФАС Коми продолжит контролировать деятельность естественных монополий, компаний ТЭКа и проверять законность действия государственных и муниципальных властей в распределении госзаказов. Кроме того, антимонопольщики намерены разобраться с розничным продовольственным рынком. По мнению Николая Лавреги, на этом рынке правят бал супермаркеты, они диктуют цены и навязывают их потребителю. Необходимо снять бремя с покупателей, развивая малую торговлю. И наконец, служба готовит проверку снабжения лекарственными препаратами в связи с тем, что уже появились прогнозы, обещающие значительный рост их стоимости.
цифры и факты
В 2008 году по искам, возбужденным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, взыскано 7 миллионов 73 тысячи рублей штрафов. За этот же срок само УФАС Коми подготовило 187 административных материалов, что вдвое больше, чем в 2007 году.
Кроме того, за прошлый год антимонопольная служба региона рассмотрела 80 дел о ненадлежащей рекламе пива и алкоголя, азартных игр, медицинских и финансовых услуг. В итоге с недобросовестных рекламодателей и СМИ было взыскано штрафов на сумму 2 миллиона рублей.
между тем...
Из-за транзита газа воюют и в Коми
На 11 марта комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по РК назначила рассмотрение дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», возбужденного по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», запрещающего хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим доминирующим положением.
Как сообщили корреспонденту «НВ» в пресс-службе УФАС Коми, дело возбуждено по заявлению ЗАО «НК «Нобель Ойл», которое посчитало, что «ЛУКОЙЛ-Коми» чинит препятствия по транспортировке нефтяного (попутного) газа, получаемого истцом на Южно-Ошском месторождении по трубопроводу, принадлежащему ответчику.
Однако «ЛУКОЙЛ-Коми» заявляет, что никаких препятствий не чинит, а только просит соблюсти технические условия для присоединения к трубопроводу. В свою очередь, «Нобель Ойл» настаивает на том, что такие условия неправомерно завышены.
Пока ни одна из сторон не смогла документально, на основании экспертных заключений, ответить на ключевые вопросы комиссии. Поэтому им и дали для этого срок до марта.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
Руководитель региональной службы Николай Лаврега сообщил, что, по его предварительной оценке, основной поставщик авиатоплива в республику ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» может быть наказан штрафом, превышающим 150 миллионов рублей. Вина компании в том, что она, злоупотребив своим доминирующим положением в регионе, установила монопольно высокие цены на авиационный керосин. Летом прошлого года стоимость топлива в аэропортах Коми доходила аж до 37 тысяч рублей за тонну, что превышало расценки, действовавшие в Европе. И хотя с тех пор цена авиакеросина, реализуемого «ЛУКОЙЛом», снизилась почти на тридцать процентов, от наказания нефтяной компании, судя по всему, уйти не удастся.
Впрочем, наказание виновных не является для антимонопольщиков самоцелью. Сейчас УФАС Коми берет под особый контроль сферу ценообразования на рынке авиакеросина в регионе. Антимонопольное ведомство предписало «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и единственному в республике производителю авиатоплива ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» до 2010 года согласовывать с УФАС Коми свою ценовую политику. Причем «ЛУКОЙЛ-АЭРО» предписано согласовывать с антимонопольщиками расчет продажной стоимости авиакеросина отдельно по каждому аэропорту. А если компании повысят оптово-отпускные цены на авиатопливо, они обязаны будут проинформировать УФАС Коми и представить доказательства обоснованности такого повышения.
Но, как заявил Николай Лаврега, «приоритетная задача антимонопольного органа в 2009 году – предотвращение для населения негативных последствий мирового экономического кризиса». В плане взаимоотношений с «ЛУКОЙЛом» это означает, что в конечном итоге УФАС Коми должно добиться снижения тарифов на авиаперевозки, чего, увы, пока не происходит. И это несмотря на то, что в республике в прошлом году появился новый авиаперевозчик «Аэрофлот-Норд».
– Говорить о настоящей конкуренции пока не приходится, – признался Николай Лаврега. – Мы хотели бы получить ответы на два вопроса. Почему тарифы, несмотря на удешевление главной их составляющей – керосина, остаются неизменными? И что же за конкуренция родилась на нашем рынке авиаперевозок?
Николай Лаврега сообщил, что его ведомство приступило к проверке уже несколько лет работающей на территории Коми авиакомпании «ЮТэйр» на предмет установления признаков монопольно высоких цен на авиабилеты. В союзники антимонопольщики намерены взять республиканскую прокуратуру, где специальная рабочая группа имеет полномочия проверять самую разнообразную отчетность компании, включая налоговую. Задача же УФАС Коми в этом случае заключается в том, чтобы установить, имел ли место картельный сговор между конкурирующими авиакомпаниями. Соответствующее заявление о монопольно высоких ценах на билеты «ЮТэйра» у антимонопольщиков уже имеется.
Но если на небесах их ведомство способно навести порядок, то на земле дела обстоят иначе. В конце января в Сыктывкаре на три рубля повысились тарифы на проезд в городских автобусах. И это при том, что цены на бензин снизились ощутимо. Но, как оказалось, УФАС Коми в этом случае бессильно.
– Цены автоперевозчиков не входят в категорию исследования антимонопольной службы, – констатировал Николай Лаврега. – Такие цены не регулируются, а их предельные значения рассматривает служба по тарифам. Это объясняется тем, что они затрагивают бюджет, поскольку тесно связаны с предоставлением льгот. Пока у нашего управления нет фактов, что кто-то злоупотребил своим доминирующим положением. Нет хозяйствующего субъекта, который бы заявлял, что в результате повышения цен у него снизилась конкурентоспособность или ущемлены какие-то интересы.
Впрочем, и на земле, и под землей антимонопольная служба имеет возможность употребить свою власть. В нынешнем году УФАС Коми продолжит контролировать деятельность естественных монополий, компаний ТЭКа и проверять законность действия государственных и муниципальных властей в распределении госзаказов. Кроме того, антимонопольщики намерены разобраться с розничным продовольственным рынком. По мнению Николая Лавреги, на этом рынке правят бал супермаркеты, они диктуют цены и навязывают их потребителю. Необходимо снять бремя с покупателей, развивая малую торговлю. И наконец, служба готовит проверку снабжения лекарственными препаратами в связи с тем, что уже появились прогнозы, обещающие значительный рост их стоимости.
цифры и факты
В 2008 году по искам, возбужденным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, взыскано 7 миллионов 73 тысячи рублей штрафов. За этот же срок само УФАС Коми подготовило 187 административных материалов, что вдвое больше, чем в 2007 году.
Кроме того, за прошлый год антимонопольная служба региона рассмотрела 80 дел о ненадлежащей рекламе пива и алкоголя, азартных игр, медицинских и финансовых услуг. В итоге с недобросовестных рекламодателей и СМИ было взыскано штрафов на сумму 2 миллиона рублей.
между тем...
Из-за транзита газа воюют и в Коми
На 11 марта комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по РК назначила рассмотрение дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», возбужденного по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», запрещающего хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим доминирующим положением.
Как сообщили корреспонденту «НВ» в пресс-службе УФАС Коми, дело возбуждено по заявлению ЗАО «НК «Нобель Ойл», которое посчитало, что «ЛУКОЙЛ-Коми» чинит препятствия по транспортировке нефтяного (попутного) газа, получаемого истцом на Южно-Ошском месторождении по трубопроводу, принадлежащему ответчику.
Однако «ЛУКОЙЛ-Коми» заявляет, что никаких препятствий не чинит, а только просит соблюсти технические условия для присоединения к трубопроводу. В свою очередь, «Нобель Ойл» настаивает на том, что такие условия неправомерно завышены.
Пока ни одна из сторон не смогла документально, на основании экспертных заключений, ответить на ключевые вопросы комиссии. Поэтому им и дали для этого срок до марта.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми