Экономика
Дольщики на «счетчике»
20 февраля
Ирина Буровцева, пострадавшая на долевом строительстве
Моя проблема очень проста. Строительная компания ЛЭК, у которой я решила купить квартиру, насчитала мне сверх официальной цены еще 700 тысяч рублей каких-то неустоек и штрафов – за то, что задержала им часть платежа всего на 22 дня. Сама же компания уже обманула меня по срокам минимум на полгода: я должна была получить квартиру в четвертом квартале прошлого года, а сейчас срок сдачи дома сдвинут на третий квартал 2009-го. И, скорее всего, нас всех и с этим сроком обманут – из 25-этажного по проекту корпуса сейчас построено всего 4 этажа. За свою задержку, за причиненные дольщикам неудобства и убытки (ведь многие живут в съемных квартирах!), за прокрутку наших денег ЛЭК не намерен платить нам ни копейки.
Добавлю подробности, как именно я попала в кабалу. В нашей семье возникла необходимость съехаться с родителями, жившими до этого в отдельной квартире. Продажа моей квартиры давала некий финансовый ресурс, который позволял нам купить новое жилье. В марте 2008 года мы приобрели у компании ЛЭК трехкомнатную квартиру по адресу: проспект Просвещения, 43, в строящемся комплексе «Лондон-парк». Стоила она недешево – 5 миллионов 700 тысяч рублей. Часть средств мы могли внести сразу, остальные – после продажи моего жилья. Я объяснила ситуацию менеджеру по продажам компании ЛЭК, мол, чтобы продать квартиру, нужно время. Меня успокоили – вы будете выплачивать за задержку 1 процент в месяц от остатка – то есть от 3 миллионов рублей. Мы рассчитали свои финансовые возможности и согласились на доплату сверх суммы покупки – 30 тысяч рублей в месяц. С нами оформили какие-то «договоры в договоре» с многочисленными сносками, из которых было ничего не ясно. Как нередко бывает, продажа моего старого жилья задержалась на двадцать два дня. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что должны компании ЛЭК за этот период (повторю – сверх стоимости еще не построенной квартиры) еще 272 тысячи рублей!
Когда я обратилась за разъяснением, мне ответили: «Вы нас неправильно поняли, речь шла об уплате одного процента в день, а не в месяц». Я заявила, что если бы мы это знали, то никогда бы на такое не пошли. Это не обычная пеня, а какой-то «счетчик»! Мне пообещали в декабре 2008 года рассмотреть этот вопрос и даже сказали, что, возможно, вернут эти деньги с удержанием пяти процентов. На деле все вышло наоборот, сумма долга катастрофически возросла. В конце года мне прислали уведомление, что мы должны компании ЛЭК еще выплатить деньги в связи с ростом доллара. А в этом году сообщили, что мы должны уже не 272, а 700 тысяч рублей. И пригрозили – или отдавайте деньги, или переходите на другой строящийся объект, где получите квартиру меньшей площади. То есть за ничтожную по времени просрочку части суммы я должна лишиться нормальной квартиры, да еще и ждать новой лет пять!
Обратившись в комитет по строительству городской администрации, я выяснила, что компания ЛЭК вела строительство без разрешительной документации, а значит – не имела права брать с нас деньги и выставлять штрафные санкции. Я потребовала в ЛЭК предъявить документы, согласно которым компания ведет строительство объекта, на это мне ответили, что они в стадии оформления, и это – нормальная практика. Но ведь по закону о долевом строительстве нужно сначала получить разрешение на строительство дома и только потом привлекать средства граждан.
Фактически мы, дольщики, заложники компании. Деньги заплачены, квартир нет, а из игры уже не выйдешь, иначе лишишься всего. В результате я вынуждена сегодня ютиться в малогабаритной квартире больных родителей без надежды на скорый переезд. Можно было бы упрекнуть нас в том, что мы пошли на соглашение именно с компанией ЛЭК, а не с каким-либо другим застройщиком, но в нашем Калининском районе никакого выбора не было, все строительные лакуны захвачены компанией ЛЭК. По временам прошлого года не очень высокие цены – 88 тысяч за квадратный метр в кирпично-монолитном доме тоже привлекали. Этим и заманивали меня и других покупателей, а потом вовлекали их в участие в схемах, на которых они не экономили, а теряли свои деньги.
Пробовали искать сейчас помощи у города – бесполезно. Поскольку у нас заключен с ЛЭК не договор долевого участия, который был бы зарегистрирован в комитете по строительству, а предварительный договор купли-продажи, на подписание которого компания ЛЭК вынудила нас пойти, ссылаясь на то, что это для нее удобнее, мол, впоследствии договор долевого участия будет с нами заключен. Но с ним нас обманули. А договор купли-продажи был заключен 4 марта, по Гражданскому кодексу – срок действия его – один год. Сейчас с нами должны бы были заключить основной договор, но, как заявляют в компании, это невозможно, потому что жилье еще не построено.
комментарии
Пресс-служба комитета по строительству:
– В ответе комитета гражданке Буровцевой рекомендовалось в связи со спорной ситуацией обратиться в судебные инстанции. Компания ЛЭК заключила договор аренды на строительство комплекса до декабря 2013 года.
Владимир Кузнецов, заместитель председателя комитета по строительству:
– В случае привлечения денежных средств дольщиков до получения разрешительной документации на строительство дома положено взимание штрафных санкций. Обязательной проверке подлежат все заключенные договоры, на основании которых привлекаются денежные средства граждан, квартирография и реестры по заключенным договорам, бухгалтерская отчетность, отражающая поступления средств дольщиков, их целевое использование с учетом объема выполненных работ.
Александр Мезенцев, начальник управления контроля и надзора в области долевого строительства комитета по строительству администрации Петербурга:
– Комплекс «Лондон-Парк» – это большой объект, по которому к нам направляется масса обращений. Главная проблема даже не в том, что строительство каких-то домов продлено, а в том, что сейчас оно не ведется вообще. В то время как стройка заморожена, ЛЭК не дает возможности дольщикам ни перевестись на другие объекты, ни получить обратно вложенные деньги. Не способна компания и выполнить обязательства в срок. Сейчас этот вопрос взят комитетом по строительству под особый контроль. В ближайшее время мы намерены провести расширенное совещание, чтобы в данном случае выработать механизм по защите дольщиков. И не только этой компании. Сейчас мы совместно с Федеральной регистрационной службой и прокуратурой города вырабатываем на этот счет единый механизм.
Александр Аскеров, начальник юридической службы ООО «ЮАП СПб»:
– По общим правилам, есть свобода договора, то есть стороны вправе договариваться о любых процентах и условиях. Но эти условия не должны быть кабальными или ограничивать правоспособность. Кроме того, в статье 10 Гражданского кодекса есть такой аспект – «злоупотребление правом». Если профессиональный участник рынка готовит шаблон договора, который не допускает внесения никаких изменений и, по сути, делает единственно возможным к нему присоединиться, – это и есть злоупотребление правом, но это еще надо доказать в конкретной ситуации. Для этого нужно видеть сам документ, чтобы решить – была ли это невнимательность дольщика или кабальная сделка, которая заведомо преследовала своей целью нажиться на дольщике. Это доказывается в суде.
Михаил Зарубин, генеральный директор ЗАО «47 трест»:
– При чиновничьем произволе, касающемся получения разрешительной документации на строительство, когда срок получения всех документов растягивается как минимум на полтора года, не всегда можно жестко винить строительные компании в том, что они начинают стройку, окончательно не пройдя все инстанции. А на строительство, скажем, двухсотквартирного дома дают срок тоже полтора года. И существует угроза получить штраф в результате срыва сроков строительства. Это и понуждает застройщика идти на то, чтобы начать стройку без необходимых виз. Многие начинают возводить дома, только получив разрешение на установку строительного забора, то есть – на подготовку стройплощадки.
От редакции: В самой компании ЛЭК, куда «НВ» направило данное письмо, никаких комментариев не дали. Это можно расценивать или как свидетельство согласия со всем, что там написано, или как тактику отмалчивания.
Моя проблема очень проста. Строительная компания ЛЭК, у которой я решила купить квартиру, насчитала мне сверх официальной цены еще 700 тысяч рублей каких-то неустоек и штрафов – за то, что задержала им часть платежа всего на 22 дня. Сама же компания уже обманула меня по срокам минимум на полгода: я должна была получить квартиру в четвертом квартале прошлого года, а сейчас срок сдачи дома сдвинут на третий квартал 2009-го. И, скорее всего, нас всех и с этим сроком обманут – из 25-этажного по проекту корпуса сейчас построено всего 4 этажа. За свою задержку, за причиненные дольщикам неудобства и убытки (ведь многие живут в съемных квартирах!), за прокрутку наших денег ЛЭК не намерен платить нам ни копейки.
Добавлю подробности, как именно я попала в кабалу. В нашей семье возникла необходимость съехаться с родителями, жившими до этого в отдельной квартире. Продажа моей квартиры давала некий финансовый ресурс, который позволял нам купить новое жилье. В марте 2008 года мы приобрели у компании ЛЭК трехкомнатную квартиру по адресу: проспект Просвещения, 43, в строящемся комплексе «Лондон-парк». Стоила она недешево – 5 миллионов 700 тысяч рублей. Часть средств мы могли внести сразу, остальные – после продажи моего жилья. Я объяснила ситуацию менеджеру по продажам компании ЛЭК, мол, чтобы продать квартиру, нужно время. Меня успокоили – вы будете выплачивать за задержку 1 процент в месяц от остатка – то есть от 3 миллионов рублей. Мы рассчитали свои финансовые возможности и согласились на доплату сверх суммы покупки – 30 тысяч рублей в месяц. С нами оформили какие-то «договоры в договоре» с многочисленными сносками, из которых было ничего не ясно. Как нередко бывает, продажа моего старого жилья задержалась на двадцать два дня. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что должны компании ЛЭК за этот период (повторю – сверх стоимости еще не построенной квартиры) еще 272 тысячи рублей!
Когда я обратилась за разъяснением, мне ответили: «Вы нас неправильно поняли, речь шла об уплате одного процента в день, а не в месяц». Я заявила, что если бы мы это знали, то никогда бы на такое не пошли. Это не обычная пеня, а какой-то «счетчик»! Мне пообещали в декабре 2008 года рассмотреть этот вопрос и даже сказали, что, возможно, вернут эти деньги с удержанием пяти процентов. На деле все вышло наоборот, сумма долга катастрофически возросла. В конце года мне прислали уведомление, что мы должны компании ЛЭК еще выплатить деньги в связи с ростом доллара. А в этом году сообщили, что мы должны уже не 272, а 700 тысяч рублей. И пригрозили – или отдавайте деньги, или переходите на другой строящийся объект, где получите квартиру меньшей площади. То есть за ничтожную по времени просрочку части суммы я должна лишиться нормальной квартиры, да еще и ждать новой лет пять!
Обратившись в комитет по строительству городской администрации, я выяснила, что компания ЛЭК вела строительство без разрешительной документации, а значит – не имела права брать с нас деньги и выставлять штрафные санкции. Я потребовала в ЛЭК предъявить документы, согласно которым компания ведет строительство объекта, на это мне ответили, что они в стадии оформления, и это – нормальная практика. Но ведь по закону о долевом строительстве нужно сначала получить разрешение на строительство дома и только потом привлекать средства граждан.
Фактически мы, дольщики, заложники компании. Деньги заплачены, квартир нет, а из игры уже не выйдешь, иначе лишишься всего. В результате я вынуждена сегодня ютиться в малогабаритной квартире больных родителей без надежды на скорый переезд. Можно было бы упрекнуть нас в том, что мы пошли на соглашение именно с компанией ЛЭК, а не с каким-либо другим застройщиком, но в нашем Калининском районе никакого выбора не было, все строительные лакуны захвачены компанией ЛЭК. По временам прошлого года не очень высокие цены – 88 тысяч за квадратный метр в кирпично-монолитном доме тоже привлекали. Этим и заманивали меня и других покупателей, а потом вовлекали их в участие в схемах, на которых они не экономили, а теряли свои деньги.
Пробовали искать сейчас помощи у города – бесполезно. Поскольку у нас заключен с ЛЭК не договор долевого участия, который был бы зарегистрирован в комитете по строительству, а предварительный договор купли-продажи, на подписание которого компания ЛЭК вынудила нас пойти, ссылаясь на то, что это для нее удобнее, мол, впоследствии договор долевого участия будет с нами заключен. Но с ним нас обманули. А договор купли-продажи был заключен 4 марта, по Гражданскому кодексу – срок действия его – один год. Сейчас с нами должны бы были заключить основной договор, но, как заявляют в компании, это невозможно, потому что жилье еще не построено.
комментарии
Пресс-служба комитета по строительству:
– В ответе комитета гражданке Буровцевой рекомендовалось в связи со спорной ситуацией обратиться в судебные инстанции. Компания ЛЭК заключила договор аренды на строительство комплекса до декабря 2013 года.
Владимир Кузнецов, заместитель председателя комитета по строительству:
– В случае привлечения денежных средств дольщиков до получения разрешительной документации на строительство дома положено взимание штрафных санкций. Обязательной проверке подлежат все заключенные договоры, на основании которых привлекаются денежные средства граждан, квартирография и реестры по заключенным договорам, бухгалтерская отчетность, отражающая поступления средств дольщиков, их целевое использование с учетом объема выполненных работ.
Александр Мезенцев, начальник управления контроля и надзора в области долевого строительства комитета по строительству администрации Петербурга:
– Комплекс «Лондон-Парк» – это большой объект, по которому к нам направляется масса обращений. Главная проблема даже не в том, что строительство каких-то домов продлено, а в том, что сейчас оно не ведется вообще. В то время как стройка заморожена, ЛЭК не дает возможности дольщикам ни перевестись на другие объекты, ни получить обратно вложенные деньги. Не способна компания и выполнить обязательства в срок. Сейчас этот вопрос взят комитетом по строительству под особый контроль. В ближайшее время мы намерены провести расширенное совещание, чтобы в данном случае выработать механизм по защите дольщиков. И не только этой компании. Сейчас мы совместно с Федеральной регистрационной службой и прокуратурой города вырабатываем на этот счет единый механизм.
Александр Аскеров, начальник юридической службы ООО «ЮАП СПб»:
– По общим правилам, есть свобода договора, то есть стороны вправе договариваться о любых процентах и условиях. Но эти условия не должны быть кабальными или ограничивать правоспособность. Кроме того, в статье 10 Гражданского кодекса есть такой аспект – «злоупотребление правом». Если профессиональный участник рынка готовит шаблон договора, который не допускает внесения никаких изменений и, по сути, делает единственно возможным к нему присоединиться, – это и есть злоупотребление правом, но это еще надо доказать в конкретной ситуации. Для этого нужно видеть сам документ, чтобы решить – была ли это невнимательность дольщика или кабальная сделка, которая заведомо преследовала своей целью нажиться на дольщике. Это доказывается в суде.
Михаил Зарубин, генеральный директор ЗАО «47 трест»:
– При чиновничьем произволе, касающемся получения разрешительной документации на строительство, когда срок получения всех документов растягивается как минимум на полтора года, не всегда можно жестко винить строительные компании в том, что они начинают стройку, окончательно не пройдя все инстанции. А на строительство, скажем, двухсотквартирного дома дают срок тоже полтора года. И существует угроза получить штраф в результате срыва сроков строительства. Это и понуждает застройщика идти на то, чтобы начать стройку без необходимых виз. Многие начинают возводить дома, только получив разрешение на установку строительного забора, то есть – на подготовку стройплощадки.
От редакции: В самой компании ЛЭК, куда «НВ» направило данное письмо, никаких комментариев не дали. Это можно расценивать или как свидетельство согласия со всем, что там написано, или как тактику отмалчивания.