Культура
Алиса изменила жизнь целой планеты
07 мартa
В прокат вышел полнометражный анимационный фильм «День рождения Алисы», созданный по мотивам повести Кира Булычева. С Алисой Селезневой опять происходят невероятные события. Наталья Гусева – та самая, что сыграла Алису Селезневу в культовом советском фильме «Гостья из будущего», озвучила колоритную роль Капитана космического корабля.
– Наталья, как вам понравилась мультяшная Алиса?
– Очень понравилась. Мне-то всегда казалось, что моя Алиса не совсем «правильная», не совсем «булычевская». Слишком она была скована и зажата. Слишком много было крупных молчаливых планов, и поэтому она получилась такая немного таинственная. А ведь на самом деле Алиса, как ее придумал Булычев, живая, озорная, непоседливая девочка, ищущая в основном сама приключений.
– Внешне Капитан космического корабля категорически не похожа на вас, а по характеру?
– Некоторое сходство между нами есть. Поскольку я начальник производства, мне иногда приходится говорить с такими же грозными нотками, как и моей героине. Но на самом деле, думаю, она не такая уж и нравоучительная, сколько пытается казаться перед окружающими. Конечно, она гораздо веселее, добрее, и ей присущ некоторый юмор, который она пытается скрывать. Но в конце концов кто-то же должен контролировать весь тот бардак, который происходит в мультфильме по действию. Меня другое развеселило – что 80 процентов своего времени на экране я ругаю Алису. Как свою дочку.
– Кстати, ваша 12-летняя дочка на какую Алису больше похожа ?
– Она ближе к «булычевской» Алисе – озорная, непоседливая.
– А собственно, «Гостью из будущего» она смотрела?
– Смотрела. И книжки Булычева с удовольствием читает. Изначально она взялась за них потому, что я снялась в «Гостье из будущего», а потом уже втянулась во все эти приключения Алисы Селезневой.
– А сниматься в таком фильме, как «Гостья их будущего», вы бы отпустили свою девочку?
– Не могу сказать: пустила бы ее куда-нибудь или не пустила… Я всегда руководствуюсь тем, что дети не собственность родителей. Не надо навязывать свое мнение ребенку, сколь мал бы он ни был. Надо лишь обрисовать ему возможные варианты последующих событий – все-таки у него нет необходимого жизненного опыта. А дальше – давать возможность ему самому сделать выбор.
– Но ребенок не поймет голословно, как последствия ранней звездной болезни могут ударить потом.
– Есть и другие соблазны. Не звездная болезнь, так денежная болезнь, или еще что-то подобное. Человек должен бороться с соблазнами. И это отнюдь не значит, что его не надо даже подпускать к ним. Надо вырабатывать иммунитет против них.
– Так что насчет дочери и кино?
– Я бы ее отпустила, если бы в ней было немножко больше ответственности. Сейчас она даже до школы одна не ходит – боится. И окажись на месте Алисы, вряд ли она смогла бы принять ответственное решение.
– Неужели ее поколение такое опасливое?
– Они скорее немножко виртуальные. Из-за того что большей частью сидят дома, привязанные к компьютеру, они плохо сосуществуют с реальностью, им легче общаться через компьютерный монитор, нежели вживую.
– А вы сами какой были?
– Я тоже на самом деле была не очень взаимосвязана с реальностью. Я жила не в виртуальном мире, а в книжном.
– И все-таки рискнули пойти в кино, в мир взрослых людей. Вам комфортно было с ними?
– Вполне. Я чувствовала себя на равных с ними. Я была «рабочим» человеком, от которого много что зависело, и это придавало мне уверенности. Несмотря на то что, конечно, этот актерский, киношный мир был так непохож на мир моих родителей. Но я его воспринимала как временную игру, в которую поиграю немножко, а потом вернусь обратно, в свою биологию.
– Я кстати, всегда хотела понять, почему вы вообще пошли в кино – ведь вы чуть ли не с трех лет хотели быть биологом.
– Да, я не мечтала о кино, как многие девочки. Но мне было интересно изнутри посмотреть: а как снимается кино? И потом, я была страшная фанатка Кира Булычева и, когда шла на пробы, была уверена, что там обязательно будет присутствовать любимый писатель. Но его, естественно, не было.
– А потом вы с ним встретились?
– Да, конечно. Наверное, это было на премьере «Гостьи из будущего». Он был похож на Деда Мороза. Не потому, что с подарками, а именно внешне походил: была какая-то борода и удивительно добрые лучистые глаза.
– Особый трепет перед ним испытали?
– Вы знаете, мне не свойственен такой трепет перед кумиром. Есть лишь интерес, желание разглядеть какие-то нюансы в поведении конкретного человека. Я как-то исследовательски к этому подхожу.
– «Препарируете» как жуков?
– Практически, да. За Булычевым, например, я подметила такую деталь: во время беседы он мог, постоянно прислушиваясь к чему-то своему, вдруг достать блокнотик, и, что-то записав в него, тотчас его убрать, и продолжить как ни в чем не бывало беседу.
– Больше с Булычевым вам не довелось встретиться?
– Довелось. Пару раз на Росконе (фестиваль фантастов. – Прим. авт.), куда меня приглашали на вручение премии, которая так и называлась «Алиса». Помню, как он меня тогда благодарил: «Спасибо, Наташа, если бы не вы, книжка не была бы так популярна». А я его разубеждала: «Ну что вы, я здесь совсем ни при чем. Любая другая девочка сыграла бы».
– Тема «Дня рождения Алисы» – попытка возвратиться в прошлое. Вы хотели бы вернуться в прошлое и что-то в нем изменить?
– Нет, думаю, что не хотела бы ни возвращаться, ни изменять. Как все сложилось, я знаю, и в основном я своей жизнью довольна. А что было бы, если бы я что-то изменила, предугадать невозможно. Помните знаменитый «эффект бабочки» в знаменитом рассказе Брэдбери (путешествуя во времени, американец раздавил бабочку в далеком прошлом, изменив тем самым политическую систему США в настоящем. – Прим. авт.)?
– Многие взрослые пойдут на мультфильм не только сопровождая своих детей, но и из ностальгических чувств. А какие у вас чувства вызывает «Гостья из будущего»?
– Знаете, первое время я смотрела его сугубо критическим взглядом: мне казалось, что вот здесь можно было бы сыграть по-другому, лучше, а здесь у меня грязная голова, а тут – какая-то грязь прилипла к форме. Потом, в какой-то прекрасный день я посмотрела «Гостью…» и подумала: «Господи, какой классный, оказывается, фильм!» А еще спустя какое-то время у меня действительно появилась некая ностальгия. Я окончательно перестала воспринимать себя критически и вообще отбросила мысль, что вот та девочка на экране – это я. Слишком много во мне изменилось – от мировоззрения до походки.
– Печально?
– Да нет, солнце встает, потом садится.
– Как вам кажется, каково «послание» этого мультфильма?
– Мне кажется, смысл его в том, что никогда не надо пренебрегать даже маленькой возможностью своими силами кому-то помочь или что-то изменить. Кажется, это мне не по плечу, это я не смогу. Да попробуй! Вот маленькая девочка Алиса изменила жизнь целой планеты.
Беседовала Елена Боброва
– Наталья, как вам понравилась мультяшная Алиса?
– Очень понравилась. Мне-то всегда казалось, что моя Алиса не совсем «правильная», не совсем «булычевская». Слишком она была скована и зажата. Слишком много было крупных молчаливых планов, и поэтому она получилась такая немного таинственная. А ведь на самом деле Алиса, как ее придумал Булычев, живая, озорная, непоседливая девочка, ищущая в основном сама приключений.
– Внешне Капитан космического корабля категорически не похожа на вас, а по характеру?
– Некоторое сходство между нами есть. Поскольку я начальник производства, мне иногда приходится говорить с такими же грозными нотками, как и моей героине. Но на самом деле, думаю, она не такая уж и нравоучительная, сколько пытается казаться перед окружающими. Конечно, она гораздо веселее, добрее, и ей присущ некоторый юмор, который она пытается скрывать. Но в конце концов кто-то же должен контролировать весь тот бардак, который происходит в мультфильме по действию. Меня другое развеселило – что 80 процентов своего времени на экране я ругаю Алису. Как свою дочку.
– Кстати, ваша 12-летняя дочка на какую Алису больше похожа ?
– Она ближе к «булычевской» Алисе – озорная, непоседливая.
– А собственно, «Гостью из будущего» она смотрела?
– Смотрела. И книжки Булычева с удовольствием читает. Изначально она взялась за них потому, что я снялась в «Гостье из будущего», а потом уже втянулась во все эти приключения Алисы Селезневой.
– А сниматься в таком фильме, как «Гостья их будущего», вы бы отпустили свою девочку?
– Не могу сказать: пустила бы ее куда-нибудь или не пустила… Я всегда руководствуюсь тем, что дети не собственность родителей. Не надо навязывать свое мнение ребенку, сколь мал бы он ни был. Надо лишь обрисовать ему возможные варианты последующих событий – все-таки у него нет необходимого жизненного опыта. А дальше – давать возможность ему самому сделать выбор.
– Но ребенок не поймет голословно, как последствия ранней звездной болезни могут ударить потом.
– Есть и другие соблазны. Не звездная болезнь, так денежная болезнь, или еще что-то подобное. Человек должен бороться с соблазнами. И это отнюдь не значит, что его не надо даже подпускать к ним. Надо вырабатывать иммунитет против них.
– Так что насчет дочери и кино?
– Я бы ее отпустила, если бы в ней было немножко больше ответственности. Сейчас она даже до школы одна не ходит – боится. И окажись на месте Алисы, вряд ли она смогла бы принять ответственное решение.
– Неужели ее поколение такое опасливое?
– Они скорее немножко виртуальные. Из-за того что большей частью сидят дома, привязанные к компьютеру, они плохо сосуществуют с реальностью, им легче общаться через компьютерный монитор, нежели вживую.
– А вы сами какой были?
– Я тоже на самом деле была не очень взаимосвязана с реальностью. Я жила не в виртуальном мире, а в книжном.
– И все-таки рискнули пойти в кино, в мир взрослых людей. Вам комфортно было с ними?
– Вполне. Я чувствовала себя на равных с ними. Я была «рабочим» человеком, от которого много что зависело, и это придавало мне уверенности. Несмотря на то что, конечно, этот актерский, киношный мир был так непохож на мир моих родителей. Но я его воспринимала как временную игру, в которую поиграю немножко, а потом вернусь обратно, в свою биологию.
– Я кстати, всегда хотела понять, почему вы вообще пошли в кино – ведь вы чуть ли не с трех лет хотели быть биологом.
– Да, я не мечтала о кино, как многие девочки. Но мне было интересно изнутри посмотреть: а как снимается кино? И потом, я была страшная фанатка Кира Булычева и, когда шла на пробы, была уверена, что там обязательно будет присутствовать любимый писатель. Но его, естественно, не было.
– А потом вы с ним встретились?
– Да, конечно. Наверное, это было на премьере «Гостьи из будущего». Он был похож на Деда Мороза. Не потому, что с подарками, а именно внешне походил: была какая-то борода и удивительно добрые лучистые глаза.
– Особый трепет перед ним испытали?
– Вы знаете, мне не свойственен такой трепет перед кумиром. Есть лишь интерес, желание разглядеть какие-то нюансы в поведении конкретного человека. Я как-то исследовательски к этому подхожу.
– «Препарируете» как жуков?
– Практически, да. За Булычевым, например, я подметила такую деталь: во время беседы он мог, постоянно прислушиваясь к чему-то своему, вдруг достать блокнотик, и, что-то записав в него, тотчас его убрать, и продолжить как ни в чем не бывало беседу.
– Больше с Булычевым вам не довелось встретиться?
– Довелось. Пару раз на Росконе (фестиваль фантастов. – Прим. авт.), куда меня приглашали на вручение премии, которая так и называлась «Алиса». Помню, как он меня тогда благодарил: «Спасибо, Наташа, если бы не вы, книжка не была бы так популярна». А я его разубеждала: «Ну что вы, я здесь совсем ни при чем. Любая другая девочка сыграла бы».
– Тема «Дня рождения Алисы» – попытка возвратиться в прошлое. Вы хотели бы вернуться в прошлое и что-то в нем изменить?
– Нет, думаю, что не хотела бы ни возвращаться, ни изменять. Как все сложилось, я знаю, и в основном я своей жизнью довольна. А что было бы, если бы я что-то изменила, предугадать невозможно. Помните знаменитый «эффект бабочки» в знаменитом рассказе Брэдбери (путешествуя во времени, американец раздавил бабочку в далеком прошлом, изменив тем самым политическую систему США в настоящем. – Прим. авт.)?
– Многие взрослые пойдут на мультфильм не только сопровождая своих детей, но и из ностальгических чувств. А какие у вас чувства вызывает «Гостья из будущего»?
– Знаете, первое время я смотрела его сугубо критическим взглядом: мне казалось, что вот здесь можно было бы сыграть по-другому, лучше, а здесь у меня грязная голова, а тут – какая-то грязь прилипла к форме. Потом, в какой-то прекрасный день я посмотрела «Гостью…» и подумала: «Господи, какой классный, оказывается, фильм!» А еще спустя какое-то время у меня действительно появилась некая ностальгия. Я окончательно перестала воспринимать себя критически и вообще отбросила мысль, что вот та девочка на экране – это я. Слишком много во мне изменилось – от мировоззрения до походки.
– Печально?
– Да нет, солнце встает, потом садится.
– Как вам кажется, каково «послание» этого мультфильма?
– Мне кажется, смысл его в том, что никогда не надо пренебрегать даже маленькой возможностью своими силами кому-то помочь или что-то изменить. Кажется, это мне не по плечу, это я не смогу. Да попробуй! Вот маленькая девочка Алиса изменила жизнь целой планеты.
Беседовала Елена Боброва