Северо-Запад
Аэропорт падает на взлете
12 мартa
Единственный в Карелии гражданский аэропорт оказался на грани закрытия. Налоговая служба республики настаивает, чтобы ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» перешло к третьей стадии банкротства – распродаже имущества для покрытия долгов по бюджету.
Общий долг аэропорта перед государством составляет 46,5 миллиона рублей. Две трети от этой суммы – долги по кредитам, зарплатам, коммунальным услугам и электроэнергии.
Известная схема: предприятие накапливает долги, кредиторы предъявляют их к погашению, потом арестовываются счета, и все – нет компании. В такой ситуации и находится сейчас аэропорт в Бесовце. Убытки от эксплуатации аэропорта в самый тяжелый осенне-зимний период в связи с резким сокращением рейсов начали увеличиваться со скоростью 1,5 миллиона рублей в месяц.
А ведь еще два десятилетия назад на месте нынешнего здания аэровокзала стоял деревянный барак. Но он был наполнен жизнью. Рев самолетов, шум машин, регулярные рейсы в различные регионы Советского Союза. До двух десятков вылетов в день! Порой смена, обслуживающая аэропорт, не имела времени на обед. Отдохнуть удавалось минут сорок, вспоминают старожилы. Сейчас здесь почти все время тишина, только иногда слышится карканье ворон да поскрипывание снега под ногами.
Однако так ли трагична ситуация? Необходимо учесть, что нынешний долг копился годами. В 2002 году аэропорт уже пытались распродать за долги, но их погасила группа «Калевала», и предприятие выстояло. Но проблемы все равно оставались. Вот выдержка из заключения трехлетней давности:
«В ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» отсутствует сертификат соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов воздушных судов гражданской авиации и обеспечению мер авиационной безопасности. Служба поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов не аттестована в соответствии с порядком, установленным Постановлением правительства РФ…»
В результате полеты были приостановлены на один месяц. Но сейчас вышеуказанные недостатки устранены, это тоже потребовало средств, и немалых.
– Если сразу после ужесточения требований к безопасности аэропорта у нас имелось в наличии всего три сертификата, то сейчас их десять. И еще четыре лицензии, – рассказывет генеральный директор ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» Олег Стрепков. – За этим стоит колоссальный труд всего коллектива. Для того чтобы соблюсти все требования, нам осталось единственное – установить ограждение вдоль реки, чем мы сейчас и собираемся вплотную заняться.
И самое важное, правительство РФ в рамках действующей федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России в 2002–2010 годы» уже оплатило и доставило в аэропорт светосигнальное оборудование стоимостью в 90 миллионов рублей. Оно должно начать действовать уже в июле-августе этого года.
– После введения в эксплуатацию нового светосигнального оборудования мы станем рентабельны автоматически, – оптимистично говорит Олег Стрепков.
Если сейчас аэропорт выживает в основном за счет приема чартерных рейсов, северного завоза (20-тонный груз доставляют машиной из Петербурга и далее самолетом в Нарьян-Мар) и посадок авиатакси, то с новым оборудованием перспективы открываются большие.
Поэтому уже сейчас авиакомпания «Регион-Авиа» планирует возобновить регулярные рейсы Москва – Петрозаводск на самолете Embraer-120. Сравнимый по вместимости с Як-40, этот самолет потребляет в три раза меньше горючего. Предполагается, что цена на билет будет сопоставима со стоимостью проезда в купейном железнодорожном вагоне. В летний период возобновляются регулярные рейсы Архангельск – Петрозаводск – Соловки. Уже весной планируется открыть новые маршруты в Петербург и Москву, а с пересадкой в Петрозаводске можно будет долететь и до Хельсинки.
Открывающиеся перспективы оценили в правительстве республики. По словам заместителя министра природных ресурсов Карелии Виталия Маркова, республиканские власти намерены «подставить плечо» местному аэропорту, оказавшемуся на грани банкротства, то есть погасить все его долги. Впоследствии это же имущество планируется аэропорту передать в аренду. Таким образом, хотя предприятие и не станет государственным, правительство будет в состоянии контролировать деятельность предприятия.
Вот только совершенно непонятно, для чего надо было доводить ситуацию до столь критичного уровня. И успеют ли меры поддержки до того, как предприятие распродадут «по винтику». Антон Петров, собкор «НВ» в Карелии
Общий долг аэропорта перед государством составляет 46,5 миллиона рублей. Две трети от этой суммы – долги по кредитам, зарплатам, коммунальным услугам и электроэнергии.
Известная схема: предприятие накапливает долги, кредиторы предъявляют их к погашению, потом арестовываются счета, и все – нет компании. В такой ситуации и находится сейчас аэропорт в Бесовце. Убытки от эксплуатации аэропорта в самый тяжелый осенне-зимний период в связи с резким сокращением рейсов начали увеличиваться со скоростью 1,5 миллиона рублей в месяц.
А ведь еще два десятилетия назад на месте нынешнего здания аэровокзала стоял деревянный барак. Но он был наполнен жизнью. Рев самолетов, шум машин, регулярные рейсы в различные регионы Советского Союза. До двух десятков вылетов в день! Порой смена, обслуживающая аэропорт, не имела времени на обед. Отдохнуть удавалось минут сорок, вспоминают старожилы. Сейчас здесь почти все время тишина, только иногда слышится карканье ворон да поскрипывание снега под ногами.
Однако так ли трагична ситуация? Необходимо учесть, что нынешний долг копился годами. В 2002 году аэропорт уже пытались распродать за долги, но их погасила группа «Калевала», и предприятие выстояло. Но проблемы все равно оставались. Вот выдержка из заключения трехлетней давности:
«В ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» отсутствует сертификат соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов воздушных судов гражданской авиации и обеспечению мер авиационной безопасности. Служба поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов не аттестована в соответствии с порядком, установленным Постановлением правительства РФ…»
В результате полеты были приостановлены на один месяц. Но сейчас вышеуказанные недостатки устранены, это тоже потребовало средств, и немалых.
– Если сразу после ужесточения требований к безопасности аэропорта у нас имелось в наличии всего три сертификата, то сейчас их десять. И еще четыре лицензии, – рассказывет генеральный директор ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» Олег Стрепков. – За этим стоит колоссальный труд всего коллектива. Для того чтобы соблюсти все требования, нам осталось единственное – установить ограждение вдоль реки, чем мы сейчас и собираемся вплотную заняться.
И самое важное, правительство РФ в рамках действующей федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России в 2002–2010 годы» уже оплатило и доставило в аэропорт светосигнальное оборудование стоимостью в 90 миллионов рублей. Оно должно начать действовать уже в июле-августе этого года.
– После введения в эксплуатацию нового светосигнального оборудования мы станем рентабельны автоматически, – оптимистично говорит Олег Стрепков.
Если сейчас аэропорт выживает в основном за счет приема чартерных рейсов, северного завоза (20-тонный груз доставляют машиной из Петербурга и далее самолетом в Нарьян-Мар) и посадок авиатакси, то с новым оборудованием перспективы открываются большие.
Поэтому уже сейчас авиакомпания «Регион-Авиа» планирует возобновить регулярные рейсы Москва – Петрозаводск на самолете Embraer-120. Сравнимый по вместимости с Як-40, этот самолет потребляет в три раза меньше горючего. Предполагается, что цена на билет будет сопоставима со стоимостью проезда в купейном железнодорожном вагоне. В летний период возобновляются регулярные рейсы Архангельск – Петрозаводск – Соловки. Уже весной планируется открыть новые маршруты в Петербург и Москву, а с пересадкой в Петрозаводске можно будет долететь и до Хельсинки.
Открывающиеся перспективы оценили в правительстве республики. По словам заместителя министра природных ресурсов Карелии Виталия Маркова, республиканские власти намерены «подставить плечо» местному аэропорту, оказавшемуся на грани банкротства, то есть погасить все его долги. Впоследствии это же имущество планируется аэропорту передать в аренду. Таким образом, хотя предприятие и не станет государственным, правительство будет в состоянии контролировать деятельность предприятия.
Вот только совершенно непонятно, для чего надо было доводить ситуацию до столь критичного уровня. И успеют ли меры поддержки до того, как предприятие распродадут «по винтику». Антон Петров, собкор «НВ» в Карелии