Северо-Запад
Кандидат на вылет?
13 мартa
Во вчерашнем «Рейтинге политической выживаемости губернаторов», подготовленном Международным институтом политической экспертизы и фондом «Петербургская политика», неудовлетворительную оценку получил глава Ленинградской области Валерий Сердюков. В предыдущих, правда, он тоже особо не блистал. Но все-таки стабильная тройка значительно лучше нынешней двойки.
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков никогда не был авантюристом, но в политике ему повезло дважды. Во-первых, в 1998 году, когда тогдашний губернатор Вадим Густов, испугавшись сложностей выживания региона в кризис, ушел в правительство Евгения Примакова, скромный чиновник Валерий Сердюков начал исполнять обязанности губернатора и так хорошо себя проявил, что, когда год спустя Густов захотел вернуться в кресло губернатора, жители области предпочли ему на выборах бывшего вице-губернатора.
Второе везение Сердюкова состояло в том, что первый год его работы совпал с мощным экономическим подъемом в стране. Наилучшие перспективы были у губернаторов, способных рачительно распорядиться хозяйственным потенциалом своих регионов. Сердюков как раз и оказался таким руководителем. Губернатор использовал все доступные законодательные и управленческие методы.
В регионе был установлен относительно мягкий налоговый режим, поэтому некоторые крупные производства предпочли перебраться из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Условия для бизнеса там не были так криминализованы, как в Подмосковье, или забюрократизированы, как в Москве. Поэтому пять лет спустя после избрания Сердюкова область по размерам инвестиций на душу населения превосходила не только Санкт-Петербург, но и другие субъекты Федерации. Это относилось и к промышленному росту.
Дополнительными позитивными факторами стало выгодное географическое положение Ленобласти. Так как в самом Питере новый порт уже не построить, то новые терминалы региона могли появиться лишь на южном или северном берегу Финского залива в Ленобласти – в Усть-Луге. Но, несмотря на очевидные экономические успехи, Сердюков все же получил двойку в «Рейтинге выживаемости губернаторов» и оказался в той его зоне, где отставка кажется почти неизбежной. Каковы же причины этого?
Основная причина – кризис. В Ленобласти множество городов-фабрик. Остановка такого предприятия неизбежно порождает самые серьезные социальные проблемы. За исключением проблем Бокситогорского района, таких региональных катастроф еще не было, но если они начнутся, то на губернаторе это скажется в первую очередь.
Возможно также, что в Москве часть чиновников решила: мол, «Сердюков засиделся в своем кресле». Ведь он возглавил Ленобласть еще в прошлом веке. Но всего этого может оказаться недостаточно для того, чтобы Ленинградская область получила нового начальника. Переправа по имени «кризис» – не место для эксперимента, и опытных «коней» на ней обычно не меняют. Хотя в случае любого сбоя возможна быстрая реакция из Москвы.
Впрочем, оценки «Рейтинга выживаемости» вряд ли стоит воспринимать как прогноз на ближайшее будущее. Ведь есть примеры и отставок губернаторов, имевших высокие баллы, и, наоборот, посты сохраняли «хронические двоечники».
Плюсы и минусы Валерия Сердюкова
+ Быстрая реакция на кризис. Оперативное секвестирование областного бюджета с защитой социальных статей.
+ Высокие экономические показатели. По итогам прошлого года рост валового регионального продукта превзошел аналогичный показатель в Санкт-Пе-тербурге.
+ Поддержка и совместная работа в осуществлении проектов федерального и международного уровня – терминалы в Финском заливе, «Северный поток».
+ Отсутствие публичных скандалов за годы работы.
- Наличие на территории Ленобласти моногородов, особо уязвимых в кризис. Социальные проблемы и конфликты (Всеволожск, Бокситогорск).
- Плохо выстроенные отношения с «Единой Россией». Сердюков вступил в партию позднее других губернаторов, а в 2006 году большинство «ЕР» провалило его инициативу по сокращению на треть областного ЗС.
- Периодические подковерные трения с правительством Санкт-Петербурга.
- Долгий срок пребывания у власти как естественный сигнал для кремлевских кадровиков: «Не пора ли провести ротацию кадров?»
Михаил Львов
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков никогда не был авантюристом, но в политике ему повезло дважды. Во-первых, в 1998 году, когда тогдашний губернатор Вадим Густов, испугавшись сложностей выживания региона в кризис, ушел в правительство Евгения Примакова, скромный чиновник Валерий Сердюков начал исполнять обязанности губернатора и так хорошо себя проявил, что, когда год спустя Густов захотел вернуться в кресло губернатора, жители области предпочли ему на выборах бывшего вице-губернатора.
Второе везение Сердюкова состояло в том, что первый год его работы совпал с мощным экономическим подъемом в стране. Наилучшие перспективы были у губернаторов, способных рачительно распорядиться хозяйственным потенциалом своих регионов. Сердюков как раз и оказался таким руководителем. Губернатор использовал все доступные законодательные и управленческие методы.
В регионе был установлен относительно мягкий налоговый режим, поэтому некоторые крупные производства предпочли перебраться из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Условия для бизнеса там не были так криминализованы, как в Подмосковье, или забюрократизированы, как в Москве. Поэтому пять лет спустя после избрания Сердюкова область по размерам инвестиций на душу населения превосходила не только Санкт-Петербург, но и другие субъекты Федерации. Это относилось и к промышленному росту.
Дополнительными позитивными факторами стало выгодное географическое положение Ленобласти. Так как в самом Питере новый порт уже не построить, то новые терминалы региона могли появиться лишь на южном или северном берегу Финского залива в Ленобласти – в Усть-Луге. Но, несмотря на очевидные экономические успехи, Сердюков все же получил двойку в «Рейтинге выживаемости губернаторов» и оказался в той его зоне, где отставка кажется почти неизбежной. Каковы же причины этого?
Основная причина – кризис. В Ленобласти множество городов-фабрик. Остановка такого предприятия неизбежно порождает самые серьезные социальные проблемы. За исключением проблем Бокситогорского района, таких региональных катастроф еще не было, но если они начнутся, то на губернаторе это скажется в первую очередь.
Возможно также, что в Москве часть чиновников решила: мол, «Сердюков засиделся в своем кресле». Ведь он возглавил Ленобласть еще в прошлом веке. Но всего этого может оказаться недостаточно для того, чтобы Ленинградская область получила нового начальника. Переправа по имени «кризис» – не место для эксперимента, и опытных «коней» на ней обычно не меняют. Хотя в случае любого сбоя возможна быстрая реакция из Москвы.
Впрочем, оценки «Рейтинга выживаемости» вряд ли стоит воспринимать как прогноз на ближайшее будущее. Ведь есть примеры и отставок губернаторов, имевших высокие баллы, и, наоборот, посты сохраняли «хронические двоечники».
Плюсы и минусы Валерия Сердюкова
+ Быстрая реакция на кризис. Оперативное секвестирование областного бюджета с защитой социальных статей.
+ Высокие экономические показатели. По итогам прошлого года рост валового регионального продукта превзошел аналогичный показатель в Санкт-Пе-тербурге.
+ Поддержка и совместная работа в осуществлении проектов федерального и международного уровня – терминалы в Финском заливе, «Северный поток».
+ Отсутствие публичных скандалов за годы работы.
- Наличие на территории Ленобласти моногородов, особо уязвимых в кризис. Социальные проблемы и конфликты (Всеволожск, Бокситогорск).
- Плохо выстроенные отношения с «Единой Россией». Сердюков вступил в партию позднее других губернаторов, а в 2006 году большинство «ЕР» провалило его инициативу по сокращению на треть областного ЗС.
- Периодические подковерные трения с правительством Санкт-Петербурга.
- Долгий срок пребывания у власти как естественный сигнал для кремлевских кадровиков: «Не пора ли провести ротацию кадров?»
Михаил Львов