Экономика
Ловушки по евростандарту
17 мартa
Российские фирмы практически беззащитны в конфликтах со своими зарубежными партнерами – если партнер заранее заложил в договор юридические ловушки. Невинный на первый взгляд пункт в соглашении может привести к многомиллионным убыткам.
Как работают договора-ловушки – об этом на своем опыте узнала петербургская строительная фирма «ГлавПромСтрой». Осенью 2007-го «ГлавПромСтрой», по рассказу руководителей компании, получил выгодный, казалось бы, и престижный подряд от компании «Авилен»: строительство гостиницы и бизнес-центра «Аэропорт-сити» в деловой зоне «Пулково-3». «Авилен» – одно из первых появившихся в городе совместных предприятий, но сейчас его главный акционер – австрийская девелоперская компания Warimpex (Варимпекс), так что заказ был, по сути, австрийский.
В договоре подряда были тщательно прописаны все обязанности подрядчика – по срокам, качеству, но руководство «ГлавПромСтроя» это не удивило – так делают все иностранцы. Петербургская фирма уже работала на иностранных заказчиков, построила здание кофейной фабрики «Крафт Фудс», двух крупных торговых центров.
Как водится, в ходе работ австрийский заказчик вносил какие-то изменения в проект – то размеры здания хотел поменять, то использовать другую арматуру, гидроизоляцию. Клиент, как известно, всегда прав, поэтому «ГлавПромСтрой» какие-то изменения вносил с ходу, над другими работал – нужно было заново рассчитывать нагрузки здания, согласовывать с проектировщиками (в Чехии), с российскими надзорными органами, с самим заказчиком. А заказчик иногда по месяцу не давал ответ. Но все это не вызывало беспокойства, ведь у нас считается, что стройка – это живой организм, где многие вопросы приходится решать на ходу.
Строительное содружество российского подрядчика и австрийского заказчика кончилось неожиданно: в мае прошлого года «Авилен» заявил, что подрядчик сорвал сроки работ – задержка по сравнению с графиком составила две недели. И потому договор с ним расторгается. Наши подрядчики несказанно удивились: где это видано, чтобы из-за двухнедельной задержки, вызванной проектными новшествами и волокитой самого же заказчика, разрывать такой контракт? А им в ответ: читайте договор – вот пункт, по которому в случае нарушения сроков заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Что ж – насильно мил не будешь, собрали российские строители чемоданы и попросили рассчитаться за выполненные работы – заплатить 137 миллионов рублей за огромный фундамент площадью 63 тысячи квадратных метров (большая часть денег – стоимость материалов: бетона, арматуры, свай и прочее). А мы, мол, не принимаем у вас работу, поэтому и платить ничего не будем! – заявили в ответ представители австрийского инвестора.
«ГлавПромСтрой» заказал семь самых авторитетных российских экспертиз, чтобы доказать, что работы выполнены безукоризненно, их качество соответствует российским и международным стандартам.
Но и на это у инвестора нашелся ответ: дескать, не согласны – подавайте в суд. Только сначала посмотрите в договоре «арбитражную ссылку» – пункт, в котором оговаривается, где будут рассматриваться возможные споры. Там записано, что претензии должен рассматривать третейский суд при Финской торгово-промышленной палате в Хельсинки.
Нужно пояснить, что третейский суд за рубежом – в Лондоне, Хельсинки или еще где – это не только необходимость нанимать дорогостоящих иностранных адвокатов, командировать на процесс своих адвокатов, переводчиков, оплатить перевод всей документации. Главная проблема в том, что почти нигде в Европе хозяйственные споры не регулируются, как у нас, нормами Гражданского кодекса. Все решает договор. Подписал – значит, согласен, независимо от того, какие там ловушки заложены. Для Запада это обычная практика. Поэтому там договор, который в России написали бы на трех страницах, расписывают на три тома, оговаривая все нюансы.
В общем, «ГлавПромСтрой» «попал». Единственный шанс для него – добиться в российском суде отмены этой «арбитражной поправки» и рассмотреть спор по существу: построен нулевой цикл «Аэропорт-сити» с надлежащим качеством или нет.
А «Авилен» тем временем заключил договор с другой компанией, которая уже заканчивает возведение каркасов зданий на якобы некачественном фундаменте.
кстати
Замороженная «Северная Корона»
Примером классической ловушки является недостроенное здание отеля «Северная Корона» на набережной Карповки. Стройка заморожена уже больше десяти лет. Турецкий подрядчик так прописал в договоре санкции к заказчику, что тот оказался в долговой яме. И за право закончить строительство он прежде должен выплатить подрядчику совершенно немыслимую сумму. Так что дешевле просто бросить почти готовый объект, несмотря на то что он занимает один из самых дорогих земельных участков.
слово юриста
«Никаких устных договоренностей!»
Случившееся с «ГлавПромСтроем» отнюдь не частный случай. Исчерпывающий комментарий к этой истории дала адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Надежда МИРОШИНА. По ее словам, в договорные ловушки иностранных инвесторов попадают десятки, если не сотни российских компаний.
Нужно перестать умиляться: как хорошо, что к нам приходят иностранные инвесторы, развивают нам инфраструктуру… Они приходят только за одним – зарабатывать здесь деньги. И не пренебрегают в этом деле никакими возможностями.
Простой пример: в договор записывается невинный с виду пункт о необходимости соблюдения техники безопасности на стройплощадке. Кто против? В один из дней представитель заказчика-инвестора записывает в журнал наблюдения, что один рабочий 20 минут находился на площадке без каски. Результат – штрафные санкции.
Иногда случаются прямые подставы. Например, иностранный наблюдатель ведет журнал на английском языке. Вечером подходит к прорабу, просит подписать, что все нормально. А на самом деле там записано, что сварные швы выполнены с нарушениями. Суд же будет смотреть не на качество швов, а на наличие подписи.
Типичный пункт-ловушка – об уборке стройплощадки. Если там не прописано детально, что под этим понимается, заказчик может найти на земле пару щепок или окурок и выставить огромный штраф. Все это – реальные случаи.
Другой пример: российская верфь строит судно. Иностранный заказчик в последний момент, когда до сдачи остались считаные дни, просит изменить цвет палубы и выкрасить все финской краской. Пока эту краску заказывают, везут – истекает срок работ. Результат – выставляется неустойка.
Как работать с иностранными заказчиками? Во-первых, ни одного вопроса нельзя решать, не подписывая детальных дополнительных соглашений. Просят изменить проект хоть чуть-чуть – пишите отдельное соглашение: о цене, взаимных обязательствах, сроках, качестве используемых материалов, о том, какие сертификаты у этих материалов должны быть. Иначе могут придраться, что какой-нибудь арматурный пруток не имеет документа о соответствии европейскому стандарту, и не только отказаться от оплаты, но и предъявить финансовые претензии.
Любой пункт договора должен быть расшифрован до мелочей: что понимается под уборкой, под техникой безопасности. Нужно тщательно сверять качество перевода: одно пропущенное «по ошибке» переводчиком слово может обойтись в десятки тысяч евро (примеры были).
Особое внимание – к неустойкам, пеням, штрафам, условиям расторжения договора, к подсудности споров. Если там указаны зарубежные арбитражи или третейские суды – это тревожный звонок.
Конечно, не все иностранные инвесторы нацелены на то, чтобы загнать российских партнеров в юридические ловушки, хотя и самые солидные не упустят возможности наказать подрядчика даже за мелкий промах. Но в любом случае, получив предложение от иностранной фирмы, нужно официально запросить ее собственные лицензии, сертификаты, регистрационные документы, финансовые отчеты – это не только не обидит иностранцев, а, напротив, добавит российской фирме авторитета. Также стоит навести справки о репутации фирмы, ее истории, обо всех ее спорах с партнерами и судебных тяжбах. Если возникнут сомнения – лучше отказаться от предложения или же составить свой вариант договора, в котором прописать мельчайшие детали работы.
Владимир Владимиров
Как работают договора-ловушки – об этом на своем опыте узнала петербургская строительная фирма «ГлавПромСтрой». Осенью 2007-го «ГлавПромСтрой», по рассказу руководителей компании, получил выгодный, казалось бы, и престижный подряд от компании «Авилен»: строительство гостиницы и бизнес-центра «Аэропорт-сити» в деловой зоне «Пулково-3». «Авилен» – одно из первых появившихся в городе совместных предприятий, но сейчас его главный акционер – австрийская девелоперская компания Warimpex (Варимпекс), так что заказ был, по сути, австрийский.
В договоре подряда были тщательно прописаны все обязанности подрядчика – по срокам, качеству, но руководство «ГлавПромСтроя» это не удивило – так делают все иностранцы. Петербургская фирма уже работала на иностранных заказчиков, построила здание кофейной фабрики «Крафт Фудс», двух крупных торговых центров.
Как водится, в ходе работ австрийский заказчик вносил какие-то изменения в проект – то размеры здания хотел поменять, то использовать другую арматуру, гидроизоляцию. Клиент, как известно, всегда прав, поэтому «ГлавПромСтрой» какие-то изменения вносил с ходу, над другими работал – нужно было заново рассчитывать нагрузки здания, согласовывать с проектировщиками (в Чехии), с российскими надзорными органами, с самим заказчиком. А заказчик иногда по месяцу не давал ответ. Но все это не вызывало беспокойства, ведь у нас считается, что стройка – это живой организм, где многие вопросы приходится решать на ходу.
Строительное содружество российского подрядчика и австрийского заказчика кончилось неожиданно: в мае прошлого года «Авилен» заявил, что подрядчик сорвал сроки работ – задержка по сравнению с графиком составила две недели. И потому договор с ним расторгается. Наши подрядчики несказанно удивились: где это видано, чтобы из-за двухнедельной задержки, вызванной проектными новшествами и волокитой самого же заказчика, разрывать такой контракт? А им в ответ: читайте договор – вот пункт, по которому в случае нарушения сроков заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Что ж – насильно мил не будешь, собрали российские строители чемоданы и попросили рассчитаться за выполненные работы – заплатить 137 миллионов рублей за огромный фундамент площадью 63 тысячи квадратных метров (большая часть денег – стоимость материалов: бетона, арматуры, свай и прочее). А мы, мол, не принимаем у вас работу, поэтому и платить ничего не будем! – заявили в ответ представители австрийского инвестора.
«ГлавПромСтрой» заказал семь самых авторитетных российских экспертиз, чтобы доказать, что работы выполнены безукоризненно, их качество соответствует российским и международным стандартам.
Но и на это у инвестора нашелся ответ: дескать, не согласны – подавайте в суд. Только сначала посмотрите в договоре «арбитражную ссылку» – пункт, в котором оговаривается, где будут рассматриваться возможные споры. Там записано, что претензии должен рассматривать третейский суд при Финской торгово-промышленной палате в Хельсинки.
Нужно пояснить, что третейский суд за рубежом – в Лондоне, Хельсинки или еще где – это не только необходимость нанимать дорогостоящих иностранных адвокатов, командировать на процесс своих адвокатов, переводчиков, оплатить перевод всей документации. Главная проблема в том, что почти нигде в Европе хозяйственные споры не регулируются, как у нас, нормами Гражданского кодекса. Все решает договор. Подписал – значит, согласен, независимо от того, какие там ловушки заложены. Для Запада это обычная практика. Поэтому там договор, который в России написали бы на трех страницах, расписывают на три тома, оговаривая все нюансы.
В общем, «ГлавПромСтрой» «попал». Единственный шанс для него – добиться в российском суде отмены этой «арбитражной поправки» и рассмотреть спор по существу: построен нулевой цикл «Аэропорт-сити» с надлежащим качеством или нет.
А «Авилен» тем временем заключил договор с другой компанией, которая уже заканчивает возведение каркасов зданий на якобы некачественном фундаменте.
кстати
Замороженная «Северная Корона»
Примером классической ловушки является недостроенное здание отеля «Северная Корона» на набережной Карповки. Стройка заморожена уже больше десяти лет. Турецкий подрядчик так прописал в договоре санкции к заказчику, что тот оказался в долговой яме. И за право закончить строительство он прежде должен выплатить подрядчику совершенно немыслимую сумму. Так что дешевле просто бросить почти готовый объект, несмотря на то что он занимает один из самых дорогих земельных участков.
слово юриста
«Никаких устных договоренностей!»
Случившееся с «ГлавПромСтроем» отнюдь не частный случай. Исчерпывающий комментарий к этой истории дала адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Надежда МИРОШИНА. По ее словам, в договорные ловушки иностранных инвесторов попадают десятки, если не сотни российских компаний.
Нужно перестать умиляться: как хорошо, что к нам приходят иностранные инвесторы, развивают нам инфраструктуру… Они приходят только за одним – зарабатывать здесь деньги. И не пренебрегают в этом деле никакими возможностями.
Простой пример: в договор записывается невинный с виду пункт о необходимости соблюдения техники безопасности на стройплощадке. Кто против? В один из дней представитель заказчика-инвестора записывает в журнал наблюдения, что один рабочий 20 минут находился на площадке без каски. Результат – штрафные санкции.
Иногда случаются прямые подставы. Например, иностранный наблюдатель ведет журнал на английском языке. Вечером подходит к прорабу, просит подписать, что все нормально. А на самом деле там записано, что сварные швы выполнены с нарушениями. Суд же будет смотреть не на качество швов, а на наличие подписи.
Типичный пункт-ловушка – об уборке стройплощадки. Если там не прописано детально, что под этим понимается, заказчик может найти на земле пару щепок или окурок и выставить огромный штраф. Все это – реальные случаи.
Другой пример: российская верфь строит судно. Иностранный заказчик в последний момент, когда до сдачи остались считаные дни, просит изменить цвет палубы и выкрасить все финской краской. Пока эту краску заказывают, везут – истекает срок работ. Результат – выставляется неустойка.
Как работать с иностранными заказчиками? Во-первых, ни одного вопроса нельзя решать, не подписывая детальных дополнительных соглашений. Просят изменить проект хоть чуть-чуть – пишите отдельное соглашение: о цене, взаимных обязательствах, сроках, качестве используемых материалов, о том, какие сертификаты у этих материалов должны быть. Иначе могут придраться, что какой-нибудь арматурный пруток не имеет документа о соответствии европейскому стандарту, и не только отказаться от оплаты, но и предъявить финансовые претензии.
Любой пункт договора должен быть расшифрован до мелочей: что понимается под уборкой, под техникой безопасности. Нужно тщательно сверять качество перевода: одно пропущенное «по ошибке» переводчиком слово может обойтись в десятки тысяч евро (примеры были).
Особое внимание – к неустойкам, пеням, штрафам, условиям расторжения договора, к подсудности споров. Если там указаны зарубежные арбитражи или третейские суды – это тревожный звонок.
Конечно, не все иностранные инвесторы нацелены на то, чтобы загнать российских партнеров в юридические ловушки, хотя и самые солидные не упустят возможности наказать подрядчика даже за мелкий промах. Но в любом случае, получив предложение от иностранной фирмы, нужно официально запросить ее собственные лицензии, сертификаты, регистрационные документы, финансовые отчеты – это не только не обидит иностранцев, а, напротив, добавит российской фирме авторитета. Также стоит навести справки о репутации фирмы, ее истории, обо всех ее спорах с партнерами и судебных тяжбах. Если возникнут сомнения – лучше отказаться от предложения или же составить свой вариант договора, в котором прописать мельчайшие детали работы.
Владимир Владимиров