Культура
Командор не был каменным гостем
14 апреля
Режиссер Юрий Александров снова всех обманул. Ждать от него традиционного подхода к классическому оперному наследию не приходится. Только зритель успокоился, что вот он – старый добрый «Дон Жуан», качественный, красивый, хорошо спетый и гладко сыгранный, как под самый занавес спектакля из «мешка» вылез метафизический «кот». Здоровый такой, хитрый котяра. И оказалось, что весь спектакль – совсем не то и не о том, о чем казалось.
Звучит увертюра, поднимается занавес, и мы видим главных героев – донну Анну, дона Оттавио, Церлину, Мазетто и Командора. Но не сразу узнаем их – ведь они в масках. Маски будут сняты только в конце оперы, когда выяснится, над чем же смеются эти люди и что же они замышляют. Затем персонажи уходят. На сцене возникают девочки в исподнем и в их окружении главный герой. Из-под расшитого блестками роскошного второго занавеса высовываются ножки прелестниц… итак, зритель удовлетворен, он ждет рассказа о великом любовнике.
Но даже не романтические похождения испанского распутника оказываются в центре рассказа Юрия Александрова. Жадный слуга Лепорелло обращает свою знаменитую арию «Не хочу я быть слугой» – к… дону Оттавио, давая ему просмотреть маленькую записную книжечку – тот самый список любовниц Дон Жуана, который фигурирует в другой, не менее знаменитой арии Лепорелло. Дон Оттавио кидает слуге несколько монет, и так начинает реализовываться заговор, в центре которого жених донны Анны.
Что им движет? Зависть? Или страх конкуренции – ведь даже сама донна Анна была не прочь провести время с известным ловеласом? Дон Оттавио, видимо рассказав ей о похождениях очаровательного обольстителя, подговаривает свою возлюбленную отомстить ему. И тогда разыгрывается величайшая мистификация: убийство отца донны Анны, Командора. Как мы узнаем в конце оперы, на самом деле убит он не был, и явившийся на пир к Дон Жуану гость не был каменным. Командор лишь притворился мертвым, чтобы создать образ Дон Жуана как убийцы.
Только один человек – донна Эльвира – участвует в заговоре как жертва, а не как злодей. Она-то по-настоящему любит Дон Жуана и готова бороться за свое счастье. Но, прислушавшись к наговорам донны Анны, она также участвует в убийстве своего возлюбленного.
Дон Жуан все знает. Он понимает, что его час близок, и когда сверху спускается большая люстра из красного хрусталя – символ заговора, – он лишь с грустью, с чувством собственного достоинства сидит на краю оркестровой ямы, думая о человеческом коварстве. Красный хрусталь появляется на сцене еще раз – в самом конце, когда Командор надевает на палец кольцо, из которого только что высыпал яд в стакан Дон Жуана. А его соучастницы выходят в красных ожерельях.
Все кончено. Зеркальную композицию спектакля составляет сцена с пирующими заговорщиками. И опять в окружении девиц выбегает Дон Жуан – но теперь уже наверху, на балконе. Он умер по сюжету трагедии, но не умер в легендах. О его завистниках, ничем не выдающихся людях забыли. А он остался в легендах.
«Дон Жуан» – спектакль очень александровский и в то же время не такой, как остальные. И вряд ли кого не заденет тот хитрый детективный «крючочек», закинутый в сюжет знаменитой оперы.
Алина Циопа
Звучит увертюра, поднимается занавес, и мы видим главных героев – донну Анну, дона Оттавио, Церлину, Мазетто и Командора. Но не сразу узнаем их – ведь они в масках. Маски будут сняты только в конце оперы, когда выяснится, над чем же смеются эти люди и что же они замышляют. Затем персонажи уходят. На сцене возникают девочки в исподнем и в их окружении главный герой. Из-под расшитого блестками роскошного второго занавеса высовываются ножки прелестниц… итак, зритель удовлетворен, он ждет рассказа о великом любовнике.
Но даже не романтические похождения испанского распутника оказываются в центре рассказа Юрия Александрова. Жадный слуга Лепорелло обращает свою знаменитую арию «Не хочу я быть слугой» – к… дону Оттавио, давая ему просмотреть маленькую записную книжечку – тот самый список любовниц Дон Жуана, который фигурирует в другой, не менее знаменитой арии Лепорелло. Дон Оттавио кидает слуге несколько монет, и так начинает реализовываться заговор, в центре которого жених донны Анны.
Что им движет? Зависть? Или страх конкуренции – ведь даже сама донна Анна была не прочь провести время с известным ловеласом? Дон Оттавио, видимо рассказав ей о похождениях очаровательного обольстителя, подговаривает свою возлюбленную отомстить ему. И тогда разыгрывается величайшая мистификация: убийство отца донны Анны, Командора. Как мы узнаем в конце оперы, на самом деле убит он не был, и явившийся на пир к Дон Жуану гость не был каменным. Командор лишь притворился мертвым, чтобы создать образ Дон Жуана как убийцы.
Только один человек – донна Эльвира – участвует в заговоре как жертва, а не как злодей. Она-то по-настоящему любит Дон Жуана и готова бороться за свое счастье. Но, прислушавшись к наговорам донны Анны, она также участвует в убийстве своего возлюбленного.
Дон Жуан все знает. Он понимает, что его час близок, и когда сверху спускается большая люстра из красного хрусталя – символ заговора, – он лишь с грустью, с чувством собственного достоинства сидит на краю оркестровой ямы, думая о человеческом коварстве. Красный хрусталь появляется на сцене еще раз – в самом конце, когда Командор надевает на палец кольцо, из которого только что высыпал яд в стакан Дон Жуана. А его соучастницы выходят в красных ожерельях.
Все кончено. Зеркальную композицию спектакля составляет сцена с пирующими заговорщиками. И опять в окружении девиц выбегает Дон Жуан – но теперь уже наверху, на балконе. Он умер по сюжету трагедии, но не умер в легендах. О его завистниках, ничем не выдающихся людях забыли. А он остался в легендах.
«Дон Жуан» – спектакль очень александровский и в то же время не такой, как остальные. И вряд ли кого не заденет тот хитрый детективный «крючочек», закинутый в сюжет знаменитой оперы.
Алина Циопа