Общество

Владимир Дербин: «Россияне должны получать не меньше европейцев!»

30 апреля
Статистические данные свидетельствуют: за последние полгода армия безработных петербуржцев выросла почти в два раза. Свою точку зрения о ситуации на рынке труда в северной столице «НВ» высказал председатель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин. 

– Владимир Георгиевич, в каких отраслях региональной промышленности складывается наиболее тяжелая ситуация? Где еще могут повториться события, аналогичные тем, что случились в Пикалево?
– Ситуация в регионе действительно тяжелая. Особое беспокойство вызывает положение в металлургии, химических отраслях промышленности и оборонке. Причем напряженная ситуация в оборонке связана не столько с экономическим кризисом, сколько с нерасторопностью чиновников из Министерства обороны и соответствующих правительственных структур. На дворе уже апрель, а госзаказа до сих пор нет. Предприятия третьего, четвертого уровней – а это элементная база – договоров до сих пор не заключили. Пока примут в последнем чтение федеральный бюджет, пока пройдут все необходимые согласования, уже будет июнь. А ведь в Петербурге предприятий, работающих на оборонку, в процентном отношении довольно много. Все они находятся в подвешенном состоянии: будет госзаказ – будет работа, не будет госзаказа – начнутся увольнения. Что же касается Ленинградской области, то напряженная ситуация продолжает оставаться главным образом в тех населенных пунктах, где есть градообразующие предприятия. Прежде всего это Пикалево, а также Сланцы и Кингисепп. В последних двух городах, в отличие от Пикалево, есть понимание, как этот кризис «разруливать». Впрочем, если говорить о Пикалево, то я уверен, что в той тяжелой ситуации, что сложилась в городе, виноват не кризис, а разногласия между руководством трех градообразующих предприятий. Кстати, профсоюзы первыми подняли этот вопрос, но так и не были услышаны местными властями.

– Но профсоюзных лидеров в Пикалево почему-то было не видно и не слышно. Ситуацию, если судить по телевизионным репортажам, «разруливали» и продолжают «разруливать» областные чиновники.
– На самом деле первыми тревогу забили объединенный профсоюзный комитет трех городских предприятий и Горно-металлургический профсоюз. Причем их лидеры очень долго не могли достучаться до местных властей. Правда, потом чиновники разобрались и нас поддержали. В нашу поддержку выступили и администрация области, и президент. А Федеральная антимонопольная служба приняла уникальное в своей практике решение: объединить три градообразующих предприятия в одну цепочку. Но ситуация до сих пор остается очень напряженной. Надо полагать, у владельца «БазэлЦемента» господина Дерипаски есть очень влиятельный покровитель, причем на самом высоком уровне, возможно, в правительстве страны. При его поддержке олигарх ведет себя социально безответственно по отношению к целому городу. Причем не только к Пикалево, ведь местные предприятия работают в одной цепочке с заводами в Мурманске, Волхове, Бокситогорске. Это тем более удивительно, что на заграничных заводах того же Дерипаски нет ни одного уволенного, все предприятия работают в нормальном режиме. Невольно создается впечатление, что господин Дерипаска намерен сохранить свои заводы только за рубежом, а в России закрыть, оставив без работы тысячи людей. А ведь он фактически монополист в цветной металлургии нашей страны. Самое удивительное во всей этой истории, что производство на «БазэлЦементе» по всем выкладкам рентабельно, и нет смысла перепрофилировать предприятие. Я считаю, что Дерипаска должен нести персональную ответственность за ситуацию в Пикалево.

– А в Петербурге может случиться что-то подобное на одном или, скажем, группе предприятий?
– Даже если такое случится в большом городе, это не так страшно. Подобная ситуация была в Кронштадте. Там тоже есть градообразующий завод. Он работал на  Министерство обороны. Не стало заказов, и люди остались без работы. Но они, в отличие от жителей Пикалево, смогли найти работу в Петербурге. Это, конечно, было сопряжено с определенными трудностями. Но в условиях кризиса нужно быть готовым ко всему, в том числе и к переезду в другой город. Хотя россияне, к сожалению, еще не привыкли к миграции в поисках работы. И это наша национальная беда. Надо в корне менять менталитет: есть работа в соседнем городе, нужно сдавать свою квартиру в аренду и ехать туда, а не ждать у моря погоды. Внутренняя миграция рабочей силы в стране практически не развита, поэтому нас и захлестнул поток гастарбайтеров из ближнего зарубежья.

–  Федерация профсоюзов постоянно проводит мониторинг городского рынка труда. Насколько увеличилась армия безработных в Петербурге за последние месяцы?
– Ситуация пока не трагическая, но тяжелая. Каждую неделю на бирже труда регистрируется от 500 до 800 новых безработных. По нашим расчетам, с начала кризиса армия безработных в Петербурге увеличилась примерно вдвое. По официальным данным, безработица достигла 0,8 процента. Но есть еще расчеты МОТ, по которым безработица у нас в 4–5 раз больше официальной. Так что мы уже практически приблизились к критической отметке в 5 процентов. Если мы ее преодолеем, то контролировать ситуацию будет уже довольно сложно.

 – Существует мнение, что экономический кризис в какой-то мере является благом для страны. Он отсечет все лишнее, ненужное, даст новый импульс к развитию экономики. Для профсоюзов кризис, очевидно, тоже не пройдет бесследно. Уже сейчас количество так называемых альтернативных профсоюзов значительно увеличилось.
   – Такие попытки уже были. Глубоко уважаемый мной Сергей Михайлович Миронов на съезде своей партии как-то заявил: «Зачем нам эти профсоюзы? Мы создадим свои!» С тех пор прошло уже несколько лет – и где же эти профсоюзы? Даже нашей федерации создать первичную организацию на предприятии очень трудно. Мы можем только поддержать созданную работниками профсоюзную ячейку. Кстати, характерная деталь последних месяцев: первичные профсоюзные организации в срочном порядке создают даже так называемые белые воротнички. Менеджеры крупных компаний первыми попали под удар кризиса и поняли, что без профсоюза каши не сваришь. Увы, это наша российская реальность: нет на производстве профсоюза – законы не действуют, работодатель вытворяет все, что ему заблагорассудится. Почему на крупных предприятиях, где есть мощные профсоюзные организации, нет забастовок? Да потому, что там заключен коллективный договор и работодатель обязан выполнять прописанные там условия.

– А если работодатель в силу объективных причин не сможет их выполнять?      
– Тогда он опять же садится за стол переговоров с профсоюзом, и они вместе ищут выход из ситуации. Хотя иногда ситуации бывают тупиковые. Вот, например, у нас, профсоюзов, с правительством страны, по существу, разногласия только по одному принципиальному вопросу. Нам говорят: «Ребята, вы требуете повышения заработной платы, а ведь производительность труда в стране не растет». А я в ответ спрашиваю: «Кто же  в этом виноват – работник или же работодатель?» У нас в государстве до сих пор процветает потогонная система. Ну какой при таком подходе может быть рост производительности?! Надеюсь, что нынешний экономический кризис развяжет этот гордиев узел. За ту же самую работу россияне должны получать не меньше, чем европейцы!

Беседовал Виктор Бовыкин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь