Общество

«Профсоюзы не нужны ни государству, ни бизнесу»

06 май
В условиях кризиса обычным явлением стали массовые увольнения работников, уменьшение зарплаты тем из них, кто продолжает трудиться. Хотя очевидно, что во многих случаях это далеко не единственный способ решения возникающих перед предприятиями экономических проблем. Ведь высшие менеджеры себя, любимых, и в кризис не обделяют. Между тем в этой ситуации почти не слышен голос профсоюзов, которые, казалось, должны были первыми стать на защиту интересов наемных работников. Именно так и происходит в других странах. Почему же российские профсоюзы столь пассивны? Об этом и других профсоюзных проблемах размышляет доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий ЕВСТАФЬЕВ.

– У нас сейчас уже капиталистические профсоюзы или все еще социалистические?
– Скорее социалистические. Они сформировались, когда у всех граждан Советского Союза единственным работодателем было государство. Оно гарантировало всем право на труд – в СССР не существовало безработицы, государство регулировало трудовые отношения. В таких условиях советским профсоюзам, в отличие от профессиональных союзов в западных странах, не нужно было отстаивать интересы рабочих, и они решали по большому счету второстепенные вопросы: распределяли путевки в санатории и пионерские лагеря, следили за тем, как двигается очередь на квартиры. Когда же начался переход к рыночной экономике и возникли новые отношения между работодателями и работниками, профсоюзы оказались к этому не готовы, не понимали, чем им теперь нужно заниматься…

– Но ведь с того момента, когда Россия вновь вступила на капиталистический путь развития, прошло почти двадцать лет. У профсоюзов было достаточно времени для того, чтобы перестроить свою работу.
– Это не такой большой срок, как вам кажется. Тут многое упирается в психологию, а мировоззрение людей меняется достаточно медленно. В нашей стране трудящиеся в основной своей массе не понимают, зачем нужны профсоюзы, каким образом они могут реально отстаивать их права. Поэтому сегодня на многих предприятиях просто нет профсоюзных организаций.
Но существуют и другие причины. Скажем, само государство сейчас не слишком заинтересовано в сильных профсоюзах. Главным образом из-за беспокойства, что, набрав вес, профсоюзы начнут заниматься и политической деятельностью. Ну и, наконец, настороженно настроен и российский бизнес. Предприниматели опасаются, что новые профессиональные союзы станут для них очередной головной болью.

– В нашем регионе наиболее крепкие профсоюзные организации созданы на предприятиях с иностранным капиталом. В частности, на автомобильных заводах. Получается, что западные бизнесмены не боятся профсоюзов и, как показывает практика, готовы с ними сотрудничать.
– Действительно, примерно в середине XX века правящие элиты развитых стран осознали, что следует более равномерно распределять получаемые в обществе доходы. То есть нужно повышать уровень жизни наемных рабочих, а также заботиться об их здоровье и образовании. Почему? Во-первых, бизнес гораздо лучше развивается в стабильной, спокойной обстановке. Во-вторых, главное богатство любой корпорации – это не станки и другое оборудование, а кадры. В-третьих, высокий уровень жизни рабочих и служащих влечет за собой и высокий уровень потребления, что опять же идет на пользу бизнесу.
В результате во всех развитых странах профсоюзные ассоциации представляют собой внушительную силу. Профсоюзы заключают с работодателями так называемые тарифные соглашения, которыми предусматривается, что в такой-то отрасли рабочие и специалисты такой-то квалификации не могут получать зарплату ниже такой-то суммы. Есть там также пункты, касающиеся вопросов техники безопасности, условий труда, а также увольнения. Нарушения соглашений владельцами предприятий даже по объективным причинам, например, мировой экономический кризис, чревато судебными разбирательствами или даже забастовками.
Западные предприниматели приходят к нам со своим отношением к профсоюзу как к солидному влиятельному партнеру – и он таковым становится даже на предприятии в России.

– Не раз приходилось слышать: в России маленькие по сравнению с европейскими странами зарплаты во многом потому, что в нашей стране слабые профсоюзы. Вы с этим согласны?
– Не согласен. Главная причина здесь другая – низкая производительность труда. Не интенсивность труда, не нагрузка на человека – с этим все в порядке, а именно производительность. По этому показателю Россия очень сильно отстает от западноевропейских государств и США. Вот лишь один пример. Пару недель назад «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, посвященную кризисной ситуации в российском и американском автопроме. В этой публикации приводятся такие данные: один рабочий Волжского автомобильного завода в год производит 8 машин, тогда как один рабочий аналогичного американского предприятия – 36. Комментарии тут, думается, излишни. Кстати, напомню, что в докризисные несколько лет зарплаты в России увеличивались высокими темпами, многократно опережая рост производительности труда.

– Однако почему у нас столь низкая производительность труда? И какова здесь роль так называемого человеческого фактора?
– Еще с советских времен культура труда и рабочая дисциплина у нас оставляют желать лучшего. Но это не главное. Гораздо большую роль играет плохая техническая оснащенность российских предприятий и не-
хватка современного оборудования. Отставание накапливалось десятилетиями. Российские предприниматели сейчас пытаются его ликвидировать, но это очень длительный процесс.

– Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Даже на тех российских предприятиях, которые реализуют свою продукцию или услуги по мировым ценам, зарплата рядовых работников далека от европейской. Почему так происходит?
– В нынешних условиях зарплата даже на успешных фирмах не может очень сильно отличаться от, скажем, средней по городу. Ибо собственники и руководители этого предприятия рассуждают примерно так: подавляющее большинство наших работников не относятся к числу незаменимых кадров, зачем нам тогда повышать им зарплату до европейского уровня? Мы и так платим больше, чем на других фирмах. Если кто-то от нас и уйдет, мы без труда подыщем ему замену.

– Несмотря на низкую производительность труда на наших предприятиях, некоторые сотрудники, главным образом представители администрации, получают зарплату, которая способна вызвать зависть у их европейских коллег. И даже кризис этим гражданам не очень страшен…
– Кто в нынешней России зарабатывает большие деньги? Во-первых, тот, кому трудно найти замену. К их числу относятся специалисты очень высокой квалификации, ибо их уход действительно отразится на эффективности работы предприятия или организации. Во-вторых, владельцы фирм готовы много платить людям, контролирующим финансовые потоки, – чтобы удержать их от соблазна попользоваться средствами фирмы. И в-третьих, это люди, которые могут наладить контакты с властными структурами, а также родственники и друзья влиятельных лиц, с которыми лучше «дружить». Понятно, что не все эти кадры получают хорошие деньги благодаря своим трудолюбию и способностям.

— А профсоюзы безмолвствуют…
– Проблема не в профсоюзах как таковых, а в отсутствии в стране гражданского общества. Безынициативность населения хорошо видна на примере отсутствия интереса к местному само- управлению – большинство избирателей выборы муниципальных советов просто игнорируют. Это не та проблема, которую можно решить новым указом или законом. Но пока мы имеем такие профсоюзы, какие имеем, функции защиты прав рабочих должно взять на себя государство.

Беседовал Давид Генкин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь