Спорт
«Учеников «поднимаю» за счет испанцев»
07 май
Александр Кузнецов воспитал немало олимпийских чемпионов. Однако на сегодняшний день он с большими сомнениями смотрит в будущее российского велоспорта.
– В ноябре 2008 года был избран новый президент Федерации велосипедного спорта России (ФВСР). На место Александра Гусятникова пришел Олег Сиенко. Что изменилось за время его правления?
– Пока я не чувствую больших перемен. Прежде всего потому, что на своем месте остался государственный тренер Юрий Кучерявый. К сожалению, он, фигурально выражаясь, не умеет работать вверх, только вниз. Не может доказать, что сегодняшнее положение дел в нашем спорте бедственное. К примеру, было принято правительственное решение о том, что велосипедистам нельзя тренироваться и соревноваться на дорогах федерального значения. Но ведь других мест для этого у нас практически нет. Еще пример: в течение нескольких лет реализуется программа строительства спортивных объектов по всей России. Но в ней нет ни одного адреса, касающегося велосипедных трасс и треков. И вообще у нас за много лет не построен ни один велотрек.
– А в Петербурге?
– Этот велотрек я строил сам. Не были задействованы ни ФВСР, ни городской бюджет. Поэтому мы стоим особняком и не решаем общей проблемы. Вот я и говорю, что ничего не изменилось поскольку прежде всего не заменили человека, который отвечает за государственную политику в велосипедном спорте.
– Петербургский трек на данный момент лучший в России?
– Я бы так не сказал, Крылатское мне тоже нравится. Это мощное сооружение, и оно еще долго будет служить верой и правдой. У него есть только одно несоответствие – дорожка 333 метра, а чемпионаты мира и Олимпийские игры проводятся на треке в 250 метров. Хотя и на нем не запрещено проводить такие соревнования. Наш трек имеет дорожку 250 метров, он удобен и функционален. Его строили люди, которые хорошо разбираются в велосипедном спорте, поэтому здесь учтено все, что нужно спортсменам и тренерам.
– Сейчас многие трековые гонщики переходят в шоссейные гонки. Почему?
– Трек дает скорость, но он экономически менее интересен для спортсмена.
– Однако на Олимпиаде больший комплект медалей разыгрывается именно на треке.
– Безусловно. Это десять комплектов медалей: у мужчин – семь, у женщин – три, в то время как на шоссе у мужчин разыгрывается всего две награды. Мы, конечно, можем аплодировать попечительскому совету ФВСР, который занимается профессиональной командой «Катюша», но олимпийский просвет там очень сомнительный. К тому же первых олимпийских номеров в «Катюше» нет.
– А где на сегодняшний день востребованы наши велогонщики?
– На высшем уровне у нас их не так много и с каждым годом становится все меньше. Раньше россиян с большим удовольствием брали во многие команды среднего звена и оттуда они попадали в коллективы высшего уровня. А сейчас мы проводим очень мало турниров. Это ахиллесова пята российского велоспорта. И пока эта проблема не будет решена, рассчитывать на то, что у нас будет нормальное развитие, не приходится. Что же касается моих учеников, то мы их «поднимаем» за счет испанских соревнований, а, например, наставник Ринат Латыпов из Уфы имеет базу в Италии, и его спортсмены соревнуются там. «Катюша» воспитывает подрастающее поколение во Франции. Но молодые гонщики постоянно должны соревноваться с более сильными соперниками, и поэтому нам необходим хороший календарь соревнований в своей стране.
– Его так сложно организовать?
– Для этого нужно решить не менее важную проблему – это управление спортом в принципе. На данный момент у нас нет единоначалия, нет вертикали. С одной стороны, есть Министерство спорта, с другой – общественная организация ФВСР плюс еще Олимпийский комитет. Но у семи нянек, как известно, дитя без глазу. До тех пор пока у нас не будет органа, который будет все контролировать, ничего серьезного не получится.
– Вы занимаете должность председателя тренерского совета ФВСР. Неужели никак не можете повлиять на ситуацию?
– Тренерский совет – это подразделение велосипедного спорта России. Даже если мы соберемся несколько раз в год, примем какие-то решения, то что? У нас государственная политика не соответствует развитию спорта высших достижений.
Беседовала Валентина Карелова
– В ноябре 2008 года был избран новый президент Федерации велосипедного спорта России (ФВСР). На место Александра Гусятникова пришел Олег Сиенко. Что изменилось за время его правления?
– Пока я не чувствую больших перемен. Прежде всего потому, что на своем месте остался государственный тренер Юрий Кучерявый. К сожалению, он, фигурально выражаясь, не умеет работать вверх, только вниз. Не может доказать, что сегодняшнее положение дел в нашем спорте бедственное. К примеру, было принято правительственное решение о том, что велосипедистам нельзя тренироваться и соревноваться на дорогах федерального значения. Но ведь других мест для этого у нас практически нет. Еще пример: в течение нескольких лет реализуется программа строительства спортивных объектов по всей России. Но в ней нет ни одного адреса, касающегося велосипедных трасс и треков. И вообще у нас за много лет не построен ни один велотрек.
– А в Петербурге?
– Этот велотрек я строил сам. Не были задействованы ни ФВСР, ни городской бюджет. Поэтому мы стоим особняком и не решаем общей проблемы. Вот я и говорю, что ничего не изменилось поскольку прежде всего не заменили человека, который отвечает за государственную политику в велосипедном спорте.
– Петербургский трек на данный момент лучший в России?
– Я бы так не сказал, Крылатское мне тоже нравится. Это мощное сооружение, и оно еще долго будет служить верой и правдой. У него есть только одно несоответствие – дорожка 333 метра, а чемпионаты мира и Олимпийские игры проводятся на треке в 250 метров. Хотя и на нем не запрещено проводить такие соревнования. Наш трек имеет дорожку 250 метров, он удобен и функционален. Его строили люди, которые хорошо разбираются в велосипедном спорте, поэтому здесь учтено все, что нужно спортсменам и тренерам.
– Сейчас многие трековые гонщики переходят в шоссейные гонки. Почему?
– Трек дает скорость, но он экономически менее интересен для спортсмена.
– Однако на Олимпиаде больший комплект медалей разыгрывается именно на треке.
– Безусловно. Это десять комплектов медалей: у мужчин – семь, у женщин – три, в то время как на шоссе у мужчин разыгрывается всего две награды. Мы, конечно, можем аплодировать попечительскому совету ФВСР, который занимается профессиональной командой «Катюша», но олимпийский просвет там очень сомнительный. К тому же первых олимпийских номеров в «Катюше» нет.
– А где на сегодняшний день востребованы наши велогонщики?
– На высшем уровне у нас их не так много и с каждым годом становится все меньше. Раньше россиян с большим удовольствием брали во многие команды среднего звена и оттуда они попадали в коллективы высшего уровня. А сейчас мы проводим очень мало турниров. Это ахиллесова пята российского велоспорта. И пока эта проблема не будет решена, рассчитывать на то, что у нас будет нормальное развитие, не приходится. Что же касается моих учеников, то мы их «поднимаем» за счет испанских соревнований, а, например, наставник Ринат Латыпов из Уфы имеет базу в Италии, и его спортсмены соревнуются там. «Катюша» воспитывает подрастающее поколение во Франции. Но молодые гонщики постоянно должны соревноваться с более сильными соперниками, и поэтому нам необходим хороший календарь соревнований в своей стране.
– Его так сложно организовать?
– Для этого нужно решить не менее важную проблему – это управление спортом в принципе. На данный момент у нас нет единоначалия, нет вертикали. С одной стороны, есть Министерство спорта, с другой – общественная организация ФВСР плюс еще Олимпийский комитет. Но у семи нянек, как известно, дитя без глазу. До тех пор пока у нас не будет органа, который будет все контролировать, ничего серьезного не получится.
– Вы занимаете должность председателя тренерского совета ФВСР. Неужели никак не можете повлиять на ситуацию?
– Тренерский совет – это подразделение велосипедного спорта России. Даже если мы соберемся несколько раз в год, примем какие-то решения, то что? У нас государственная политика не соответствует развитию спорта высших достижений.
Беседовала Валентина Карелова