Северо-Запад
Позарастают стежки-дорожки?
12 май
Архангельская область серьезно рискует упрочить свою славу «заповедника бездорожья». Регион, и без того отличающийся самой низкой плотностью автотрасс на всем Северо-Западе России, практически полностью и на неопределенный срок отказался от дорожного строительства. Программа развития автодорог региона оказалась в числе 39 прочих программ, свернутых в Поморье по причине финансового кризиса.
Дорожники Поморья до сих пор вспоминают золотые дни своей отрасли – времена существования областного дорожного фонда, обеспечивающего стабильное целевое финансирование строительства, содержания и ремонта дорог. В 2001 году практика действия таких фондов была отменена на государственном уровне, однако наметившийся застой был позже компенсирован принятием региональной целевой программы «Развитие и совершенствование автодорог общего пользования Архангельской области до 2010 года». Документ предусматривал стабильное финансирование, долгосрочное планирование деятельности дорожных предприятий и возможность оперативно управлять региональной сетью автодорог. За два года его действия объемы строительства были увеличены вдвое: в 2006 году сдано 15,8 километра новых трасс, в 2007-м – 20,2 км, а в 2008-м уже 38,5. В текущем году планировалось завершить строительство трассы, соединяющей Яренск, центр Ленского района области, с областной сетью автодорог, реализовать работы на трассе, связывающей Архангельск и Онегу, и еще 4 проекта. Однако на одной из последних сессий облсобрания программа была принесена в жертву новым экономическим реалиям.
Объемы финансирования отрасли снижены с 2 миллиардов 812 миллионов рублей до 1,5 миллиарда. Таким образом, строительство новых автодорог в области практически заморожено в лучшем случае до 2011 года – деньги выделены лишь на содержание в более-менее приличном состоянии того, что есть. Исключение составляет участок трассы от космодрома Плесецк до Каргополя, однако в этом проекте львиную долю (95 процентов) составляют федеральные средства. В 2009 году также не будет отремонтировано ни одного метра дорог общего пользования. Денег с трудом хватит лишь на ремонт ветхих мостов – из 800 этих сооружений, находящихся на территории области, 70 процентов находится в неудовлетворительном состоянии.
Директор «Архангельскавтодора» Алексей Верещагин настроен мрачно:
– Главная задача сегодня – хотя бы сохранить то, что у нас есть. Но даже для того, чтобы содержать имеющуюся сеть дорог, нам на Севере приходится затрачивать куда больше усилий, чем нашим коллегам в других регионах. Общая протяженность дорог области (вместе c Ненецким АО) – 8079 километров, из них лишь 2 тысячи – в асфальте. 1000 километров составляют грунтовые дороги. Для сравнения: территория Архангельской области примерно равняется площади Франции. При этом там – 990 тысяч километров дорог, из них 25 тысяч – это автобаны, на которых нет ни одного запрещающего знака. А ведь как раз у нас, на Севере, просто необходимо строить скоростные трассы, для того чтобы удешевить, сделать конкурентной продукцию региона!
В начале 1990-х, когда действовала программа «Дороги Нечерноземья», в Поморье делали по 360 километров, работало около 130 подрядчиков. В прошлом году по строительству дорог «Архангельскавтодор» вышел на уровень 1964 года, работая с 30 подрядчиками. У строителей имеются все самые современные технологии. В Архангельской области – 8 передвижных асфальтобетонных заводов (в Вологодской их, например, всего два). Но у нас качественные дороги строить научились, а денег на их содержание не выделяют. Затраты на содержание дорог в Архангельской области составляют теперь примерно миллиард двести миллионов рублей. Тогда как по федеральным расчетам, сделанным для нашего региона, на эти цели ежегодно должно расходоваться 10 миллиардов рублей.
– Уже не первый год мы сталкиваемся с ситуацией, когда у дорожников сокращают бюджет, а к осени «одаривают» федеральными деньгами, – продолжает Алексей Верещагин. – Но такая позиция федеральной власти, мягко говоря, вызывает удивление. Дорожная отрасль может работать исключительно методами долговременного планирования, ведь от начала проектирования дороги до начала строительства проходит три года.
Особенно сложной сложившаяся ныне ситуация оказалась для подрядчиков. Многим из предприятий, буквально поставленных сегодня на грань выживания, приходится искать работу за пределами Архангельской области – в основном на федеральных проектах. Практически все эти организации – большие и профессиональные коллективы, обладающие знаниями современных технологий и успевшие за последние годы серьезно обновить парк машин и оборудования. Большая часть техники взята в лизинг в надежде на долгосрочные контракты, и сегодня все это богатство не только стоит мертвым грузом, но и сулит многим предприятиям грядущее банкротство.
– С начала года численность работников нашего предприятия уже сократилась с 480 до 390 человек, – признался Виктор Сохин, гендиректор одного из крупнейших и старейших предприятий дорожной отрасли Поморья, ОАО «Дорстроймеханизация». – Поэтому одна из главных наших задач – просто сохранение коллектива специалистов. В этом году мы планировали работу на двух объектах – это около 80 миллионов рублей. Однако работы уже не ведутся – приходится выводить технику с объектов. Мы ждем окончательного решения вопроса о финансировании. Если его не будет, придется еще более урезать расходы. Поймите, нам не нужна поддержка, нам работа нужна!
По данным «Архангельскавтодора», сегодня в Поморье незавершенными остаются 18 дорожных объектов, общая стоимость работ – около 4 миллиардов рублей. Многие подрядные организации области уже активно участвуют в конкурсах и аукционах за пределами области.
– Сегодня мы говорим с администрацией области об установлении нормативов на содержание и ремонт дорог. Если будут приняты такие нормы, мы хотя бы сможем планировать наш бюджет – в нашей отрасли нельзя жить одним годом! – убежден Алексей Верещагин. – Пока же сегодня мы слышим лишь одно: нет денег. Понимаю, что нужно строить школы, больницы, но если при этом район разделен пополам из-за отсутствия единственного моста – то, возможно, именно его и нужно построить? Тогда начнет работать и экономика, будет наполняться бюджет, как следствие появятся и школы, и больницы. Говорят, что на дорогах России в год гибнут больше 30 тысяч человек. Но кто подсчитал, сколько людей погибло из-за того, что вовремя не пришла пожарная машина или «скорая»?.. Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске
Дорожники Поморья до сих пор вспоминают золотые дни своей отрасли – времена существования областного дорожного фонда, обеспечивающего стабильное целевое финансирование строительства, содержания и ремонта дорог. В 2001 году практика действия таких фондов была отменена на государственном уровне, однако наметившийся застой был позже компенсирован принятием региональной целевой программы «Развитие и совершенствование автодорог общего пользования Архангельской области до 2010 года». Документ предусматривал стабильное финансирование, долгосрочное планирование деятельности дорожных предприятий и возможность оперативно управлять региональной сетью автодорог. За два года его действия объемы строительства были увеличены вдвое: в 2006 году сдано 15,8 километра новых трасс, в 2007-м – 20,2 км, а в 2008-м уже 38,5. В текущем году планировалось завершить строительство трассы, соединяющей Яренск, центр Ленского района области, с областной сетью автодорог, реализовать работы на трассе, связывающей Архангельск и Онегу, и еще 4 проекта. Однако на одной из последних сессий облсобрания программа была принесена в жертву новым экономическим реалиям.
Объемы финансирования отрасли снижены с 2 миллиардов 812 миллионов рублей до 1,5 миллиарда. Таким образом, строительство новых автодорог в области практически заморожено в лучшем случае до 2011 года – деньги выделены лишь на содержание в более-менее приличном состоянии того, что есть. Исключение составляет участок трассы от космодрома Плесецк до Каргополя, однако в этом проекте львиную долю (95 процентов) составляют федеральные средства. В 2009 году также не будет отремонтировано ни одного метра дорог общего пользования. Денег с трудом хватит лишь на ремонт ветхих мостов – из 800 этих сооружений, находящихся на территории области, 70 процентов находится в неудовлетворительном состоянии.
Директор «Архангельскавтодора» Алексей Верещагин настроен мрачно:
– Главная задача сегодня – хотя бы сохранить то, что у нас есть. Но даже для того, чтобы содержать имеющуюся сеть дорог, нам на Севере приходится затрачивать куда больше усилий, чем нашим коллегам в других регионах. Общая протяженность дорог области (вместе c Ненецким АО) – 8079 километров, из них лишь 2 тысячи – в асфальте. 1000 километров составляют грунтовые дороги. Для сравнения: территория Архангельской области примерно равняется площади Франции. При этом там – 990 тысяч километров дорог, из них 25 тысяч – это автобаны, на которых нет ни одного запрещающего знака. А ведь как раз у нас, на Севере, просто необходимо строить скоростные трассы, для того чтобы удешевить, сделать конкурентной продукцию региона!
В начале 1990-х, когда действовала программа «Дороги Нечерноземья», в Поморье делали по 360 километров, работало около 130 подрядчиков. В прошлом году по строительству дорог «Архангельскавтодор» вышел на уровень 1964 года, работая с 30 подрядчиками. У строителей имеются все самые современные технологии. В Архангельской области – 8 передвижных асфальтобетонных заводов (в Вологодской их, например, всего два). Но у нас качественные дороги строить научились, а денег на их содержание не выделяют. Затраты на содержание дорог в Архангельской области составляют теперь примерно миллиард двести миллионов рублей. Тогда как по федеральным расчетам, сделанным для нашего региона, на эти цели ежегодно должно расходоваться 10 миллиардов рублей.
– Уже не первый год мы сталкиваемся с ситуацией, когда у дорожников сокращают бюджет, а к осени «одаривают» федеральными деньгами, – продолжает Алексей Верещагин. – Но такая позиция федеральной власти, мягко говоря, вызывает удивление. Дорожная отрасль может работать исключительно методами долговременного планирования, ведь от начала проектирования дороги до начала строительства проходит три года.
Особенно сложной сложившаяся ныне ситуация оказалась для подрядчиков. Многим из предприятий, буквально поставленных сегодня на грань выживания, приходится искать работу за пределами Архангельской области – в основном на федеральных проектах. Практически все эти организации – большие и профессиональные коллективы, обладающие знаниями современных технологий и успевшие за последние годы серьезно обновить парк машин и оборудования. Большая часть техники взята в лизинг в надежде на долгосрочные контракты, и сегодня все это богатство не только стоит мертвым грузом, но и сулит многим предприятиям грядущее банкротство.
– С начала года численность работников нашего предприятия уже сократилась с 480 до 390 человек, – признался Виктор Сохин, гендиректор одного из крупнейших и старейших предприятий дорожной отрасли Поморья, ОАО «Дорстроймеханизация». – Поэтому одна из главных наших задач – просто сохранение коллектива специалистов. В этом году мы планировали работу на двух объектах – это около 80 миллионов рублей. Однако работы уже не ведутся – приходится выводить технику с объектов. Мы ждем окончательного решения вопроса о финансировании. Если его не будет, придется еще более урезать расходы. Поймите, нам не нужна поддержка, нам работа нужна!
По данным «Архангельскавтодора», сегодня в Поморье незавершенными остаются 18 дорожных объектов, общая стоимость работ – около 4 миллиардов рублей. Многие подрядные организации области уже активно участвуют в конкурсах и аукционах за пределами области.
– Сегодня мы говорим с администрацией области об установлении нормативов на содержание и ремонт дорог. Если будут приняты такие нормы, мы хотя бы сможем планировать наш бюджет – в нашей отрасли нельзя жить одним годом! – убежден Алексей Верещагин. – Пока же сегодня мы слышим лишь одно: нет денег. Понимаю, что нужно строить школы, больницы, но если при этом район разделен пополам из-за отсутствия единственного моста – то, возможно, именно его и нужно построить? Тогда начнет работать и экономика, будет наполняться бюджет, как следствие появятся и школы, и больницы. Говорят, что на дорогах России в год гибнут больше 30 тысяч человек. Но кто подсчитал, сколько людей погибло из-за того, что вовремя не пришла пожарная машина или «скорая»?.. Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске