Экономика
Проще налоги – выше доходы
12 май
Планы депутатов «НВ» комментирует Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Государственной думы по бюджету и налогам:
–В нашем комитете сейчас идет работа над законопроектом «О внесении изменений в статьи 346 п. 12 и 346 п. 13 второй части Налогового кодекса Российской Федерации». Этот документ, который, без сомнения, будет одобрен и станет законом, с одной стороны, создаст благоприятные налоговые условия для предприятий малого бизнеса, реально снизив им налоговую нагрузку. С другой – будут увеличены доходы региональных бюджетов на 9–10 миллиардов рублей, что очень важно для поддержки стабильности в регионах в кризисный период.
Норматив даст право предприятиям малого бизнеса переходить на упрощенную систему налогообложения при валовом доходе от реализации, не превышающем 45 миллионов рублей за девятимесячный срок. Упрощенная система налогообложения, можно не сомневаться, стимулирует рост малых предприятий в несколько раз. Более того, по оценкам специалистов и согласно статистике, при переходе на упрощенную систему происходит легализация доходов предприятий малого бизнеса – они увеличиваются примерно на 30 процентов. Упрощенка также способствует росту производительности труда и увеличению объема выпускаемой продукции более чем на 25 процентов. Все эти факторы, вместе взятые, позволят в общей сумме повысить доходность региональных бюджетов.
Количество малых предприятий в Российской Федерации, согласно данным Минэкономразвития за 2007 год, составляет более одного миллиона, а число занятых в малом бизнесе – более 10 миллионов человек. По данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему страны по состоянию на 1 января 2008 года поступило налогов и сборов на сумму 7360,2 миллиарда рублей, при этом по упрощенной системе суммы от налогообложения составили около 7 миллиардов.
Законодатели рассчитывают, что при увеличении числа малых предприятий, легализации их доходов и росте объема производимой ими продукции – а условия для этого способна создать упрощенная система налогообложения – доходы в региональных бюджетах будут расти на 5–6 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, если предположить, что упрощенка благоприятно отразится и на заработной плате работающих на малых предприятиях, то соответственно возрастут дополнительные поступления в казну от налога на доходы физических лиц. Возможно, в полтора раза.
Но это еще не все новшества. В ближайшие дни комитет намерен рассмотреть блок других налоговых новаций, которые будут не менее эффективны для решения экономических и социальных задач, чем вышеупомянутый документ. Они касаются жилищной сферы. Так, 12 мая на заседании комитета будет рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ». Он предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость ряда коммунальных услуг, оказываемых товариществами собственников жилья и другими организациями, связанными с обслуживанием жилого сектора. Норматив также предлагает не взимать налог на добавленную стоимость с денежных средств, полученных данными организациями на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта в многоквартирном доме.
Необходимость освободить услуги ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют жильцам многоквартирных домов, от уплаты 18-процентного налога на добавленную стоимость давно назрела. Это сэкономит жилищному сектору немалые деньги, которые могут быть направлены и на обновление жилого фонда, благоустройство территорий, и на сдерживание роста тарифов. Несомненно, поправки пойдут на пользу коммунальщикам и жильцам.
С нетерпением ожидают наши граждане и законопроект, направленный на стимулирование инвестиций в ценные бумаги и вклады. Меры, прописанные в документе, предусматривают внесение изменений в главы 23 и 25 второй части Налогового кодекса РФ, которые позволят освободить от налогообложения инвестиции физических лиц. Это, несомненно, окажет положительное влияние на деятельность рынка ценных бумаг и позволит привлечь людей в эту сферу деятельности, расширив тем самым количество индивидуальных инвесторов, вкладывающих свои деньги в развитие отечественных предприятий. А для тех, кто решит приобрести надежные российские бумаги, которые в перспективе имеют тенденцию к росту, это может стать неплохим источником дохода.
Также в конце мая депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статью 2 федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов». Этого закона предприниматели буквально заждались. Ведь новые поправки освободят многих от ненужной обузы – кассовых аппаратов, которые уже не отвечают тем задачам контроля, которые были необходимы несколько лет назад для фискальных проверяющих органов. Сегодня уплата единого налога на вмененный доход уже сама по себе освобождает налогоплательщиков от уплаты других налогов, и применение контрольно-кассовой техники в данном случае не оказывает никакого влияния на собираемость налогов. Таким образом, применение кассовой техники для тех, кто платит этот вид налога, утрачивает смысл.
Вместе с тем освобождение от кассовых аппаратов будет способствовать развитию малого предпринимательства, освободит бизнесменов от неоправданных и существенных затрат на покупку кассовых аппаратов и их обслуживание. А самое главное – норматив сделает ненужным очень утомительный и нередко связанный с вымогательством со стороны чиновников административных органов процесс регистрации кассовой техники в налоговых органах. Сегодня эта техника представляет собой архаизм и создает только дополнительные барьеры при организации собственного дела и развитии малого бизнеса.
Во втором чтении в конце мая будет рассмотрен законопроект о внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ, который освободит от налогообложения доходы работников сельского хозяйства, полученные в качестве оплаты в натуральной форме. Это могут быть продукты земледелия и животноводства, топливно-смазочные материалы, а также транспортные услуги. В этот перечень включено и обучение, и лечение, и медицинское обслуживание.
Все эти важные законопроекты будут приняты в мае-июне этого года в трех чтениях и, несомненно, помогут в борьбе с кризисом, в реструктуризации и демонополизации экономики, будут способствовать росту доходов как среднего класса, так и рядовых наемных работников.
–В нашем комитете сейчас идет работа над законопроектом «О внесении изменений в статьи 346 п. 12 и 346 п. 13 второй части Налогового кодекса Российской Федерации». Этот документ, который, без сомнения, будет одобрен и станет законом, с одной стороны, создаст благоприятные налоговые условия для предприятий малого бизнеса, реально снизив им налоговую нагрузку. С другой – будут увеличены доходы региональных бюджетов на 9–10 миллиардов рублей, что очень важно для поддержки стабильности в регионах в кризисный период.
Норматив даст право предприятиям малого бизнеса переходить на упрощенную систему налогообложения при валовом доходе от реализации, не превышающем 45 миллионов рублей за девятимесячный срок. Упрощенная система налогообложения, можно не сомневаться, стимулирует рост малых предприятий в несколько раз. Более того, по оценкам специалистов и согласно статистике, при переходе на упрощенную систему происходит легализация доходов предприятий малого бизнеса – они увеличиваются примерно на 30 процентов. Упрощенка также способствует росту производительности труда и увеличению объема выпускаемой продукции более чем на 25 процентов. Все эти факторы, вместе взятые, позволят в общей сумме повысить доходность региональных бюджетов.
Количество малых предприятий в Российской Федерации, согласно данным Минэкономразвития за 2007 год, составляет более одного миллиона, а число занятых в малом бизнесе – более 10 миллионов человек. По данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему страны по состоянию на 1 января 2008 года поступило налогов и сборов на сумму 7360,2 миллиарда рублей, при этом по упрощенной системе суммы от налогообложения составили около 7 миллиардов.
Законодатели рассчитывают, что при увеличении числа малых предприятий, легализации их доходов и росте объема производимой ими продукции – а условия для этого способна создать упрощенная система налогообложения – доходы в региональных бюджетах будут расти на 5–6 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, если предположить, что упрощенка благоприятно отразится и на заработной плате работающих на малых предприятиях, то соответственно возрастут дополнительные поступления в казну от налога на доходы физических лиц. Возможно, в полтора раза.
Но это еще не все новшества. В ближайшие дни комитет намерен рассмотреть блок других налоговых новаций, которые будут не менее эффективны для решения экономических и социальных задач, чем вышеупомянутый документ. Они касаются жилищной сферы. Так, 12 мая на заседании комитета будет рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ». Он предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость ряда коммунальных услуг, оказываемых товариществами собственников жилья и другими организациями, связанными с обслуживанием жилого сектора. Норматив также предлагает не взимать налог на добавленную стоимость с денежных средств, полученных данными организациями на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта в многоквартирном доме.
Необходимость освободить услуги ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют жильцам многоквартирных домов, от уплаты 18-процентного налога на добавленную стоимость давно назрела. Это сэкономит жилищному сектору немалые деньги, которые могут быть направлены и на обновление жилого фонда, благоустройство территорий, и на сдерживание роста тарифов. Несомненно, поправки пойдут на пользу коммунальщикам и жильцам.
С нетерпением ожидают наши граждане и законопроект, направленный на стимулирование инвестиций в ценные бумаги и вклады. Меры, прописанные в документе, предусматривают внесение изменений в главы 23 и 25 второй части Налогового кодекса РФ, которые позволят освободить от налогообложения инвестиции физических лиц. Это, несомненно, окажет положительное влияние на деятельность рынка ценных бумаг и позволит привлечь людей в эту сферу деятельности, расширив тем самым количество индивидуальных инвесторов, вкладывающих свои деньги в развитие отечественных предприятий. А для тех, кто решит приобрести надежные российские бумаги, которые в перспективе имеют тенденцию к росту, это может стать неплохим источником дохода.
Также в конце мая депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статью 2 федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов». Этого закона предприниматели буквально заждались. Ведь новые поправки освободят многих от ненужной обузы – кассовых аппаратов, которые уже не отвечают тем задачам контроля, которые были необходимы несколько лет назад для фискальных проверяющих органов. Сегодня уплата единого налога на вмененный доход уже сама по себе освобождает налогоплательщиков от уплаты других налогов, и применение контрольно-кассовой техники в данном случае не оказывает никакого влияния на собираемость налогов. Таким образом, применение кассовой техники для тех, кто платит этот вид налога, утрачивает смысл.
Вместе с тем освобождение от кассовых аппаратов будет способствовать развитию малого предпринимательства, освободит бизнесменов от неоправданных и существенных затрат на покупку кассовых аппаратов и их обслуживание. А самое главное – норматив сделает ненужным очень утомительный и нередко связанный с вымогательством со стороны чиновников административных органов процесс регистрации кассовой техники в налоговых органах. Сегодня эта техника представляет собой архаизм и создает только дополнительные барьеры при организации собственного дела и развитии малого бизнеса.
Во втором чтении в конце мая будет рассмотрен законопроект о внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ, который освободит от налогообложения доходы работников сельского хозяйства, полученные в качестве оплаты в натуральной форме. Это могут быть продукты земледелия и животноводства, топливно-смазочные материалы, а также транспортные услуги. В этот перечень включено и обучение, и лечение, и медицинское обслуживание.
Все эти важные законопроекты будут приняты в мае-июне этого года в трех чтениях и, несомненно, помогут в борьбе с кризисом, в реструктуризации и демонополизации экономики, будут способствовать росту доходов как среднего класса, так и рядовых наемных работников.