Общество
Безводный мир
19 май
В 20-тысячном поселке Рощино на несколько километров речных берегов осталось всего два выхода к воде. Недавно Петр Кожевников, владелец одного из коттеджей, приобрел у муниципалитета целую песчаную косу и тут же обнес ее (а заодно и тропу общего пользования) столбиками для возведения будущего забора. Цинизм ситуации придает тот факт, что о вопиющей ситуации в Рощино неоднократно сообщалось (например, в «НВ» № 188 от 18 октября 2008 года), а большинство уважаемых чиновников и экспертов признавали: волну самозахватов необходимо остановить.
«Эдельвейс» под Ленинградом
– Судя по всему, Кожевников прикупил общественный бережок по кадастровой стоимости, то есть почти даром, – говорит местная жительница Наталья Павлова. – Но покупать муниципальную землю в собственность можно лишь после прохождения процедуры публичных торгов. Однако ни торги, ни объявления в местной газете этой покупке не предшествовали. Зато покупателя часто видят в обществе главы МО «Рощинское городское поселение» Александра Курганского. Я попыталась встретиться с Курганским, но мне объяснили по телефону, что для личной встречи нужно записаться на прием за месяц и то при условии предоставления текста вопроса заранее. Наверное, президент Медведев доступнее, чем поселковый чиновник.
Полуостров, который так легко приобрел Кожевников, отличается уникальной красотой: это высокий мыс, заросший деревьями, обрамленный песчаными берегами, с которого открывается великолепный вид на уже давно захваченные и застроенные берега реки Рощинки – частные террасы, причалы для катеров, огороженные пляжи и заборы, заборы, заборы. Сейчас ведется сбор подписей против захвата – как конкретного берега, так и в целом варварской застройки Рощинки. Местные жители будут требовать от властей установления публичного сервитута для всего побережья реки на территории поселка. Готовятся пикет, обращения в прокуратуру и суд. Но практика показывает, что водозахватчики не боятся и куда более громких скандалов.
Аккурат к очередной годовщине Победы стало известно, что новый коттеджный поселок возводят в Сосновом Бору, у впадения реки Воронки в Финский залив. Вплотную к новой стройке примыкает мемориал «Берег Мужественных», входящий в Зеленый пояс Славы под Ленинградом. Здесь в 1941 году защитники города-героя остановили немецкое наступление, а берега Воронки стали западным рубежом Ораниенбаумского плацдарма, который враг так и не смог форсировать. Зато выкупленный сегодня участок былых боев оформлен в собственность СНТ «Эдельвейс» – неужели тоже в память о войне?
Уже после того, как разгневанные сосновоборцы начали собирать подписи «против», название сменили на скоромное «Кооператив «Воронка». Но отношения местных к сути проекта оно не изменило: выдвинуты понятные требования запретить любое строительство на территории Зеленого пояса Славы – это не менее одного километра от реки Воронки. Тем более что земли под СНТ «Эдельвейс» были выделены постановлением администрации Соснового Бора от 2 июня 2008 года, причем публикация в местной прессе этого решения состоялась лишь спустя полгода – 22 ноября. Месторасположение нового садоводства определялось как «Сосновый Бор, 13-й кадастровый квартал 47:15:01 – 13:002» – сухие цифры, никакого упоминания о мемориале.
Сегодня, когда губернатору отправили около полутора тысяч подписей протестующих, появилось решение местного Совета депутатов, в целом подтвердившее законность размещения СНТ на берегу реки Воронка. Правда, депутаты предложили сначала изъять останки защитников Ораниенбаумского плацдарма – вероятно, чтобы не мешали строительству, а ветераны попусту не волновались.
Кавголово в блокаде
Первые в этом годы массовые заезды дачников принесли тревожные вести. Например, в районе поселка Осельки растет коттеджный поселок. Заборы установлены по урез воды, никакой информации о застройщике и характере строительства не наблюдается, охрана на вопросы не отвечает и препятствует попыткам сфотографировать стройку.
– Еще прошлой осенью здесь никаких заборов не стояло, ни о каких общественных слушаниях о новом строительстве мы не слышали, – рассказывает дачница Наталья Андреева. – Хотя строительство напрямую затрагивает наши интересы: эти места используются для купания. Мы направили письма с целью прояснить ситуацию, но ответов пока нет. Мы подозреваем, что имеет место самозахват.
В соседнем Токсово на Чайном озере для подозрений еще больше поводов. Здесь за несколько месяцев вырос особняк, владелец которого огородил не только примыкающий к нему берег. Установленный им забор простирается вдоль берега, и даже на часть пятиметровой перемычки, по которой проходит дорога.
– Дорога, разделяющая два озера, однозначно не может быть частью чьих-то владений, – говорит активист Дмитрий Сергеев. – Просто владелец особняка заслонил единственную тропу на берег, который он незаконно считает своей собственностью. Как только мы получим официальное подтверждение, что в данном случае имеется самозахват, граждане будут иметь юридические основания для сноса заграждения.
На Суходольском озере в районе Ольховки растет и вовсе грандиозный коттеджный поселок: уже сейчас видны контуры полусотни домов, а по закладкам фундаментов их можно насчитать в два раза больше. Естественно, огороженные берега, непроницаемые заборы и ноль информации. Где милиция? Где природоохранная прокуратура? Где Роспотребнадзор? Но если проанализировать известные водозахваты, то окажется, что все они осуществлялись при поддержке чиновников.
Борьба без правил
Весной 2007 года на общественном пляже на реке Грузинке в поселке Васкелово вдруг появились строительные вагончики и заборы. Возмущенные жители выяснили, что бывший в 2003 году главой Куйвозовской волости (куда входит Васкелово) Загородний В.А., пользуясь служебным положением, сначала сам себе сдал этот пляж в аренду, а затем и оформил в собственность. Позднее он продал пляж Фомину А.Ю, который решил застроить берег коттеджами и продать. Похоже, он не рассчитывал, что жители Васкелово будут действовать жестко и юридически грамотно. В результате действий инициативщиков удалось наложить арест на спорный участок, а спустя полтора года Ленинградский областной суд вынес решение в их пользу.
Однако радость была недолгой. В декабре 2008 года жалобу Фомина удовлетворил президиум областного суда, хотя никаких новых аргументов и доказательств он суду не представил, решение было принято в его пользу.
В феврале 2008 года администрация Кировского района передала участок Лесного фонда на берегу Новоладожского канала у деревни Нижняя Шальдиха в аренду под строительство базы отдыха предпринимателю Даниилу Дяткину. Тот первым делом срубил весь лес, куда местные жители ходили по грибы. Как такое возможно? Лесной фонд для того и берет под охрану участки, чтобы там было нельзя спилить ни одну елку. Но на этом история не закончилась. Вскоре шестеро жителей деревни подали заявление о переводе арендованной Дяткиным территории в статус ИЖС (индивидуальное жилое строительство). Идею горячо поддержали глава Путиловской волости Игорихин В.И. и депутат областного ЗС Соловьев В.И. В марте 2009 года на общественных слушаниях большинство проголосовало против перевода участка в ИЖС, однако местные активисты до сих пор не могут получить протокол слушаний.
– Мы очень опасаемся, что застройка приведет к огораживанию берега, – говорит жительница Шальдихи Вероника Михайлова. – Здесь уже было два случая, когда береговые участки власти отдавали под застройку и клялись, что проход по берегу для нас сохранят. В обоих случаях хозяева в конце концов перекрыли воду! Есть подозрения, что предоставление участков в аренду произошло в обход необходимых процедур: объявления в местной газете, торгов и прочего.
И это не пустяковые нарушения. Аналогичная ситуация вскрылась в истории со строительством ООО «Хонка-парк» коттеджного поселка на берегу озера Вероярви в Токсово. Участок был предоставлен администрацией Всеволожского района в аренду незаконно – без обязательной процедуры торгов и без составления кадастрового плана. На этом основании Федеральная регистрационная служба приняла решение не регистрировать договор аренды. Между ФРС и ООО «Хонка-парк» началась тяжба, которую на данный момент выигрывает регистрационная служба. Однако независимо от судебных решений администрация МО «Токсовское сельское поселение» и правительство Ленобласти создали на территории спорного участка природный заказник с мораторием на застройку. Полная победа? Но активисты говорят, что не удивятся, если завтра здесь снова завизжат пилы, а чиновники будут виновато разводить руками. Денис Терентьев, Ирина Андрианова
«Эдельвейс» под Ленинградом
– Судя по всему, Кожевников прикупил общественный бережок по кадастровой стоимости, то есть почти даром, – говорит местная жительница Наталья Павлова. – Но покупать муниципальную землю в собственность можно лишь после прохождения процедуры публичных торгов. Однако ни торги, ни объявления в местной газете этой покупке не предшествовали. Зато покупателя часто видят в обществе главы МО «Рощинское городское поселение» Александра Курганского. Я попыталась встретиться с Курганским, но мне объяснили по телефону, что для личной встречи нужно записаться на прием за месяц и то при условии предоставления текста вопроса заранее. Наверное, президент Медведев доступнее, чем поселковый чиновник.
Полуостров, который так легко приобрел Кожевников, отличается уникальной красотой: это высокий мыс, заросший деревьями, обрамленный песчаными берегами, с которого открывается великолепный вид на уже давно захваченные и застроенные берега реки Рощинки – частные террасы, причалы для катеров, огороженные пляжи и заборы, заборы, заборы. Сейчас ведется сбор подписей против захвата – как конкретного берега, так и в целом варварской застройки Рощинки. Местные жители будут требовать от властей установления публичного сервитута для всего побережья реки на территории поселка. Готовятся пикет, обращения в прокуратуру и суд. Но практика показывает, что водозахватчики не боятся и куда более громких скандалов.
Аккурат к очередной годовщине Победы стало известно, что новый коттеджный поселок возводят в Сосновом Бору, у впадения реки Воронки в Финский залив. Вплотную к новой стройке примыкает мемориал «Берег Мужественных», входящий в Зеленый пояс Славы под Ленинградом. Здесь в 1941 году защитники города-героя остановили немецкое наступление, а берега Воронки стали западным рубежом Ораниенбаумского плацдарма, который враг так и не смог форсировать. Зато выкупленный сегодня участок былых боев оформлен в собственность СНТ «Эдельвейс» – неужели тоже в память о войне?
Уже после того, как разгневанные сосновоборцы начали собирать подписи «против», название сменили на скоромное «Кооператив «Воронка». Но отношения местных к сути проекта оно не изменило: выдвинуты понятные требования запретить любое строительство на территории Зеленого пояса Славы – это не менее одного километра от реки Воронки. Тем более что земли под СНТ «Эдельвейс» были выделены постановлением администрации Соснового Бора от 2 июня 2008 года, причем публикация в местной прессе этого решения состоялась лишь спустя полгода – 22 ноября. Месторасположение нового садоводства определялось как «Сосновый Бор, 13-й кадастровый квартал 47:15:01 – 13:002» – сухие цифры, никакого упоминания о мемориале.
Сегодня, когда губернатору отправили около полутора тысяч подписей протестующих, появилось решение местного Совета депутатов, в целом подтвердившее законность размещения СНТ на берегу реки Воронка. Правда, депутаты предложили сначала изъять останки защитников Ораниенбаумского плацдарма – вероятно, чтобы не мешали строительству, а ветераны попусту не волновались.
Кавголово в блокаде
Первые в этом годы массовые заезды дачников принесли тревожные вести. Например, в районе поселка Осельки растет коттеджный поселок. Заборы установлены по урез воды, никакой информации о застройщике и характере строительства не наблюдается, охрана на вопросы не отвечает и препятствует попыткам сфотографировать стройку.
– Еще прошлой осенью здесь никаких заборов не стояло, ни о каких общественных слушаниях о новом строительстве мы не слышали, – рассказывает дачница Наталья Андреева. – Хотя строительство напрямую затрагивает наши интересы: эти места используются для купания. Мы направили письма с целью прояснить ситуацию, но ответов пока нет. Мы подозреваем, что имеет место самозахват.
В соседнем Токсово на Чайном озере для подозрений еще больше поводов. Здесь за несколько месяцев вырос особняк, владелец которого огородил не только примыкающий к нему берег. Установленный им забор простирается вдоль берега, и даже на часть пятиметровой перемычки, по которой проходит дорога.
– Дорога, разделяющая два озера, однозначно не может быть частью чьих-то владений, – говорит активист Дмитрий Сергеев. – Просто владелец особняка заслонил единственную тропу на берег, который он незаконно считает своей собственностью. Как только мы получим официальное подтверждение, что в данном случае имеется самозахват, граждане будут иметь юридические основания для сноса заграждения.
На Суходольском озере в районе Ольховки растет и вовсе грандиозный коттеджный поселок: уже сейчас видны контуры полусотни домов, а по закладкам фундаментов их можно насчитать в два раза больше. Естественно, огороженные берега, непроницаемые заборы и ноль информации. Где милиция? Где природоохранная прокуратура? Где Роспотребнадзор? Но если проанализировать известные водозахваты, то окажется, что все они осуществлялись при поддержке чиновников.
Борьба без правил
Весной 2007 года на общественном пляже на реке Грузинке в поселке Васкелово вдруг появились строительные вагончики и заборы. Возмущенные жители выяснили, что бывший в 2003 году главой Куйвозовской волости (куда входит Васкелово) Загородний В.А., пользуясь служебным положением, сначала сам себе сдал этот пляж в аренду, а затем и оформил в собственность. Позднее он продал пляж Фомину А.Ю, который решил застроить берег коттеджами и продать. Похоже, он не рассчитывал, что жители Васкелово будут действовать жестко и юридически грамотно. В результате действий инициативщиков удалось наложить арест на спорный участок, а спустя полтора года Ленинградский областной суд вынес решение в их пользу.
Однако радость была недолгой. В декабре 2008 года жалобу Фомина удовлетворил президиум областного суда, хотя никаких новых аргументов и доказательств он суду не представил, решение было принято в его пользу.
В феврале 2008 года администрация Кировского района передала участок Лесного фонда на берегу Новоладожского канала у деревни Нижняя Шальдиха в аренду под строительство базы отдыха предпринимателю Даниилу Дяткину. Тот первым делом срубил весь лес, куда местные жители ходили по грибы. Как такое возможно? Лесной фонд для того и берет под охрану участки, чтобы там было нельзя спилить ни одну елку. Но на этом история не закончилась. Вскоре шестеро жителей деревни подали заявление о переводе арендованной Дяткиным территории в статус ИЖС (индивидуальное жилое строительство). Идею горячо поддержали глава Путиловской волости Игорихин В.И. и депутат областного ЗС Соловьев В.И. В марте 2009 года на общественных слушаниях большинство проголосовало против перевода участка в ИЖС, однако местные активисты до сих пор не могут получить протокол слушаний.
– Мы очень опасаемся, что застройка приведет к огораживанию берега, – говорит жительница Шальдихи Вероника Михайлова. – Здесь уже было два случая, когда береговые участки власти отдавали под застройку и клялись, что проход по берегу для нас сохранят. В обоих случаях хозяева в конце концов перекрыли воду! Есть подозрения, что предоставление участков в аренду произошло в обход необходимых процедур: объявления в местной газете, торгов и прочего.
И это не пустяковые нарушения. Аналогичная ситуация вскрылась в истории со строительством ООО «Хонка-парк» коттеджного поселка на берегу озера Вероярви в Токсово. Участок был предоставлен администрацией Всеволожского района в аренду незаконно – без обязательной процедуры торгов и без составления кадастрового плана. На этом основании Федеральная регистрационная служба приняла решение не регистрировать договор аренды. Между ФРС и ООО «Хонка-парк» началась тяжба, которую на данный момент выигрывает регистрационная служба. Однако независимо от судебных решений администрация МО «Токсовское сельское поселение» и правительство Ленобласти создали на территории спорного участка природный заказник с мораторием на застройку. Полная победа? Но активисты говорят, что не удивятся, если завтра здесь снова завизжат пилы, а чиновники будут виновато разводить руками. Денис Терентьев, Ирина Андрианова