Вместо сада – суд
– Что стало
причиной отстранения вашей компании?
– Она была до смешного надуманной. Нам заявили, что насос для фонтана у нас не той системы. Больше претензий к нам не было – ни по зеленым насаждениям, ни по реставрации скульптур. Но посчитали, что этого достаточно, чтобы снять нас с аукциона. Если речь идет о таком важном заказе – неужели наша фирма поскупилась бы на то, чтобы приобрести насос нужной марки? Однако приговор был вынесен без возможности его обжалования.
– А
настоящая причина, по вашему мнению, в чем?
– Один из
побудительных мотивов, несомненно, тот, что мы предложили городу концепцию
открытой реконструкции Летнего сада. Не закрывать его на время работы для горожан
– чтобы все, что там делается, было подконтрольно общественности. Заказчик же
полагает, что территория сада должна быть обнесена глухим забором, заглянуть за
который невозможно. Таким образом, никому не будет видно, что для работ,
допустим, нанята неквалифицированная, зато дешевая рабочая сила, или
используется не соответствующая техника, или что вообще идет только имитация
работы, когда три человека с лопатами неторопливо ковыряют газон.
– Вы
обратились в Федеральную антимонопольную службу с претензией на такое отношение
заказчика к проведению конкурса.
– В ФАС обратилась не только наша компания, но и еще один участник несостоявшегося конкурса – весьма достойная фирма «Возрождение», которую также «сняли с дистанции» по притянутым за уши причинам. Это очень уважаемая компания, которая выполняет ежегодно работы по реконструкции и прокладке дорог и набережных на десятки миллиардов рублей. Она, например, выиграла крупный контракт на поставку щебенки для строительства газопровода. Ей принадлежат два карьера щебня. И вот такую фирму обвинили в том, что у нее щебенка не того калибра. Заявить это компании, имеющей специальные цеха по переработке щебенки, – просто нонсенс.
– Но
решение ФАС было принято не в вашу пользу?
– Да,
жалобы были отклонены без объяснения причин. Но «Возрождение» собирается
бороться до конца – и мы их в этом поддерживаем. В наших претензиях нет никакой
экономики, это – наша гражданская позиция. В ближайшее время подаем иск в
арбитражный суд.
– В
результате устранения четырех претендентов победителем стало ООО «Профиль». Вам
что-то известно о нем?
– Можно сказать, что эта компания, по сути, является и заказчиком. Совершенно ясно, что это – аффилированная фирма. Нарушение антимонопольных требований заключается уже в том, что «Профиль» был одновременно и проектировщиком реконструкции. На Западе категорически запрещено допускать проектировщиков к конкурсам на генподрядные работы. У них ведь изначально – огромные преимущества. У нас же это оказалось почему-то возможным. И совершенно ясно, чего они добивались, – в основе лежит материальная подоплека.
– При
организации конкурса объявлялось, что победит в нем компания, которая предложит
провести реконструкцию за меньшую сумму.
– Понятно, что раз конкурентов не оказалось, то и сумма контракта осталась прежней – 2,3 миллиарда рублей. Это при себестоимости работ, по нашей оценке, в 1 миллиард рублей. Остальное можно класть в карман. Работы будут делаться согласно предварительно завышенной смете. А чтобы это невозможно было проконтролировать – все будет засекречено на три года, пока идет реконструкция.
– Вы
считаете, что смета Летнего сада сильно накручена в сторону увеличения?
– Любой
честный специалист подтвердит, что по некоторым позициям там заложены цифры, в
30–40 раз превышающие истинную стоимость работ. Более того, я уверен, что
некоторые работы вообще так и не будут сделаны, а деньги на их «производство»
будут списаны. Но доказать этого не смогут, ведь у нас правило: не пойман – не
вор.
Беседовала Марина Володина
прямая речь
Сергей
Ренни, начальник отдела подготовки проектов Русского музея:
– Решение
Федеральной антимонопольной службы было справедливым – в пользу Русского музея.
Как положено по закону, с ООО «Профиль» будет заключен контракт на генподрядные
работы по реконструкции Летнего сада. Эту компанию мы знаем по производству
заказанных нами работ в Михайловском саду и сквере перед зданием Русского
музея. «Профиль» действительно участвовал в проектных работах по реконструкции
Летнего сада. Как генподрядчик, он имеет право нанять субподрядчиков для
проведения работ, которые должны начаться в июне. Сам «Профиль» будет вести
работы по фонтанному комплексу, прокладке инженерных сетей. В 2009 году
запланировано заниматься в саду зелеными насаждениями, вывозом и реставрацией
скульптур, археологическими и инженерными изысканиями.
от редакции
Скорее
всего, даже если бы заявки на этот конкурс подали самые известные фирмы России
и Европы, их всех отстранили бы от участия, а победителем остался «Профиль». Заказчику
может не понравиться в заявках претендентов все, что угодно, например – лопаты
для перекопки газонов не той фирмы, что надо, неверно выбран цвет рабочих
спецовок – глаз режет, или компания-претендент,
выигравшая до того десятки аукционов, «не смогла правильно оформить заявку». Зато
у той фирмы, что давно уже заказчику знакома, всегда все в порядке – пусть даже
90 процентов работ она будет выполнять чужими руками, нанимая субподрядчиков.
По логике,
любой из претендентов на реконструкцию Летнего сада мог бы в пять минут снять
все вопросы и претензии заказчика. Не нравится предложенное фирмой покрытие
дорожек (одна из озвученных претензий) – заменим на другое. Недостаточно
подробно описано оборудование для фонтанов – пришлем самое подробное описание. И
победил бы тот, кто может выполнить все работы за наименьшую цену. Только
заказчику это было ни к чему. Деньги-то бюджетные.
И, конечно,
полный нонсенс, что победителем стала фирма, которая сама проект и рисовала. Об
этой уловке давно всем известно. Фирма, которой поручают готовить проект, имеет
возможность вписать туда только ей одной ведомые работы – те, что невозможно
обмерить, оценить и проконтролировать. Например, исследование влияния
космических излучений на цвет травы или высоты деревьев в парке на успеваемость
учеников соседней школы. В ходе конкурса можно скинуть цену на стоимость этих работ
– и «честно», за счет меньшей цены, победить. Такая уловка применяется сплошь и
рядом. Но здесь и этой хитрости не понадобилось. Конкурентов устранили более
простым и грубым способом, что позволило ни на рубль не уменьшить сумму,
предусмотренную «Профилем». 300 тысяч рублей на дерево – так 300 тысяч. Если бы
не кризис, могли и бы и в миллион оценить. А мы еще удивляемся, почему у нас
все бюджетное строительство и реставрация в разы дороже, чем в Европе.
Если же
отвлечься от темы денег, то искренне жаль, что заказчик зарубил поистине
революционное предложение одной из фирм-претендентов: не ограждать Летний сад на время трехлетней реконструкции
строительным забором. Это было бы не только эстетически выигрышное решение –
оставить открытыми собственные решетки сада. Кривая километровая ограда из
синей жести визуально убьет и Инженерный замок, и Михайловский сад, и Марсово
поле. И кому, как не музейщикам, это понимать…
Но
революционность даже не в эстетике, а том, что строительные работы
действительно могли бы быть поставлены под общественный контроль. Заборы
городских строек в большинстве случаев скрывают строительный бардак.
Безопасность пешеходов, защита от любопытных детишек – это дело десятое. Главное,
чтобы люди не видели, что за высоченными синими стенами, на многие годы
перекрывающими улицы, или вообще ничего не строится и не ремонтируется, или
трудятся пара-тройка гостей из ближнего зарубежья.
А захваченный забором кусок тротуара и проезжей части строителям нужен, чтобы
поставить там пару туалетов и бытовку-спальню для
сторожей.
Но
«Профилю» и Русскому музею для освоения бюджетных миллиардов нужен именно
глухой забор – как вокруг дачи вороватого чиновника. Да и весь конкурс на право
реконструкции Летнего сада проводился так, словно речь идет именно о личной
даче, которую хозяин ремонтирует за свой счет.