Юлия Махалина: «Меня спасла Мата Хари»
– Юлия,
завтра, 29 мая, ваш творческий вечер в Капелле. Чем будете удивлять?
– Мне кажется, во время каждого своего выхода на сцену артист, будь он звезда или не звезда, обязательно должен чем-то удивлять. Программа моего творческого вечера составлена как своеобразный круиз по хореографии разных стран и разных хореографов, в ней и классика, и современный танец. А также фрагмент из спектакля «Мата Хари», который мы танцуем с Ильей Кузнецовым в Мюзик-холле. Первый раз в жизни – я даже немножко побаиваюсь этого эксперимента – буду танцевать под органную музыку, под «живое» исполнение Баха. Я лично не слышала, чтобы кто-то еще танцевал под орган.
– Идея
ваша?
– Мы с
продюсером Андреем Базановым стояли на сцене Капеллы, обсуждали предстоящий
концерт, и вдруг – как озарение: «А почему бы не использовать и этот
инструмент?»
Вечер в
Капелле отнюдь не концовка моей балетной карьеры. Творческие вечера помогают
поддерживать форму, вести диалог со зрителем.
– С чего вы
вдруг заговорили о «концовке»? Я, конечно, знаю, но не стану озвучивать,
сколько вам лет…
– Ну сколько мне может быть лет, если у меня в следующем сезоне «серебряная свадьба» с балетом?! Просто мне уже звонили и спрашивали: не прощаюсь ли я с публикой? Нет, конечно же. Пока Бог дает силы, и есть внутренние ресурсы, и, самое главное, пока глаза у меня горят, я хочу и буду и сама танцевать, и передавать опыт.
– А еще
творческие вечера позволяют экспериментировать.
– Абсолютно
верно. Собственно, эту мысль я и имела в виду, говоря о диалоге со зрителем. В
Мариинке я и сама себе не позволю идти на какие-то
рискованные эксперименты. Само имя театра обязывает.
Из-за нашей обоюдной с Володей Романовским загруженности мы, к
сожалению, пока не осуществили одну замечательную задумку – балетный спектакль-монолог, где бы я одна держала зал в течение всего
спектакля, не меньше часа.
– Допускаю,
что можно спектакль станцевать в одном костюме, но должны же вы хоть дыхание
перевести!
– Костюм
может иметь детали, с которыми по ходу действия можно варьировать. А
перебивками быть остановки или пантомима, это уже зависит от решения спектакля
и хореографа.
Кстати, о моих творческих вечерах. Когда-то Олег Михайлович Виноградов (главный балетмейстер Театра оперы и балета им. С.М. Кирова – ныне Мариинского. – Ред.) предлагал мне к моему 25-летию сделать вечер. На что я ему ответила, что это может быть только неделя балетов: сегодня – «Дон Кихот», завтра – «Баядерка», послезавтра – «Корсар», а потом – «Лебединое», «Жизель», «Анна Каренина» и т. д. Тогда я была максималистка.
– Юлия, вы танцуете в «Мата Хари». Почему в Мюзик-холле? Спектакль даже с большой натяжкой не отнесешь к легкому жанру.
– После
травмы я была в растерянном состоянии. Я не знала, как мне восстанавливаться. Заходила
в репетиционный зал, в котором всегда себя чувствовала свободно, птицей
высокого полета, а тут как меленький щеночек я куда-то вдавливалась в угол. Психологический барьер был высокий,
почти непреодолимый. И вдруг звонит мне балетмейстер Мюзик-холла и предлагает работу над «Мата Хари». С хореографом,
имени которого я вообще не слышала. Я никогда не забуду нашу первую встречу с
Володей (Романовский. – Ред.): он побаивался меня, а я – его. Но все сложилось.
Он потрясающей души и безграничного таланта человек. Володя замечательно
выстроил спектакль, он идет на одном дыхании. Все, кто недоверчиво относился к
этой постановке, теперь в полном восторге. Даже люди из театра нашего ходили по
несколько раз. Спектакль – как ребенок, он растет. То, что было на премьере,
сейчас уже совсем по-другому выглядит.
– Что за
травма «привела» вас в Мюзик-холл?
– У меня
был сложный перелом. Ситуация складывалась прескверная. И я обратилась к
спортивному врачу Владимиру Гаврилову, он-то и
спас мне ногу. Владимир Владимирович, кстати, не раз спасал меня. И других
спасал – даже тогда, когда, казалось бы, уже был подписан приговор. Период
моего восстановления затянулся почти на год. Только во время работы над «Мата
Хари» я окончательно «набрала» кураж. Так что в моем спасении не последнюю роль
сыграл и этот спектакль.
– Если лицо
человека, неважно кто он – актер или ведущий, замелькало на телеэкране – все,
он уже звезда! Что касается балета, здесь история другая. Можно быть примой,
можно быть всемирно известной балериной, а на улицах родного города не
остановят, не попросят автограф…
– Мой дом
рядом с театром, поэтому ничего странного я не вижу в том, что многие со мной
здороваются. А вот где-нибудь на Петроградской могут
спросить: «Вы не Махалина?» Это, конечно, меня удивляет, потому что на сцене я
выгляжу иначе, чем в жизни. Даже были случаи в Лондоне, когда после «Баядерки»
(там довольно выразительный грим, большие глаза нарисованы) меня останавливали
на выходе из театра: «А Махалина скоро?..» Был совершенно потрясающий случай.
Мы с Фарухом Рузиматовым в Японии пришли смотреть «Спартака», спектакль
Большого театра. И половина зала устремилась к нам – брать автографы. Нам стало
неловко перед коллегами, и мы ушли.
Но как бы
артист ни был благодарен зрителям за любовь и душевное тепло, он обязан
помнить, что для того, чтобы ему выйти на сцену, должны четко сработать все
службы театра. Поэтому я по возможности
везде с благодарностью говорю и о моем зрителе, и о людях театра, которые
остаются в тени моей профессии – гримерах, бутафорах, уборщицах...