Евгений Миронов: «С театром – катастрофа!»
Достигнув
золотого для мужчины сорокалетнего возраста, народный артист России Евгений
Миронов взвалил на свои плечи огромный проект, согласившись стать
художественным руководителем Московского государственного Театра Наций. Два
года работы – и петербургские театралы смогли увидеть две премьеры театра –
«Рассказы Шукшина» режиссера Алвиса Херманиса и «Бедную Лизу» Аллы Сигаловой.
– Евгений
Витальевич, в Питере немногие представляют, что такое Театр Наций, а ведь это
легендарный коллектив…
– Нашему
театру уже 128 лет, он был предшественником Московского художественного театра.
У нас одно из самых красивых зданий в России, но сейчас оно на реставрации.
Ремонт идет, надеемся, через год-полтора
сможем принимать зрителей у себя, в этом прекрасном здании, где работали
Станиславский, Качалов, Москвин, Яблочкина, танцевала Айседора Дункан.
Теперь в театр совсем новое, молодое поколение приходит со своими идеями, своими режиссерами, и мы их принимаем, если то, что предлагается, нас трогает, заводит. И выпускаем премьеры. Именно так молодой режиссер из Петербурга Кирилл Сбитнев поставил замечательный, трогательный спектакль о влюбленном Кафке – «Письма к Фелиции». У нас нет труппы и не будет. Зато у нас будет самая большая открытая театральная площадка в России. Мы проводим несколько фестивалей: «Территория», «НЕТ» («Новый европейский театр»), фестиваль французских малых городов, фестиваль малых городов России – и сейчас вдохновились новой идеей – сделать первый российский шекспировский фестиваль.
– И никакого
кризиса на вас нет?
– Конечно есть. Но мы все равно от своих планов не отступаемся, все сделаем, пусть и не на широкую ногу.
– Театр
Наций живет на государственные деньги?
– Денег государственных хватает на оплату коммунальных услуг… Но добрые люди помогают нам.
– Что вы им
говорите, когда просите о помощи?
– Разное.
Могу сказать, что Театр Наций – мужественный театр. Мы хотим не просто собирать
аншлаги, а влиять на зрителя, который уже давно привык к попкорну. Очень
быстро, за пять-десять лет, театрального зрителя
испортили, и ждет он только одного – три ж… голых и чтобы разъехались и
забыли... С театром у нас катастрофа! Если Бог даст силы, то Театр Наций станет
тем местом, где будут разные спектакли, не опошляющие нашу культуру. Театр в
России всегда был просвещенным, должен был еще что-то делать кроме того, чтобы только развлекать. Кстати, шоу
должны быть тоже, но качественные…
– Евгений
Витальевич, у вас все театр да театр… А кино вы что, совсем забросили?
– Да как-то все не с руки. Но если все срастется, в августе в Питере начинается большой проект, где мы можем сыграть вместе с Чулпан.
– А с
Владимиром Бортко (Миронов сыграл князя Мышкина в его фильме «Идиот». – Прим.
авт.) ничего не планируете?
– Давно хотим что-то замутить. Просто пока у нас разные планы.
– А зачем
столь востребованному актеру, как вы, еще и организационные, продюсерские
хлопоты?
– Бывает,
актер отстраняется, играет свою роль, а там хоть трава не расти. Завидую просто
черной завистью таким людям. Я же ничего с собой не могу поделать – внедряюсь
во все, потому что если даже хорошо сыграю, а спектакль или фильм будет «г», то
мне будет очень неприятно. Я постоянно сталкиваюсь с непрофессионалами. Я
отвечаю за свою работу, а рядом люди не отвечают. Я начинаю выполнять их
работу. Тем самым от своей, актерской, кусок отрываю. Мне это в какой-то момент надоело. Захотелось организационно создать такие
условия, чтобы стало людям удобно. Актерам в первую очередь. Я решил
попробовать.
–
Расскажите, что удалось вам сделать в Совете по культуре при президенте России?
– Когда
меня пригласили туда, я подумал: «Опа!» Еще мои учителя предупреждали, что надо
держать дистанцию с властью. Но когда я туда попал, понял, что эту возможность
надо как-то использовать, а просто сидеть в
костюме рядом с президентом – это не для меня. Уже на первом же заседании была
поддержана моя инициатива о создании фонда, который помогает молодым актерам.
Мы и ветеранам помогаем: вот не так давно в Москве 26 (!) театров сыграли свой
самый кассовый спектакль в благотворительный фонд помощи ветеранам сцены и
кино.
– Режиссер
Егор Кончаловский (Миронов сыграл главную роль в его фильме «Побег». – Прим.
авт.) рассказывал мне, что хочет пригласить вас в свой фильм о советском
хоккеисте Валерии Харламове на роль великого тренера Виктора Тихонова… В итоге
у фильма и режиссер оказался другой, и Миронова не пригласили…
– Впервые
слышу о таком проекте! Кстати, это было бы интересно…
– А сами вы
в хоккей играли, были болельщиком?
– Я, как и
все, болел в советское время за наших хоккеистов и фигуристов, был в курсе их
олимпийских побед. Но сам я далек от хоккея и фигурного катания. На коньках-то не стою. Но это ни о чем не говорит. Я и на саксофоне
раньше не играл, а для спектакля «Фигаро» научился…
Когда мы с
сестрой были в Швейцарии, она меня уговорила полетать на параплане – это такой
парус. Прыгаешь с высоты двух тысяч метров и дальше летишь, паришь в течение
часа! Безумно интересно: чувство страха и чувство восторга…
– Так вы в душе
экстремал!
– Раньше
таким не был. Хватало экстрима в профессии. Но в последнее время меняюсь. Не
только на горных лыжах катался, но и боксом занимался. Сначала мне надо было
для роли, а когда картина закончилась, понял, что мне этого не хватает, и я продолжил
брать уроки бокса. Вот еще дайвингом заинтересовался. В фильме «Побег» у меня
было погружение на три метра глубины, это не так много, но ощущения
понравились.