Александр Городницкий: «Я знаю, где искать Атлантиду!»
Все, кто
общался с Александром Городницким или хотя бы просто бывал на его концертах,
сходятся в парадоксальном мнении: для человека любого возраста он – ровесник.
Оптимистически молодой – с молодыми, умудренный ироническим опытом – с
прожившими большую часть жизни и даже по-детски беззаботно озорной с самыми
маленькими. Почему так происходит, остается вопросом, одним из вариантов ответа
на который может быть нехитрое умозаключение: наверное, ему просто интересно
жить…
– Александр
Моисеевич, мне пришла в голову крамольная мысль – а что, если начать разговор с
вами, живым классиком авторской песни, не о поэзии, а о том, что к ней
совершенно не относится?
– Только
давайте сначала поставим точки над «i». Никаким живым классиком я себя не
чувствую. И не собираюсь преувеличивать свой вклад во что бы то ни было, потому
что когда человек начинает ощущать себя гуру, это, во-первых, ко многому обязывает, а во-вторых, выглядит со стороны смешно.
В общем, в этой роли я выступать не хочу. Я просто пишу стихи и занимаюсь
геофизикой.
– Вот
именно как к ученому я и собирался к вам обратиться! Сейчас стало очень модно
пугать людей грядущими глобальными катастрофами. Они действительно уже так
близки, как об этом говорят по телевизору?
– Если вы
спрашиваете об озоновой дыре и парниковом эффекте, могу сказать очень
определенно: это мистификация. Страшилки для обывателей. Конечно, что нас
ожидает, известно одному Богу. Но никакие геологические катастрофы в ближайшее
время точно не произойдут. Ни в коем случае. А вот геополитические – вполне
возможно. Если мы сейчас, как многие говорят, живем во времена рождения какой-то другой, совершенно новой эпохи, в
которой уже не будет христианской морали, то ничего хорошего не будет. Тут,
конечно же, многое зависит от нас самих. Только необходимо учитывать: начинать
надо с себя. С себя самих.
– Вы
считаете, что наше общество к такому повороту готово?
– А почему
нет? Мир стремительно меняется, и вместе с ним меняется наша система ценностей.
Мы сегодня уже совсем не так, как, скажем, двадцать лет назад, судим о том, что
такое хорошо и что такое плохо. Я ни в коем случае не собираюсь ставить кому-то или чему-то оценки и вообще всегда стараюсь
уклониться от политического и правового аспекта. Это не мое дело, пусть этим
занимаются специалисты. Но, как мне представляется, нашим соотечественникам
неплохо было бы привить чувство собственного достоинства. Только в этом случае
у нас появятся Личности с большой буквы, которые смогут инициировать перемены к
лучшему.
– Так ведь
они ж в России были всегда! Не говоря ни о чем другом, «поэт в России – больше,
чем поэт». И, если уж у нас зашла об этом речь, объясните, почему именно в
«трудные времена» в стране появляется больше талантливых людей, чем в
спокойные?
– Это очень
сложный вопрос, он не имеет общих решений… Для творчества подходит любая эпоха,
и, как писал мой друг Александр Кушнер, «времена не выбирают, в них живут и
умирают». Так что любая эпоха, по-моему, полезна для творчества по-своему. А что касается таланта, тут
лучше, чем Раневская, не скажешь. Она говорила: «Талант – как прыщ. Он может
выскочить на любой заднице».
–
Определение хлесткое. Но ведь, согласитесь, даже «вскочив», талант должен иметь
условия, чтобы по-настоящему развиться и созреть.
– Чтобы это произошло, надо хоть чем-то заниматься – это первое. И второе – если у человека есть потребность, допустим, писать, то он должен верить только в эту свою потребность и спокойно относиться к чужому мнению. То есть безусловно учитывать, что тебе говорят, но ни в коем случае не считать это для себя окончательным. А вот этого-то мы как раз и не умеем. Когда я был молодой, то, как большинство начинающих, ходил к великим и именитым поэтам, чтобы узнать, что они думают о моих стихах. И, конечно, слышал немало отрицательных отзывов. Это меня тогда в буквальном смысле слова мучило и убивало...
– Но не
сломило же!
– Так ведь я по натуре оптимист. Если не был бы таким, то уж точно жил бы иначе.
– Как
именно?
– Следует
сразу сказать, что это для меня самого – тайна, покрытая мраком. Я ведь по
натуре человек слабохарактерный, малообразованный, мягкий, да к тому же
абсолютный дуалист.
– Простите,
Александр Моисеевич, но, мне кажется, вы сейчас немного кокетничаете…
– Какое, к
шутам, кокетство, когда мне 76 лет?! Понимаете, мне всегда было очень трудно
выбрать в жизни что-то одно. Чем бы ни занимался, мне всегда казалось, что, пока
я сижу и делаю какую-то ерунду в этой комнате, за стеной происходят гораздо более
интересные вещи! У меня все перепутано. И я сам не в состоянии объяснить,
почему я с одинаковым азартом занимался моделированием подводных гор Мирового
океана, расчетом твердой оболочки под океаном, которую мне, между прочим,
удалось рассчитать впервые в мире, и в то же время – стихами и песнями.
– С
возрастом, как правило, круг интересов заметно сужается, но, насколько я
понимаю, с вами этого не произошло?
– Увы…
Мудрости мне годы не прибавили, а глупых эмоций не убавили... Я ведь принадлежу
к поколению, которое в детстве научили брать пример с любимого героя и иметь в
жизни какой-нибудь
девиз.
– Кто был
вашим героем?
– Руаль
Амундсен, конечно! Человек, который открыл Южный полюс и погиб как настоящий
мужчина, пытаясь спасти экспедицию Нобиле.
– А девиз?
– Фраза из Платона: «Верь тому, кто ищет истину, и не верь тому, кто говорит, что ее нашел!»
– Хм… Чтобы
искать истину, надо прежде всего четко обозначить направление, в котором она
может находиться. А вы сами говорите, что по натуре – дуалист и непоседа…
– Так ведь у меня есть интуиция, которая меня никогда не подводила!
– И что она
вам сейчас подсказывает?
– Я точно знаю, что Атлантида на самом деле существовала, и точно знаю, где ее надо искать!
– Вы
серьезно?!
–
Безусловно! Я даже делал пленарный доклад «Атлантида с позиций современной
науки» на конгрессе Русского географического общества в Кронштадте. Я реально
обосновал ее существование в треугольнике между Азорскими и Канарскими
островами и Гибралтарским проливом.
– Честно
говоря, Александр Моисеевич, вы меня сейчас здорово удивили…
– Ну и
слава Богу! В одной в одной из моих старых песен есть такие строчки: «Не
страшно потерять/ уменье удивлять,/ Страшнее потерять уменье/ удивляться»...
Так что давайте принимать это как данность…