«Надо самим научиться строить корабли»
– Валерий
Васильевич, известно, что наши судовладельцы предпочитают заказывать суда за
рубежом, так как российские верфи, на их взгляд, неконкурентоспособны по цене,
срокам, обязательности в исполнении контракта. Какие меры нужно предпринять судостроителям и, может
быть, государству, чтобы изменить эту оценку?
– Я бы не
ставил так вопрос: что нужно от правительства? Прежде всего надо самим
научиться строить корабли. И делать это вовремя, четко в срок и по строго
согласованному бюджету. Мы всю жизнь занимались военным кораблестроением, и
потому у нас сложились стереотипы в реализации тех или иных контрактов. А
гражданское строительство отличается своей динамичностью, иным подходом. Нужно
искать более дешевое и качественное оборудование, обеспечивать сервисное
обслуживание. А мы, к сожалению, делать этого еще не умеем.
– Так ведь
для этого и создана ОСК. Она что-то
конкретное уже сделала?
– Наша корпорация разработала стратегию дальнейшего развития, которая предусматривает такие направления, как модернизация, организационные перестройки, объединения заводов, строительство новых верфей и т. д. Сейчас этот документ проходит адаптацию в совете директоров. Поэтому говорить о нем сложно, ведь он должен быть принят на очень высоком, по сути дела, правительственном уровне.
– Опять
бумаги! Хотелось бы все-таки узнать о реальных действиях.
– Главное,
подготовлен план серьезной модернизации существующих и создания новых мощностей.
Так, на Дальнем Востоке на базе завода «Звезда» будет строиться современный
судостроительный комплекс, который позволит насытить отечественными судами
сначала внутренний рынок, а затем, когда мы вырастим нормальных конструкторов,
которые смогут предложить новые идеи обеспечения внутренней начинки наших
кораблей, то и мировой рынок гражданского проектирования и строительства. Кстати, наша корпорация планирует создать на
базе уже существующих новое конструкторское бюро. Оно будет специализироваться на гражданском
судостроении, что позволит нам обеспечить качественное проектирование с
использованием современных методов.
– Каковы
планы ОСК на Северо-Западе?
– В Северо-Западном регионе есть несколько проектов. Это Приморская верфь, Выборгский завод, проект развития «Северных верфей» совместно с Балтийским заводом и, наконец, проект развития «Адмиралтейских верфей». На их территории будет строиться мост, прокладываться новая магистраль, и предприятию все равно придется переезжать из центра города. Поэтому появилось предложение вынести гражданское судостроение «Адмиралтейских верфей» в отдельный самостоятельный блок в Кронштадт за кольцевую дорогу, на так называемый кронштадтский участок гражданского судостроения. Производство кораблей военного назначения останется на старой территории. Это предложение уже проходит согласование в соответствующих инстанциях, и я думаю, что в конце этого – начале следующего месяца город определится со своим решением. Как только будет принято решение об отводе земли, начнутся изыскательские работы, надо будет исследовать грунты, намывать территорию.
– Не
предполагается ли при создании этих новых верфей использовать здания,
оборудование Кронштадтского морского завода, который просто в бедственном
состоянии?
– Пока это
предприятие не входит в нашу корпорацию, но оно станет ее членом уже в
сентябре. Поэтому его мощности могут быть задействованы, но только не для
нового строительства. К сожалению, существующие там технологии либо устарели,
либо утрачены. Впрочем, мы не исключаем
возможности использования каких-либо площадей под отдельные виды
производств.
– А как
будет осуществляться финансирование этого проекта? Совсем недавно называлась
какая-то фантастическая сумма в десятки
миллиардов долларов…
–
Действительно, когда Институт технологии судостроения и судоремонта сделал
проект, он, конечно, вложил туда достаточно серьезные капитальные затраты. По
нашему мнению, это недопустимо, и объем работ будет миниминизирован. Мы там
планируем строить минимальное производство.
Это будет один достаточно крупный (длиной 600 метров) сухой док,
корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное и покрасочное
производства. Других цехов, необходимых
для строительства кораблей под ключ, мы там не планируем, потому что будем
налаживать кооперацию с существующими
мощностями судостроительной корпорации. Что касается финансирования, то в
основном это будут заемные средства – кредиты Внешэкономбанка, полученные под
совместную программу с «Газпромом», «ЛУКОЙЛом», «Роснефтью», «Совкомфлотом» по
строительству судов для обслуживания шельфовых месторождений нефти и газа.
Заявила о своем желании стать участником этого процесса и корейская компания
Samsung Heavy Industries. Стоимость проекта мы оцениваем в один миллиард
долларов. Начало строительства мы намечали на 2009 год, окончание – на
2014–2015 годы.
–
Рассчитываете ли вы на помощь государства?
– На помощь
– да, на финансирование – нет. Я уверен, что ВЭБ не будет финансировать эту
стройку без решения правительства. И конечно, мы не отказались бы от субсидирования государством процентной ставки
по кредитам. Любая другая государственная поддержка – это не рыночный подход и,
наверное, неправильный. Государство дает деньги на оборону, есть программа
развития оборонного комплекса, это правильно. А по линии гражданского
судостроения нам на это рассчитывать нельзя.
Беседовала Марина Алексеева