Общество

От гидросфигмометра до полиграфа

02 июля
Чтение чужих мыслей – занятие для большинства людей хлопотное и вредное. Но специалисты, которые занимаются диагностикой лжи, думают иначе. Прежде всего потому, что ими движет желание установить истину, помочь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, а руководителям предприятий и организаций – получить достоверную информацию о сотрудниках. Сразу внесем ясность: процедура эта добровольная и не для слабонервных, а ее результат не приговор, а лишь подспорье в работе правоохранительных органов или кадровой службы коммерческого предприятия.

 

Образно говоря, детектор лжи –  некий эликсир правды. Сегодня этот термин на слуху у многих людей, но мало кто знает, что на самом деле представляет собой это техническое устройство. Прообраз первого полиграфа появился еще в далеком 1890 году и носил название «гидросфигмометр». Его изобрел итальянский криминалист Чезаре Ломброзо, который и стал использовать новый прибор в своей уголовной практике для измерения кровяного давления у подозреваемых.

Но среди специалистов первым полиграфом принято считать изобретение Джона Ларсона, офицера калифорнийской полиции. Созданное им в двадцатых годах прошлого столетия устройство одновременно фиксировало кровяное давление, пульс и дыхание. А сам термин «полиграф» произошел от двух греческих слов — «поли» (много) и «графо» (писать).

 В последние годы применение полиграфа стало если не повсеместным, то популярным среди государственных и правоохранительных структур. Заинтересовались полиграфом бдительные бизнесмены. Чаще стали прибегать к помощи полиграфологов и ревнивые супруги, подозревающие друг друга в неверности и не стесненные в средствах. Заметим, что проверка одного человека на лояльность обходится в 4–5 тысяч рублей, а на расследование происшествия надо потратить 6–10 тысяч за каждого человека.

Более десяти лет в Петербурге существует Центр оценки достоверности информации (ЦОДИ), а при нем –  Санкт-Петербургская школа детекции лжи. Впрочем, подготовка специалистов-полиграфологов не поставлена здесь на поток, да это и невозможно. Руководитель центра и школы Андрей Степанов занимается «штучной» работой. По его мнению, главная заслуга специалиста полиграфа не только в обнаружении нечестных и опасных людей (преступников и наркоманов), но и в снятии обвинения с невиновных.

С легкой подачи журналистов полиграф стали называть детектором лжи, но этот термин не совсем корректен. Сам по себе полиграф – это просто машина, она не читает мысли и не обнаруживает ложь, а сканирует память и показывает изменение параметров психофизиологической активности. Считается, что ложь вызывает более высокий уровень возбуждения, чем правда. Полиграф, в отличие от следователя или прокурора, бесстрастно фиксирует изменения потоотделения, давления, дыхания, расширение или сужение зрачков, связанные с выдачей ложной информации. Здесь задействованы такие хорошо изученные механизмы, как отражение наших действий в памяти, внимание, эмоции страха разоблачения и наказания, вины и т. д.

Но выявление лжи – это процесс вероятностный. По физиологическим признакам нельзя стопроцентно установить причину той или иной реакции. Это может быть страх или испуг. Нередко прибор реагирует на какие-то ассоциации, возникшие в памяти испытуемого. Вот почему для работы на современном компьютерном полиграфе нужны высококвалифицированные специалисты, способные профессионально дифференцировать реакции, вызванные ложью, от реакций, вызванных другими факторами. Они должны пройти серьезную подготовку, на которую уходит минимум два года. Но перед этим будущие полиграфологи проходят тщательный отбор.

Санкт-Петербургская школа принимает на учебу только тех, кто отвечает строгим требованиям критериев отбора: кандидат должен иметь глубокие знания во многих областях, обладать широким кругозором и уровнем интеллекта, способностью к обучению в этой области, стрессоустойчивостью, развитыми коммуникативными качествами, артистическими задатками и т. д. Вот почему Андрея Степанова так возмущают люди, которые просто делают бизнес на детекции лжи, не обладая достаточными знаниями, для того чтобы решать судьбы других людей. В последние годы по всей России открылось множество «курсов» или «школ», которые за 3–4 недели готовят выпускников крайне низкого уровня, которых даже нельзя назвать специалистами. За такой короткий срок невозможно подготовить профессионала, участвующего в решении сложнейших задач и берущего на себя ответственность за чужие судьбы.

Именно из-за низкой подготовки специалистов испытуемые все чаще сталкиваются с несправедливым обвинением. В ЦОДИ обращаются по разным вопросам, но чаще всего это расследования по кражам или утечке информации. Грамотный полиграфолог обязательно должен выезжать на место и пройти тот же путь, что и предполагаемый преступник. В самом начале рассматриваются все возможные версии, затем нужно собрать информацию и в конце «составить мозаику» совершенного преступления.

Трудность работы, по словам Андрея Степанова, состоит в том, что заказчики иногда сами усложняют себе задачу, не следуя принятым рекомендациям или давая неполную картину событий.

– Гораздо легче работать с иностранцами, –  говорит Андрей Степанов, – у них совершенно другой менталитет. Если они нанимают специалиста, то доверяют его профессионализму и делают то, что он им рекомендуют.

В последнее время в центр все чаще стали обращаються люди, ложно обвиненные в ходе проверок непрофессиональными специалистами. Ведь такая ошибка может привести к непоправимым последствиям. Наверное, поэтому подозреваемые сто раз подумают, прежде чем добровольно отдать себя под контроль датчиков и стать объектами психофизиологических исследований.

Поучительный случай, описанный на форуме сайта «Эпос», произошел в январе этого года с девушкой Марией в Киеве. Бойфренд повел ее к разрекламированному на Украине полиграфологу Андрею Волыку. Целью проверки было узнать, изменяла ли она своему парню или нет. Мария с полной уверенностью и спокойствием согласилась ответить на все вопросы, так как никогда своему другу не изменяла. И каково было ее возмущение, когда Андрей Волык сообщил, что по результатам проверки она неоднократно была неверной подругой. Девушка полгода искала помощи у профессионалов и нашла ее. Повторное обследование, грамотно проведенное  хорошим профессионалом, полностью сняло с нее всякое подозрение.

В жизни происходили и более страшные случаи, когда ложно обвиненных людей сажали в тюрьму или применяли к ним нетрадиционные методы воздействия. Грамотный специалист должен нести полную ответственность за сделанные в ходе обследования выводы. Вот почему необходимо сохранять результаты проверок, чтобы потом иметь возможность дать тест на расшифровку другим специалистам. Полиграф – это не волшебная машина, которая все делает сама. Для работы с ней необходимы опытные профессионалы, а таких пока еще очень мало.

– Обучение специалистов – невероятно сложный и долгий процесс, –  признается Андрей Степанов –  Мало кому удается пройти строгое сито отбора в нашу школу. Ну, если уж кто попал, то мы прилагаем все усилия, чтобы наши выпускники совершали минимум ошибок. За работу каждого из них я несу личную ответственность.

Юлия Мелейко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь