Город без теней
«В Петербурге может измениться все. Кроме его погоды и его
света, – подметил Иосиф Бродский. – Это северный свет, бледный и рассеянный, в
нем и память, и глаз приобретают необычайную резкость. В этом свете, а также
благодаря прямоте и длине улиц, мысли пешехода путешествуют дальше цели его
путешествия. И человек с нормальным зрением может различить на расстоянии в
полтора километра номер приближающегося автобуса или возраст следующего за ним
шпика».
Только здесь бледный рассеянный свет сочетается с барочными
и классицистическими дворцами и уходящими вдаль улицами. Только в Петербурге
этот ясный сумрак придает строгим очертаниям зданий новую жизнь. Дома и дворцы
словно отделяются от земли и парят в воздухе, словно летучие голландцы.
В белые ночи у Петербурга только своя, неповторимая,
цветовая гамма. Если бы Ренуар был прописан на Васильевском, ему, чтобы
остаться импрессионистом, пришлось бы выдумать другую палитру. Если бы Писсаро
родился и вырос на Гороховой, он превратился бы в Бенуа.
В разное время суток и в разное время года в Петербурге
преображаются не только дома, но и люди. Прохожие тоже становятся миражом:
осенью – из-за
промозглого тяжелого воздуха, с трудом прорезаемого огнями фонарей, зимой – из-за
хлопьев снега… Промозглая тьма питерского ноября сгущает воздух настолько, что
в фонарном свете вокруг голов нередко можно увидеть ауру. Даже памятники под
снегом в слякоть и в зимнюю темень оживают, изменяясь каждый на свой манер. Но
особенно чудесно миражное превращение в первой половине лета, в белые ночи и на
исходе этих ночей. С каждой каплей дождя и с каждым дуновением ветра оживают
даже лики монументов – будь то Великий император на Сенатской площади или
безымянные юноши на Аничковом мосту.
И только в мае, в те дни, когда распускаются листья на
деревьях и по всему Петербургу плывет пьянящий запах первой черемухи, люди расцветают
одновременно с природой. В петербуржцах и растениях, даже в камнях этого города
пробуждается ожидание белых ночей – когда небытие встречается с бытием, рассвет
с закатом, вечер с утром и человек с ангелом.
Нигде больше всего этого не увидишь и не ощутишь. Туман в
Лондоне? Но там нет белой ночи, являющейся одновременно утром и вечером. Белая
ночь Стокгольма? Но в шведской столице нет столько дворцов, чтобы превратить
улицы и площади в сказочные пейзажи. В Петербурге же их так много, что город
вот уже без малого сто лет просто не знает, что с ними делать. Я был еще
подростком, когда услышал в автобусе, как приезжий спросил кондукторшу: «Как
доехать до дворца?» – «Вам до какого? – тут же переспросила она. – У нас дворцов
как грязи!»
Свет белых ночей порождает и еще одно совершенно необычайное
явление – человека сумеречного рассвета и рассветных сумерек. При этом оба –
настоящая мистика! – существуют одновременно и в одной душе. С самого своего
эволюционного появления на Земле человек вечерний не встречался с утренним –
расстояние в двенадцать часов было намного больше, чем до Луны, и было
непреодолимым. Такие встречи стали возможны только с появлением телефонных
разговоров через океан. Но еще раньше это произошло в Петербурге, где безлунный
блеск создает странное ощущение утра и вечера разом. А это ломает одну из самых
важных доминант, данных homo sapiens от природы, и неизбежно будоражит
воображение.
Четкость зрения в белую ночь усиливается многократно – это
факт физиологии восприятия. Думаю, и объяснение этому чисто физиологическое: в
мозгу человека в процессе распознавания образов очертания отделяются от цвета и
яркости, воспринимаемой на поверхности предмета как тень. Поэтому в белую ночь
мы смотрим именно так, и ясность петербургских ландшафтов представляется нам
уникальной. А ясность зрения стимулирует ясность мыслей, так же как неясность
зрения в ноябре – их расплывчатость, порождая совсем другую литературу, другие
чувства и другую любовь.
В речи каждого петербуржца есть музыка, о которой он не
догадывается, как господин Журден не догадывался, что говорит прозой. На
берегах Невы в белую ночь трудно не быть поэтом. Даже пьяницы, бандиты и
хулиганы здесь поэтичнее, чем в других краях. А всё потому, что музыка и
гармония заключены в самом городе.
…Более четкое видение при отсутствии теней, встреча человека утреннего с вечерним, а также уходящие вдаль улицы, создающие эффект нереальности, когда вечер не темнеет, утро не светлеет и сознание объединяет начало дня с его завершением, утро с вечером и восход с закатом, – вот три компонента, которые в белую ночь рождают в душе такое удивительное очарование, которое не объяснить ни научными формулами, ни стихами, ни картинами, ни музыкой… И слава Богу, что есть волшебство, объяснить которое можно только с помощью других непостижимых волшебств!..
Юрий Магаршак, президент Международного комитета интеллек туального сотрудничества, профессор (США)