Церетели хочет работать в Русском музее
Понять, где
же, собственно, в музее начинается выставка одного из самых плодовитых
художников современности – «Мастерская Зураба Церетели», довольно трудно.
У входа в
анфиладу залов Михайловского замка стоит вешалка с одеждой, на полу лежит
ковер, стоят табуретки, кресла, мусорное ведро с тюбиками, из которых выдавлена
краска... Вот в этой неожиданной и новой для музея «одомашенности» атмосферы и
заключается особенность экспозиции, имитирующей мастерскую художника. А также
кардинальное отличие выставки к 75-летию Зураба Константиновича в Русском музее
от той, что сделана Третьяковской галереей, отметившей юбилей мастера показом
его парижской серии картин.
Правдоподобие
смоделированной музеем «мастерской» подтвердил сам Зураб Константинович, войдя
на выставку и сказав: «Это моя мастерская, я здесь хочу работать». Художник тут
же надел свой синий фартук, взял в руки кисть и начал работать над новой
картиной. Сейчас она уже почти закончена, нет только лица изображенного на ней
человека. Кто это будет, мы узнаем только 7 сентября, в день закрытия выставки.
Но Церетели намекнул, что это будет кто-то из тех, кто работал над выставкой
в музее.
Несмотря на
мрачные легенды, овевающие Михайловский замок, Зураб Константинович в стенах
музея чувствовал себя вполне комфортно:
– Вы
навсегда мне эти залы даете? – с улыбкой спросил он руководство музея. –
Лежанку поставлю, гардероб сделаю – лучше буду работать, рисовать.
Открывая
выставку, директор Русского музея Владимир Гусев рассказал о своем посещении
мастерской художника в Москве, которое перевернуло его представление о мастере.
Узнав, что художник встает в шесть утра и сразу начинает работать, увидев его
палитру «размером с два письменных стола», а также большое количество вещей,
которые никто и никогда не видел, – директор Русского музея понял, что до этого
не знал Церетели. И решил показать таким этого художника нам.
– Он
работает как дышит, – сказал Владимир Гусев. – Он из тех, для кого искусство не
профессия и не труд – это жизнь.
Когда идешь
по выставке Зураба Церетели, кажется, что его картины – это всегда буйство
красок, что бы ни было изображено на полотне, – стол, ломящийся от горы
фруктов, или Эйфелева башня.
«Искусство
избыточности, полноты чувств», – так охарактеризовал творчество художника
заведующий отделом живописи второй половины XIX–XXI веков Владимир Леняшин.
Живопись,
эмали, шелкография, скульптура, видеоинсталляции, а также личные вещи Зураба
Константиновича – все это погружает посетителя в мир художника, полный энергии
и вдохновения.
Но каким бы
радостным событием для художника ни было открытие выставки в Русском музее, уже
сегодня его ждут новые дела: в Москве у него в работе колоссальная статуя
Христа, большую часть которой художник уже выполнил, а в Париже, куда он
сегодня улетает, Церетели предстоит выполнение заказанной ему французами
скульптуры героев знаменитого романа Дюма «Три мушкетера».