Немецкая музыка – наше всё
Разумеется, такая обширная программа не могла обойтись без внутренних «сюжетов». Таковых было два: бетховенский и вагнеровский. Последний включал тетралогию «Кольцо нибелунга» в новой режиссерской редакции Александра Зелдина и впечатляющее исполнение «Парсифаля» в КЗ с участием трех роскошных басов: Рене Папе, Евгения Никитина и Николая Путилина – один другого лучше.
Оба цикла
объединялись мощным дискурсом: «Немецкая музыка на XVII фестивале «Звезды белых
ночей». Туда же подверстались гастроли оркестра Мюнхенской филармонии с
Кристианом Тилеманном, приезд оркестра и хора
Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля,
возглавляемые дирижером Рольфом Беком.
Прозрачно и легко, придерживаясь относительно аутентичной манеры, ребята
исполнили мало играемую у нас ораторию Генделя «Празднество Александра»: пышная
барочная музыка, полная торжественных шествий и победного ликования, но и изумительно
нежных любовных монологов, пролетела на едином дыхании. За первым пультом сидел
концертмейстер берлинского оркестра Alte Musik, специалист по ранней музыке,
так что со стилем и артикуляцией у немецких музыкантов все было в порядке.
Между
прочим, господин Бек после концерта очень восхищался акустикой зала. «Слышал от
многих, – говорит, – что акустика зала
хороша, но не ожидал, что настолько». И впрямь акустика КЗ – одна из
лучших в мире.
Рафинированнейший
эпизод немецкой программы: выступление октета Берлинских филармоников. Вот где
царило высокое – не побоюсь этого слова! – музицирование: поэтичное,
чувствительное и вместе с тем идеальное в смысле ансамблевого звучания.
Гармоническое видение мира и его красот – вот что несли нам немецкие музыканты.
Они играли Шуберта и Моцарта просто и вместе с тем изысканно. Чувство
ритма было фантастически точным, чувство
локтя – просто умилительно: выдающиеся музыканты экстра-класса на время
концерта срослись в единый организм, многоголовый и многорукий.
Пока звучал
невыразимо прекрасный Кларнетовый квинтет Моцарта, в зале, казалось, благоухали
розы и пионы и расцветал чудесный сад. Меланхоличная мелодия дивной красоты
вела по извилистым, мокрым от дождя тропинкам этого воображаемого сада: вдали
склонилась над водой ива, а на водной
глади расходились кругами частые пузырьки, вспененные дождевыми каплями. Вот и
говори после этого, что музыка не имеет под собой предметно-изобразительной подоплеки: пока звучал Квинтет, зал усиленно
занимался коллективной визуализацией образов природы, я это точно знаю.
Последовавший
за ним Октет Шуберта был сыгран строже и виртуознее, но с той же степенью
исполнительского совершенства. Вообще
высокая содержательность музыкантского высказывания в тот вечер была
такого свойства, что невольно навевала грустные мысли об уровне камерного музицирования у нас в стране.
Скрипка буквально пела и плясала в руках великолепного виртуоза Лоренца
Настурица-Гершовичи: с такой легкостью,
юркостью и азартом играют, пожалуй, лишь цыганские «короли скрипки» где-нибудь в предгорьях Карпат.
Потрясающий
фаготист Бенц Боганьи демонстрировал чудеса отчетливости и скорости, а
кларнетист Венцель Фукс, с равной свободой и непринужденностью игравший и
Моцарта, и пальцеломные затейливые пассажи в Quattro Fantasie Ханса Вернера
Хенце, изумлял реактивностью и
длинным дыханием, позволявшим исполнять неправдоподобно длинные мелодии.
Кстати, именно Венцель Фукс был одним из пятерых фантастически техничных
солистов, которые сыграли в мае мировую премьеру «Концерта для пятерых»
Зигфрида Маттуса в сопровождении оркестра Берлинской филармонии под
управлением сэра Саймона Рэттла. Шумные
овации, выпавшие на долю героев, с артистической легкостью расправлявшихся с
дико сложными, в сущности, неисполняемыми партиями концерта, сотрясли в тот вечер своды зала Берлинской
филармонии.
Великолепно
провел Шестую, Пятую, Первую и Третью симфонии Бетховена Валерий Гергиев: умно,
тонко и точно. Третья, «Героическая», симфония была особенно хороша: расчетливо,
в среднем темпе сыгранное скерцо контрастировало с пылкой батальностью и
сверканием сабельных клинков первой
части. Гергиев низвергал оркестр в зияющие пучины трагедий и возносил на сверкающие вершины победного ликования.
Философично и мудро, с потрясающей
концентрацией мысли был проведен Траурный марш. Даже Пятая заигранная до дыр симфония
с пресловутым навязшим в ушах «стуком судьбы» предстала, словно омытая росой –
свежая, энергическая, блистающая яркими красками.
Словом,
художественных впечатлений – разных, большей частью качественных на фестивале выдалось много,
даже с избытком. Теперь нужно все осмыслить и как следует «переварить». Время
есть – впереди лето.