Северо-Запад

Дорога, но только к храму

21 июля
Гдовская деревня Крапивно и еще десяток поселений вокруг взбудоражены – кажется, к ним прокладывают дорогу! Огромные самосвалы с номерами Петербурга и Ленобласти несколько дней возили песок, сыпали его в самые страшные ямы на давно не проезжем пути. Правда, местные знали, что дорогу делают не в деревню, а к церкви. Но поскольку храм стоит совсем рядом, они все-таки надеялись, что их снова свяжут с миром. Почему их ждало разочарование, разбиралась корреспондент «НВ».

Когда-то здесь было множество деревень по обоим берегам, что не удивительно: река, поля, луга, леса, живи не хочу. Даже в послевоенное время сгоревшие и обезлюдевшие было поселения отстраивались, приезжали новые люди, работали колхозы и совхозы. Теперь два вида травы заполонили окрестности: вредоносный борщевик и хороший как будто люпин, любимая коровья еда. Да вот скота тут не осталось. За последние лет тридцать количество деревень в округе сократилось вдвое, да и остальные практически обезлюдели. И дороги, отмеченной на карте Псковской области по правому берегу Плюссы между деревнями Щепец и Вейно, на самом деле уже не существует.
Сергей Борнусов, глава Добручского сельского поселения, куда входит описываемая территория, только рукой машет:
– Знаете, сколько людей осталось на территории нашего поселения? На все эти деревни вместе с поселком Добручи около тысячи человек. Есть деревни, где прописаны и постоянно живут два-три человека. Конечно, летом население вырастает, но это дачники, почти все питерские. Да, они платят за электричество, за дом, покупают в ближних магазинах еду, но все равно это население никак не учитывается. А у нас расчет на душу постоянных жителей – и врачебное обслуживание, и количество милиции, и автолавки, и связь.
Дачники, тем более из другого субъекта Федерации, понимают, что у местной администрации они ничего не допросятся (не потому, что она такая вредная, а потому, что нищая). Выдав муниципальным образованиям формальную власть, но не подкрепив ее финансированием, наши законодатели фактически поиздевались над глубинкой.
– Да вы хоть президенту напишите об этих проблемах, все равно письмо будет спущено до самого низа. И все равно вы будете разговаривать с нами, с районной властью, а у нас ответ один: нет денег! – заявляет с горечью первый заместитель главы Гдовского района Александр Панов, в чьи обязанности входит и дорожное строительство. – Что же касается конкретной дороги через деревню Крапивно, то ее вообще-то не существует. Она при советской власти числилась внутрихозяйственной дорогой (есть такой термин), ее поддерживали местные колхозы и совхозы. Например, в Вейно был огромный совхоз «Лесной». Теперь все хозяйства развалились и трассы обслуживать некому. У нас на них нет денег, кроме того, они нам элементарно не переданы на баланс. Как мы можем ремонтировать то, чего нет? А дорог такого типа у нас по району около 400 километров.
Поскольку местные дачники – это в основном грамотные и продвинутые люди, они поняли, что надо как-то биться самим. К счастью, в деревне Крапивно есть церковь Николая Чудотворца. Она заброшена давно, но еще вполне поддается восстановлению. Церковь не считается шедевром псковской архитектуры, она довольно поздняя, конца XIX века – такой эклектики по провинции довольно много, но для всей округи она была настоящим духовным центром. И на реставрацию храма удалось найти спонсоров – ими стали все местные дачники и их хорошие знакомые. Поэтому и самосвалы не с псковскими номерами. Стали завозить кирпич, подвели электричество, расчистили территорию, поставили леса.
А поскольку дороги как таковой нет, спонсоры разорились и на дорогу. Но только от деревни Щепец до храма в Крапивно. То есть сквозного проезда до деревни Вейно, о котором мечтали многие местные дачники и редкие аборигены, так и не будет. Но так устроена дорожная сеть Псковщины, что в ней больше прорех, нежели ниток шоссе: чтобы попасть в Крапивно с юга, через Щепец, нужно проехать в два раза больше километров, нежели если двигаться с севера – через Вейно. Причем путь через Щепец тоже отнюдь не шелковый – дороги и от Гдова, и от нашего Сланцевского района местами чудовищно разбиты, хотя с крапивенской экстрим-трассой не сравнить.
К тому, что сезонные обитатели деревень устроили какую-то дорожную самодеятельность, местная администрация относится весьма благожелательно.
– Без них наши деревни исчезли бы окончательно, а так хоть в летний сезон жизнь есть, – подчеркивает Сергей Борнусов. – Те же дачники не дают умереть с голоду или без врачебной помощи и двум-трем местным старушкам, которые еще доживают свой век по деревням, помогают по-соседски. С другой стороны, проблема дорог, которая решается только частным образом, скажем, люди скинулись, купили машину гравия, засыпали лужу-другую, все равно остается самой животрепещущей. Ведь мы не можем заставить дачников делать дорогу за свой счет! А не все новопоселенцы лично заинтересованы в хорошем подъезде к своим угодьям. Я лично знаю нескольких богатых людей, которые подъезжают к себе по ужасной грязи, но на вопрос, не хотят ли они улучшить дорогу, отвечают так: «Мы уехали из города, где нам надоели люди, поэтому хотим сидеть в глуши и наслаждаться одиночеством, а что дорога плохая – так у нас джипы хорошие, а по гладкой дороге к нам всякий сброд понаедет, все замусорит».
Поэтому дачники между Крапивно и Вейно, не попавшие в зону деятельности восстановления церкви, вынуждены сами думать о своем будущем. Ведь в деревне Вейно есть местная церквушка, пусть новодел, но считается, что здешним жителям крапивенский храм совершенно ни к чему. А спонсоров нынче можно найти только на восстановление церкви, более приземленные объекты их не очень волнуют, видимо, считается, что не зачтется на Страшном суде. Да и то: если граждане платят государству налоги и содержат целую чиновничью орду, то они вправе требовать от государства тех же дорог. Татьяна Хмельник
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь