Общество

Истец – тюрьмы жилец

04 августа
Предприниматель Инна Немцина провела в следственном изоляторе более года по беспрецедентному обвинению: за обращение в суд с гражданским иском. В мае 2009 года прокуратура принесла ей официальные извинения от имени страны за незаконное уголовное преследование, которое, похоже, снова возобновлено РУВД Центрального района. Известный юрист Наталья Самойлова открыто обвиняет его сотрудников в коррупции и обслуживании чужих интересов.

Об Инне Немциной петербургские СМИ неоднократно писали в 2002 году, когда на нее было совершено покушение. В августе на Таллинском шоссе в ее «мерседес» выпустили 32 пули, раненый водитель чудом вывел машину из-под обстрела. Немцина связывала происшедшее с разделом бизнеса между ней и ее родным братом Антоном Хохловым. Раздел сопровождался взаимными обвинениями и обращениями в суд. Предметом спора была ликеро-водочная империя (заводы «Нива», «Биопром», торговый дом «Смирновъ» и т. д.), занимавшая около четверти алкогольного рынка Петербурга.
Но уже в августе 2003 года Немцина решила отойти от дел и передала свои предприятия в управление давней подруге и компаньону Татьяне Лобановой. В начале 2004 года между ними заключена новая сделка: Лобанова получила в дар все шесть предприятий подруги. Она также написала Немциной расписку на 30 миллионов рублей, чтобы выкупить долги предприятий.
– Тогда эта сделка казалась мне единственным способом сохранить бизнес от поглощения, – говорит Инна Немцина. – Однако Таня вернула мне всего 560 тысяч, сообщила по телефону, что я теперь «никто», и вовсе перестала отвечать на мои звонки. В ноябре 2006 года я обратилась в Дзержинский райсуд, где Лобанова признала факт наличия долга, не представила никакого отзыва на иск и начала переоформлять свое имущество на других лиц. Вероятно, она искала выход из ситуации, так как спустя полгода она написала заявление в РУВД Центрального района, где долгое время работал ее муж, будто я хочу похитить у нее деньги «путем подачи фиктивного иска в суд»!
К заявлению госпожа Лобанова приложила две расписки Немциной, подлинность которых последняя категорически отрицает. Все известные денежные документы между Немциной и Лобановой рукописные, только эти напечатаны на компьютере и на них отсутствует даже расшифровка фамилии. Почему-то никто не задался вопросом, почему Лобанова ранее не предъявляла эти расписки в суде. На бывшую «водочную королеву» возбуждают уголовное дело по обвинению в мошенничестве и заключают 51-летнюю женщину под стражу.
– Немцину посадили в тюрьму по «преступному» действию – обращению в суд, – говорит юрист Наталья Самойлова. – Хотя это конституционное право каждого гражданина. Непонятно даже, кого она хотела обмануть. Канцелярию суда? Зато, как только Немцина оказалась за решеткой, судья Дзержинского суда Олег Кутыев постановил взыскать с нее в пользу Лобановой 28 миллионов рублей. Службой судебных приставов описана недвижимость Немциной на сумму, значительно превышающую сумму иска. А ее движимое имущество просто разграблено, потому что следствие не приняло никаких мер по его сохранности.
В течение 2008 года прокуратура Центрального района дважды не утверждает обвинительное заключение следователя Натальи Кун с формулировками «не исследована версия Немциной» и «фабула предъявленного обвинения не соответствует материалам дела». Выяснилось, что из 140 ходатайств Немциной ни одно не удовлетворено. В марте 2009 года дело передали следователю Ольге Платоновой, которая установила, что расписки Немциной поддельные и изготовлены в связи с ее обращением в суд. Дело закрыто, решение судьи Кутыева отменено. В отношении Татьяны Лобановой возбуждено уголовное дело по обвинению в заведомо ложном доносе. Прокуратура принесла Инне Немциной извинения от имени Российской Федерации за незаконное уголовное преследование.
Недавняя подследственная вернулась в свой разоренный дом в Кайкино. Согласно показаниям соседей, здесь кто-то организовал постоялый двор. Украдено или разбито все, начиная с посуды и мебели и заканчивая дорогостоящими коллекциями, которые Немцина кропотливо собирала 20 лет. У нее была уникальная лаборатория (в Европе таких всего восемь), где культивировались редкие виды декоративных растений. Коллекционные розы из ее оранжерей, заказанные в США и Европе, похоже, просто продавались на рынке. Кроме того, Немцина занималась селекцией и коллекционированием декоративно-прудовых рыб. Хозяйством руководил знаменитый ихтиопатолог Олег Юнчис, только специальные нержавеющие ванны закупались по 1,5 миллиона рублей. Вместо всего этого Немцина обнаружила дома только огромные кучи навоза. У нее теперь нет ни бизнеса, ни средств к существованию, зато ее иск к Лобановой назначен к рассмотрению в новом составе суда.
На первое заседание в конце июля 2009 года сторона ответчицы не является. В те же дни начальник Следственного управления Центрального РУВД Игорь Николаев отстраняет следователя Платонову от «дела Немциной» и отменяет ее постановления как «преждевременные», хотя они были приняты по итогам двухгодичного следствия. Платонова увольняется из УВД.
– Очевидно, что в данном случае уголовное дело и следственный орган используются как инструмент давления при разрешении гражданского спора, – говорит Наталья Самойлова. – Налицо привлечение заведомо невиновного человека к уголовной ответственности за тяжкое преступление. Ни одно действие Немциной, вмененное ей в вину, не содержит признаков преступления, а в материалах дела прямо сказано, что «предметом преступления имеется имущественный спор, который также рассматривается в Дзержинском суде». Прямо в фабуле обвинения Немциной написано: «Имея целью причинение имущественного вреда в сумме один миллион долларов, подарила ООО «Опытный завод «Нива» и ООО «Объединение «Биопром»… Хотя, когда это писалось, Лобанова уже продала одно из подаренных ей предприятий за пять миллионов долларов.
Сама Наталья Самойлова не является адвокатом Немциной, у которой и средств-то на оплату юриста не осталось. В девяностые годы Самойлова была известна как руководитель одной из самых дорогих юридических фирм Петербурга, но более семи лет назад отошла от дел. Она никогда не выступала в качестве адвоката по уголовным делам, но «свежий взгляд» на ситуацию вынудил ее обратиться к ряду руководителей правоохранительной системы, начиная с Генерального прокурора РФ Юрия Чайки.
– Меня страшит открытость творимого с Немциной беспредела, – признается Самойлова. – Ведь все незаконные действия должностных лиц производились не под покровом ночи. Почему молчат юристы, облеченные властью? Содержание Немциной под стражей производилось и продлялось судом. В ходе обысков изымались и исчезали документы по гражданскому иску Немциной к Лобановой. Созданы все условия, чтобы имущество Инны было разграблено. В качестве свидетелей допрошены десятки людей, не имевших никакого отношения к сути дела, но в разное время работавших с Инной. Всех их обязательно спрашивали, про какую собственность и проекты подозреваемой им известно. Я не верю, что эта цепь событий случайна.
Денис Терентьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь